Актуализация знаний | тренировка в чтении и записи двузначных чисел | Ребята, сейчас вам нужно будет решить задачи, слушайте меня внимательно. Ответы запишем на доске. Бабушка Надя в деревне живет, Животных имеет, а счет не ведет. Я буду, ребята, их называть, А вы постарайтесь быстрей сосчитать. Корова, теленок, 2 сереньких гуся, Овца, поросенок и кошка Катуся. Сколько всего животных у бабушки Нади? (7)
На березе 3 синички Продавали рукавички. Прилетело еще 5. Сколько будут продавать? (3+5=8)
Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? (6-1=5)
Стала курица считать Маленьких цыпляток: Желтых 5 и черных 5. А всего? (5+5=10) Ребята, посмотрите на получившиеся ответы (7, 8, 5, 10), как вы думаете, какое число здесь лишнее? Почему? А какие это числа – двузначные? А какие еще бывают? Чем отличаются однозначные от двузначных? -Ребята, прочитайте числа: 7, 27, 30, 17, 5, 3, 10, 45. -На какие группы можно разбить эти числа? -Какие числа называются однозначными/двузначными? -Перечислим числа, которые относятся к однозначным. А теперь те, которые относятся к двузначным. -Ребята, чем похожи, чем отличаются числовые ряды: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 -Прочитаем хором второй числовой ряд. -Запишите второй числовой ряд в порядке возрастания. -Что значит, записать в порядке возрастания? -Прочитаем хором полученный числовой ряд. Как мы сейчас считали? Какие это числа? | 7 животных у бабушки Нади. 8 синичек будут продавать рукавички. 5 мишек. 10 маленьких цыпляток. 10, потому что оно двузначное 10-наименьшее двузначное число. Это десяток Двузначные числа – это числа, в которых две цифры. Однозначные – одна цифра. Читают числа. Однозначные, Двузначные. Похожи одинаковой цифрой. Отличаются тем, что в 1 ряду это число единиц, а во втором - число десятков. Как еще можно назвать числа второго ряда? (круглые десятки) Записывают в тетрадях. Круглые, потому что у них 0 в разряде единиц | уметь читать и записывать двузначные числа | |
Определение темы и цели урока | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Постановка проблемы: Поднимите руки те, кто умеет считать после 10? - Кто умеет записывать числа после10? (На развороте доски записаны числа от 11 до 20). -Кто прочитает нам эти числа? - А поднимите руки те, кто знает как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи? -Назовите тему урока ( Числа от 10 до 20 / помочь сформулировать тему урока/ Мы познакомимся с разрядами десятков и разрядами единиц) -Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать двузначные числа от 10 до 20, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?» «КАК ЗАПИСАТЬ?» «КАК ПРОЧИТАТЬ?» К нам на урок пришли гости - Кто это? (Незнайка и Знайка) - Зачем пришёл Незнайка? - Зачем пришёл Знайка? (Чтобы объяснить Незнайке как образуются числа от 10 до 20) - Мы лаборанты-исследователи поможем Знайке. Каждая парта- это ваша минилаборатория, в которой вы парами будете проводить исследование. | | определять тему с помощью учителя | |
Открытие нового знания | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | ( для активизации внимания) Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям! -Вспомним, на какие вопросы мы должны ответить? «КАК ОБРАЗОВАТЬ?» «КАК ЗАПИСАТЬ?» «КАК ПРОЧИТАТЬ?» Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8 –записано на доске) -Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? ( положить еще одну палочку). - Каким знаком обозначим это число? ( цифрой 9). - Как получить следующее число? ( положить еще 1 палочку). - Как оно называется? - Каким знаком обозначить это число? (цифрами 1 и 0) - Положите это число себе на парту! ( учитель приклеивает к доске число 10) -Как можно по другому назвать число 10? ( 1 десяток). –Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? ( связать их, связывают резинками) У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом « десяток» - А как в старину называли 1 десяток? (« ДЦАТЬ»). - Ребята, сколько у вас десятков? - А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0) -- А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 - ноль отдельных палочек ) Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ ЕДИНИЦ. - Что такое разряд единиц? Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ ДЕСЯТКОВ -Что такое разряд десятков? - У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число? - Достать ещё 1 палочку. - Достаём следующую палочку. - Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка). - Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица). - В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1) - А кто знает, как читается это число? - А почему так? (обратить внимание на старинное название десятка и медленно продемонстрировать наложение единицы на десяток). - Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока? - Как получить следующее число после 10? - Как записать это число? - Как прочитать это число? - Почему оно так называется? - Проверим свои первые открытия на других числах? - Но прежде нам нужно немного отдохнуть! | | уметь считать в пределах 10; уметь решать задачи методом перебора строить краткие речевые высказывания оценивать правильность выполнения учебных задач | Слайд 2-3 |
Воспроизведение изученного | тренировка в чтении и записи двузначных чисел; в сложении и вычитании в пределах 10 (табличные навыки); формирование умения решать задачи на комбинации методом перебора. | А сейчас, ребята, давайте поработаем с числовым лучом на странице 47, задание 106. - Что такое числовой луч? Давайте определим, чему равна одна мерка? Посмотрите на точки, какие числа под ними должны быть? Запишите их к себе в тетрадь. - Какие числа записали? прочитайте. Как они называются? Какие числа называем двузначными? Решим задачу на странице 107. Мог ли Миша в 1 день съесть 3 конфеты? Для ответа учащиеся рисуют на доске ряд из трёх фигур, под ним – из четырёх, ещё ниже – из пяти конфет. Пересчитав фигуры, ребята обнаруживают, что их больше, чем десять. Значит, в первый день Миша съел меньше, чем три конфеты. Первоклассники делают новый рисунок, начиная его с ряда из двух конфет. Вновь обнаруживается, что на 4 дня Мише конфет не хватит. Остаётся один вариант: в первый день Миша съел одну конфету, во второй – две, в третий – три, в четвёртый – четыре. Таким образом удаётся выполнить требование задания. Равенство 1 + 2 + 3 + 4 = 10 можно записать на доске в завершение работы. | Числовой луч – это луч, у которого есть начало, направление, он разбит на одинаковые мерки. 1 мерка - 1 клеточка Работа сначала у доски, а потом записать! 15 17 19 1 см. Учащийся решает задачу на доске. | уметь считать в пределах 10; уметь решать задачи методом перебора строить краткие речевые высказывания оценивать правильность выполнения учебных задач | |
Подведение итогов, рефлексия | знать, как образуются числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу счёта. Оценка и контроль первичных знаний. Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание, слушать других. | Давайте посмотрим какое солнышко у вас получилось. Самооценка работы учащихся на уроке: • Над какой темой сегодня работали? • Какую цель мы ставили на уроке? • Достигли этой цели? Закончите фразу: • Я доволен своей работой, потому что… (У меня получилось солнышко с зелёными лучами) • Теперь я умею… (Считать до 20) • То, что я узнал сегодня на уроке, мне пригодится… (На уроках математике) • Кто научился называть и записывать двузначные числа? • Кому нужно еще потренироваться читать и записывать двузначные числа? Закончен урок и выполнен план Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились Что на уроке вы не ленились! | Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы. Цель: Установить степень усвоения темы | Строить краткие речевые высказывания. Ориентироваться в системе своих знаний: понимать, что умеет делать, что нет Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | |