1.Организационный этап - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. 2. Постановка цели и задач урока. - Писал он о природе, животных. Природу любил как поэт и как художник. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать». - Я думаю, вы уже догадались, с творчеством какого писателя мы сегодня более подробно познакомимся? - Сегодня на уроке у нас присутствует библиотекарь, Крылова Светлана Викторовна, который вас познакомит с биографией К.Г. Паустовского. 3. Актуализация знаний. - Дома вы прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Интересно ли вам было читать этот рассказ? Почему? (Слайд 1) 4. Первичное усвоение новых знаний. Давайте напомним сюжет данного рассказа. а) - Зачем Ваня обратился к ветеринару? Найдите в тексте. - Прочитайте, как к зайцу отнёсся ветеринар. Почему он отказался его лечить? - Прочитайте разговор бабки Анисьи и Вани. Что она посоветовала Ване? - - Как Ване и дедушке удалось найти Карла Петровича? Зачитайте. - Удалось ли вылечить зайца? - Кто помогал в спасении больного зайца? б) Давайте вспомним всех действующих лиц этого рассказа. 5. Первичная проверка понимания. - Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение. - Каждая группа выписывает из списка качества, которые характерны для каждого героя. У вас на партах список качеств и герои рассказа. После обсуждения выберите выступающего от каждой группы. 1 группа: ветеринар, бабка Анисья. 2 группа: Ваня, дедушка. 3 группа: аптекарь, Карл Петрович. - Какое отношение у вас к каждому из действующих лиц? (Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?) Физминутка. Руки, как ветки, А мы, как деревья, Теперь мы как будто в лесу. Мы руки поднимем И руки опустим, Так ветер сбивает росу. Чуть в стороны руки, И плавно покажем, Так в небе летят журавли. И как они сядут, мы тоже покажем- Крылья сложить мы должны. (Слайд 2) 6.Первичное закрепление. Дискуссия. ( На розовых листах написаны мнения учащихся. Один из учеников прочитывает эти мнения) (Слайд 3) - Вот три ученика на вопрос « О чём этот рассказ?» высказали различные мнения: 1.Это рассказ о зайце. 2. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре. 3. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. - Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Посовещайтесь в группе и выберете выступающего. 7. Рефлексия. - Молодцы. Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но в жизни часто бывает, что не только люди помогают друг другу, животным, но и животные могут помочь людям. Приведите примеры. - Молодцы. - Перед нами «корзина мыслей». Каждая группа кладёт в неё свою мысль, дописав слова на листочке. (Слайд 4) 1 группа: Быть добрым – это значит …. 2 группа: Быть добрым легко…. 3 группа: Быть добрым тяжело… - Доброта одно из основных свойств русского народа. Жизнь по сердцу создаёт открытость души русского человека. Лёгкость и простоту общения. - К.Г. Паустовский выделил те качества, которыми должен обладать человек. (Слайд 5) Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет носить высокое звание – Человек. - Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. А самое главное – это научиться видеть, что кому – то нужна ваша помощь. 8. Информация о домашнем задании. - Молодцы. - А как же закончился этот рассказ, мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание: составить план и пересказать рассказ. | учащиеся приветствуют гостей. С творчеством К.Г. Паустовского. Учащиеся слушают рассказ библиотекаря. Ответы учащихся. Лечить. Лапы у него пожженные. с.84 (Ветеринар повернул Ваню…) не умеет. с.84 (Ты чего малый) ехать в город обратиться к Карлу Петровичу – детский врач. с.86 ( Долго спрашивали…) Да. Ваня, дедушка, бабка Анисья, аптекарь, Карл Петрович. Ваня, дедушка, бабка Анисья, аптекарь, Карл Петрович, ветеринар. Групповая работа учащихся. Ветеринар – злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый. бабка Анисья – любопытная, жалостливая, душевная, добрая. Ваня – беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый. дедушка – отзывчивый, робкий, добрый. аптекарь – нервный, сердитый, раздражённый, но добрый. Карл Петрович – интеллигентный, строгий, образованный, добрый. Ответы учащихся. Учащиеся выполняют физминутку. Работа в группах. Учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на них. Приводят примеры из жизни, рассказов К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Учащиеся дописывают мысль, зачитывают её и кладут в корзину. Чтение детьми высказывания и размышление над ним. Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. | Учитель даёт положительный эмоциональный настрой на урок и плодотворную работу. В процессе обсуждения дети совместно с учителем выходят на самостоятельную постановку задач учебной деятельности. Учащиеся выражают своё отношение к прочитанному. Учащиеся соотносят свои ответы с предложениями из текста. Работа с текстом. Распределение по группам основывается на прежнем опыте учащихся. Дети анализируют героев и дают им характеристику. Выражают свое отношение к каждому из действующих лиц. В ходе дискуссии учащиеся выделяют идею произведения. Соотношение поставленных задач с достигнутым результатом. Самостоятельное чтение произведения. |