СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Основы административного права в Республике Беларусь"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по теме "Основы административного права"

Задания к тексту:

1. Выписать определения понятий: Административное право, субъекты административных правоотношений, административная правоспособность, административная дееспособнось, административная ответственность

2. Назвать основной документ по административному праву в Республике Беларусь

3. Выписать основные виды административных взысканий

4. Ответить на вопрос: Со скольки лет наступает административная ответственность?

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Основы административного права в Республике Беларусь"»

Тема «Основы административного права»

(лекция)


Цель: формирования знаний у учащихся об административном праве

Задачи:

Образовательная:

-актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права

- дать учащимся обществоведческие термины и определения: «административное право»; «административное правонарушение»; «административное наказание»

Развивающая:

- развивать критическое мышление

- развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе, решать правовые задачи)

Воспитательная:

- воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности


Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом


Вопросы лекции
1 . Общие положения административного права.
2. Административное правонарушение и административная ответственность.
3. Административные взыскания и порядок их наложения.

1. Изучение нового материала

Ход занятия


1.Общие положения административного права.

С 1 марта 2007 года вступили в силу сразу два кодекса – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 17 декабря 2002 года, одобренный Советом Республики 2 апреля 2003 года (далее КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 9 ноября 2006 года, одобренный Советом Республики 1 декабря 2006 года (далее ПИКоАП).
Как и любая отрасль права, административное право состоит из правовых
норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет.

Административное право – совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органами исполнительной власти, государственного управления, иными организациями.

Предметом административного права являются общественные отношения властного организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления.

Основным признаком административно-правовых отношений является
наличие обязательного участника таких отношений – государства, в лице его
компетентных органов, обладающего правом требовать от иных субъектов административно – правовых отношений должного поведения.

Административные правоотношения представляют собой определенную систему, элементами которой являются:

- субъекты (участники);

- объект (по поводу чего возникли отношения);

- содержание правоотношений (поведение субъектов и их юридические
права и обязанности).

Под субъектами административных правоотношений понимают участников управленческих отношений, которые наделены правами и обязанностями, способностью вступать в административные правоотношения. Участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д.

Все субъекты административных правоотношений должны обладать таким юридическим свойством, как административная правосубъектность, зависящая от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность – способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере. Правоспособность граждан в ряде случаев, предусмотренных законодательством, может ограничиваться. Это происходит в связи с совершением административных правонарушений, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере.

В ст. 4.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях сказано, что административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом.




2.Административное правонарушение и административная ответственность

В ст. 2.1. КоАП Республики Беларусь приводится понятие административного правонарушения. Так административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

- оконченного административного правонарушения;

- покушения на административное правонарушение.

Общими признаками, присущими всем административным правонарушениям, являются: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Административная ответственность представляет собой наиболее распространенный вид юридической ответственности.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность (ст. 4.1.КоАП) выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.


3.Административные взыскания и порядок их наложения

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий (ч.1. ст. 6.2. КоАП):

- предупреждение;

- штраф;

- исправительные работы;

- административный арест;

- лишение специального права;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- конфискация;

- депортация;

- взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Административные взыскания в виде исправительных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения налагаются только судом.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!