- У каждого из нас есть определённый жизненный опыт. - Следующая работа будет направлена на то, чтобы вы вспомнили основные правила поведения (этике) в группе. - А почему мы будем делать это в группе? - Вам нужно обсудить их, придумать и обыграть ситуацию поведения по теме, вывести формулу поведения на заданную тематику (что можно делать и чего делать нельзя), оформить их в виде листовок. 1 группа: Гостевой (нормы поведения в гостях) Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз Идя в гости, обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д. В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно Не стоит надолго задерживаться в гостях Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение К себе гостей стоит приглашать заранее В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит 2 группа: Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте) Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров В транспорте заранее следует готовиться к выходу На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди 3 группа: Столовый (правила поведения за столом) Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом Кушать следует с закрытым ртом За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно Запрещается класть локти на стол Если желаемое блюдо расположено поодаль от вас, то следует попросить, чтобы блюдо вам передали — запрещается тянуться через весь стол В конце трапезы следует сказать «Спасибо!» 4 группа: Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма) Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона При неправильно набранном номере следует извиниться Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах Запрещается баловаться с помощью телефона Все сообщения должны быть грамотно написаны 5 группа: Учебный (правила поведения в школах.) Уважать учителя В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона В начале урока следует приветствовать учителя стоя Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте Во время урока запрещается есть Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе - Ребята, время вышло, давайте представим свои работы. - Отлично, молодцы. - Нашу работу я хочу закончить стихотворением. Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться с взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. (А. Усачёв) | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимания значимости темы в собственной жизни, брать ответственность на себя за нравственный выбор. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать тему и цель урока совместно с учителем; слушать и вступать в диалог, выстраивать взаимодействие со сверстниками и учителем, формулировать свое мнение, выражать мысли в устной и письменной форме; фиксировать информацию, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, владеть навыками смыслового чтения текстов. решать этические дилеммы Предметные: обучающиеся могут продемонстрировать знание основных правил этикета и этики в различных ситуациях общения. Применять правила этикета и этики при общении с разными категориями людей (старшими, учителями, в коллективе, дома, в школе). Способно адекватно реагировать на различные поведенческие ситуации и конфликты с использованием вежливого и уважительного общения. |