Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды, генетические ряды углеводородов».
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизация знаний по теме: «Углеводороды» и «Генетические ряды углеводородов»
Образовательная: Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающая: Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе. Продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.
Планируемые результаты
Предметные: знать понятия «изомерия», «гомология», «изомеры», «гомологи».
Метапредметные: уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ, составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
Личностные: сформировать познавательный интерес к теме «Изомерия, гомология, изомеры гомологи»
Метод обучения: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку;
Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической взаимосвязи углеводородов.
Ход урока:
1 Организационный момент1-2 мин.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.
3. Работа по теме урока.
Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.
Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:
Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.
Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)
Изомеры: в) и г); д)з) и е)
Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.
Вопросы классу:
Какое явление называется изомерией?
Какие виды изомерии бывают?
Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
Какие вещества называются гомологами?
Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.
Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Решение цепочек превращений, отражающих
генетическую взаимосвязь углеводородов.
Два человека решают две цепочки за досками:
С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 - учащийся

2- учащийся только под а)
Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:

Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:
СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A
H2, NiY H2O, H3PO4 B
Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.
При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.
Решение качественных задач.
Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:
Карточка 1.
В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.
Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.
Карточка 2.
В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.
Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:
Карточка 3.
В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.
Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа. Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
Решение расчетных задач.
Два человека за досками решают задачи по карточкам:
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:
Карточка 3.
При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.
Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
IV.Анализ оценок за урок.
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Что для вас было интересным?
Подведение итогов урока.
V.Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды»