Тип урока: ОНЗ.
Учебник: «Русский язык», авт.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Тема: «Учимся писать записки?»
Основные цели:
1) знакомство с малым жанром письменной речи -записка;
2) формирование умения составлять и писать записки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (на интерактивной доске):
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» ч.2, автоматизированное рабочее место учителя, презентация, планшеты, эталон « Как составить записку».
Раздаточный материал:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1): (Слайд 2)
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
Прочитайте слова, написанные на доске.
Какое слово пропущено? (Сам) (Слайд 2, анимация 1)
Как понимаете эти слова? (Ученик открывает новые знания сам)
Как мы это делаем? (Мы сначала выясняем, что мы не знаем, а затем сами открываем новое.) (Слайд 2, анимация 2)
О чем мы говорили на прошлом уроке? ( )
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать способности к составлению записки;
актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Что такое описки?
2) Кто такой корректор?
3)Что нужно знать, чтобы не было ошибок?
– Ребята, вы уже все довольно взрослые и, наверное, не раз родители оставляли вас дома одних. Вот и Антон, однажды, проснувшись утром, увидел на столе листок бумаги.
– Раньше мама не писала Антоше таких листочков. Он даже не знал, как они называются.
- Кто знает как называется этот листочек?
– Антон прочитал мамин листочек и решил тоже ответить маме. Вот что у него получилось.
– Как вы думаете, сразу ли мама поймёт, что тут написано?
– Что ей помешает? (ошибки)
– Исправьте ошибки Антона. Все исправления объясняйте. Исправляйте ошибки по всем правилам. Работа в парах. Комментарии.
- Молодцы ошибки исправили ошибки в записке.
Записка – это листок бумаги с записью, чаще всего с сообщением.
Задание для пробного действия.
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: (Слайд 4).
Определите части записки? Сколько их?
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках
Учащиеся поднимают руки.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
_Что нужно сделать?(Остановиться и подумать)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать какие части содержит записка)
Какая тема урока? (Учусь составлять записки.)
Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.
План на доске. (Слайд 5, анимация 1-5)

Уточнить, что 1, 2, шаги вы будете выполнять в группе, а 3 шаг – выполним вместе.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способ расстановки частей записки;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Лист с заданием на А4
Учащиеся работают в группах. Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Вывод формируется коллективно.
– Итак, в записке должны быть 3 части
обращение,
сообщение,
подпись.
- Молодцы! Где можем проверить наш вывод? (В учебнике)
- Откройте учебник с.109 (Слайд 6)
-
Учитель на доске подводит итоги сказанному и получается эталон: (Слайд 7, анимация 1-6)

- Что получили? (Эталон)
- А как по нему будем работать? (Слайд 7, анимация 7 - 10 )
1. Напишем обращение.
2. Напишем сообщение.
3. Запишем подпись.
- Теперь мы можем выполнить наше пробное задание? ( )
-Найдите эти части в записке мамы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ написания записки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новым алгоритмом.)
- Как будем работать? (Все вместе)
- Выполним упражнение 165. ( ) (Слайд 8)
-
- Проверьте работу в парах по образцу на доске.( Слайд 8, анимация 1)
- У каких пар возникли затруднения?
- В каких словах?
- Почему возникли затруднения?
- У каких пар не было затруднения?
Физминутка.
-
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность умения применять способ построения записки.
На работу отводится 3-4 минут. Проверка организуется по эталону для самопроверки
(Слайд 8, анимация 2)
Сравните свою запись с эталоном.
У кого есть ошибки? В каких словах?
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение составлять записки
Организация учебного процесса на этапе 8:
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? ( Узнать как составлять записки)
Нам удалось достичь цель? (Да.)
Докажите. (Мы открыли новый алгоритм)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Учащиеся оценивают себя.
Домашнее задание:
№ 171стр. 113
6