СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему люди перед приемом пищи пожелают друг другу "Приятного аппетита!", что это значит  с физиологической стороны?

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ"»

Используемый УМК:

8 класс: Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек» рабочая тетрадь

Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» тематическое планирование

Н.И.Сонин «Биология. Человек» программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009.

Тема урока ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ


План-конспект проведения урока.

Цель: изучить процесс пищеварения в желудке.

Задачи: образовательные – изучить особенности пищеварения в желудке, развивающие – формирование универсальных учебных действий стиля сотрудничества при выполнении лабораторной работы,

воспитательные: формирование правил здорового образа жизни - профилактика гастрита,

профориентация - знакомство с профессией гастроэнтеролога.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации урока, модель торса человека разборная, штативы с пробирками, пипетки, молоко холодное, горячее, теплое, раствор сычужного фермента, соляная кислота, универсальная индикаторная бумага.

Содержание урока.

  1. Активизация внимания.(1мин.)

Учитель объявляет тему урока «Пищеварение в желудке». На экран выводится слайд №1. Учащиеся записывают в тетрадь число, тему.

II. Актуализация знаний (5 – 7 мин.)

Проблемный вопрос: Почему люди перед приемом пищи пожелают друг другу «Приятного аппетита!», что это значит с физиологической стороны?

На этот вопрос мы с вами, ребята, ответим в конце урока.

Желудок не является началом пищеварительной системы.

Вспомним, что происходит с пищей до поступления в желудок.

Слайд №2. «Вспомним что узнали» - учащиеся на листочках выполняют задание.(5-6мин.) Что происходит с пищей в ротовой полости?

-Почему слюнные железы относятся к железам внешней секреции?

-Каковы функции слюнных желез?

-Что такое слюна?

Обмен работами, взаимопроверка по тексту слайда №3

«А теперь проверим себя»: 4 верных ответа - оценка «5»

3 верных ответа - оценка «4»

2 верных ответа - оценка «3»

менее двух – оценка «2»

Все положительные оценки выставляются после контроля учителя в журнал.

  1. Конструирование новых знаний. (20 мин.)

Заранее подготовленный учащийся в белом халате включает следующий слайд:

Слайд №4 «Биологическая информминутка» -

сообщение ученика о желудке: А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?

Слайд №5 «Это интересно» - Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1,5 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.

Ученик показывает на разборной модели торса человека месторасположение желудка, его форму. Его показ сопровождается демонстрацией слайда №6 «Проекция желудка на переднюю брюшную стенку».

Учитель обращается к ученику, изображающему доктора:

«Уважаемый доктор! Нельзя ли нам сделать перерыв в вашей увлекательной лекции?».

Ученик включает слайд №7 «Пауза для здоровья». Дыхательная гимнастика для профилактики опущения желудка.

  1. В положении стоя, правой рукой определите область расположения желудка (показывает на модели еще раз).

  2. Сделайте глубокий вдох через нос.

  3. Медленно выдыхайте, одновременно втягивая мышцы живота по направлению к позвоночнику и вверх.

  4. На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.

  5. Повторите, начиная с упражнения №2, 4-5 раз.

Учитель включает слайд №8 «Строение стенки желудка» - ознакомьтесь с содержанием, рассмотрите рис. на странице 180. Найдите, где расположен вход в желудок, проводящий пищу из пищевода.

Учащиеся находят на модели вход в желудок, затем проекцию на собственном теле.

Вывод: при ощущении голода болит, тянет именно в этой области – эпигастральной.

Слайд № 9 «Информация о привратнике, рефлекторном его действии».

«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его.

Слайды №№ 10, 11. Учащиеся изучают внутреннюю поверхность желудка, рассматривают на рисунке стр. 181 типы клеток поверхности желудка.

Проблемный вопрос: как смоделировать работу желудка?

Учащиеся из ранее изученного материала по пищеварению (6 класс) знают, что в желудке перевариваются белки, там есть ферменты и соляная кислота. Предлагают белковые продукты – мясо, яйца, рыбу, творог, молоко. Выбираем молоко.

Слайд №12 Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белки» - запись в тетрадь.

Определяем цель работы (слайд №13)

  1. изучить действие ферментов желудочного сока на белки.

Слайд №14. Ход работы:

Учащихся выполняют задания:

1 задание выполняют одновременно: определить рН среды индикаторной бумагой, поместив полоску универсальной индикаторной бумаги в раствор фермента, подкисленного НCl (соляная кислота) - бумага дает показатель кислой среды.

2. Изучение скорости свертывание белков молока под действием фермента при температуре молока для эксперимента:

1-2 учащийся (или ряд) t° молока = 37° - 38°C/

3-4 учащийся - холодное молоко - t° молока = 10° С

5-6 учащийся - горячее молоко- t° молока ≈50°С

Учащиеся докладывают, что:

1-2 - свертывание произошло,

3-6 – не наблюдается свертывания.

Учащиеся делают вывод: ферменты работают при t° = 37 - 38 ° С, значит горячая и холодная пища для желудка не будет полезной.

Слайд № 15,16 – информация о кислотности среды в желудке.

Самостоятельная работа с текстом (7 минут): Изучить «Принцип работы желудка» – учащиеся изучают текст учебника, составляют словесно – логическую схему:

вид, запах, вкус пищи -----рефлекторное слюноотделение------выделение ферментов желудочного сока и соляной кислоты-----воздействие на поступившую в желудок пищу и ее переваривание





Слайд № 17. Соотнесите функции основных оболочек стенок желудка; заполните таблицу.

Оболочка

Функция

Слизистая

  1. поддерживает и подвешивает желудок к задней стенке тела.

  2. перемешивание пищи.

3. Секреторная.

4.Перемещение пищи.

Мышечная

Серозная


5. Обеспечение свободного движения желудка.

IV. Подведем итоги.

Ребята анализируют, чему научились на уроке:

Фронтальная беседа:

  1. Если заболел желудок, обращаемся к….(гастроэнтерологу)

2.Чтобы не болел желудок нужно….(тщательно пережевывать пищу, не есть всухомятку, соблюдать режим приема пищи, пища должна быть умеренно горячей)

3. Как доказать, что пища должна быть умеренно горячей?

4. В желудке содержатся…(ферменты), для их активации выделяется …. (соляная кислота).

5. Воспаление желудка называется …..(гастрит)

6. Жевательную резинку нельзя жевать на голодный желудок, т.к…..(слюна при поступлении в желудок рефлекторно вызывает выделение желудочного сока, а входящая в его состав соляная кислота будет разъедать стенки желудка)

Составляем резюме по теме.

Слайд № 18, 19 - подтверждение и проверка их высказываний.

-Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.

-В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую "кашу", на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.

-Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.

-Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).

-В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.

Вывод: Приятного вам выделения аппетитного сока, а аппетитный сок это и есть желудочный сок. Раз больше выделяется желудочного сока, будет хорошее пищеварение.

Отвечаем на вопрос, поставленный учителем в начале урока.

Оценки за устные ответы, работу на уроке с комментариями.

V. Слайд № 20. Домашнее задание:

( 1минута)

Изучить текст стр. 180-186

Ответить на вопросы №1-4 стр.186.

Индивидуальные сообщения:

Влияние жевательной резинки и фастфудов на желудок.


Источники информации:

  1. УМК 8 класс Биология. Человек (авторский коллектив Н.И.Сонин и др.).

  2. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы (А.С. Батуев и др.).

  3. Справочники терапевта

4. Интернет – ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!