СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды, генетические ряды углеводородов» 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия дляобобщения и систематизация знаний по теме: «Углеводороды» и «Генетические ряды углеводородов»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды, генетические ряды углеводородов» 10 класс»

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды, генетические ряды углеводородов».


Цель урока: создать условия для обобщения и систематизация знаний по теме: «Углеводороды» и «Генетические ряды углеводородов»

Образовательная: Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающая: Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе. Продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.

Планируемые результаты

Предметные: знать понятия «изомерия», «гомология», «изомеры», «гомологи».

Метапредметные: уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ, составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.

Личностные: сформировать познавательный интерес к теме «Изомерия, гомология, изомеры гомологи»

Метод обучения: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку;

Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической взаимосвязи углеводородов.

Ход урока:

1 Организационный момент1-2 мин.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.

Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.

3. Работа по теме урока.

  1. Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.

Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:

Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.



Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)

Изомеры: в) и г); д)з) и е)







Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.

Вопросы классу:

  • Какое явление называется изомерией?

  • Какие виды изомерии бывают?

  • Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?

  • Какие углеводороды проявляют изомерию классов?

  • Какие вещества называются гомологами?

Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.

Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.

Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Решение цепочек превращений, отражающих

генетическую взаимосвязь углеводородов.

  1. Два человека решают две цепочки за досками:

С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 - учащийся

2- учащийся только под а)

  1. Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:

  1. Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:

СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A


H2, NiY H2O, H3PO4 B


Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.

  1. При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.

Решение качественных задач.

  1. Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:

Карточка 1.

В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.

Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.

Карточка 2.

В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.

  1. Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:

Карточка 3.

В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.

Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа. Проверка решений задач из карточек 1 и 2.

Решение расчетных задач.

Два человека за досками решают задачи по карточкам:

Карточка 1.

Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.

Карточка 2.

Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.

Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:

Карточка 3.

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.

Проверка решений задач из карточек 1 и 2.

IV.Анализ оценок за урок.

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Что для вас было интересным?

Подведение итогов урока.

V.Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды»