СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Тема урока: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия.»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются. Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи. В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермол не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.

 

5.Закрепление изученного материала:

 

1.  В каком году появляется пролог в печати поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

а) в 1866 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1863 г.

2. Толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа:

а) в 1863 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1866 г.

3. Что мастерски изображает Некрасов в своей поэме?

4. В чем заключается смысл поэмы?

5. К какой идее остался верен Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия.»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Дата поведения: 13.04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-16

Специальность: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.

Тема урока: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия.»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются. Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи. В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермол не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.


5.Закрепление изученного материала:


1.  В каком году появляется пролог в печати поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

а) в 1866 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1863 г.

2. Толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа:

а) в 1863 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1866 г.

3. Что мастерски изображает Некрасов в своей поэме?

4. В чем заключается смысл поэмы?

5. К какой идее остался верен Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.





Ответы направить на эл. почту: [email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!