СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока:Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (урок-посвящение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление навыка отличия простых предложений от сложных,классификация сложных предложений и средств связи между ними,умение конмтруировать предложения. учить работать с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (урок-посвящение»



 

Класс 9.

 Тема урока:Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (урок-посвящение).

Цели урока: 1) закрепление навыка различия простых и сложных предложений

2) классификация сложных предложений и средств связи между их частями;

3) умение конструировать предложения.

4) речеведческий анализ текста;

Оборудование: 1) карточки – задания в виде цветков хризантемы;

2) опорная схема-таблица “Типы сложных предложений”

3) распечатанный на листах текст Г. Серебряковой “Святое слово”.

Организационный момент

Объявление темы, задач урока. “На сегодняшнем уроке мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе.

Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?”

Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:

Аромат фиалки

Распустившийся утром (слайд 3)

Выращивать гладиолусы

Махровые гвоздики

Запах акации

Разбирается в цветах

Сиреневый куст

Изящные лилии

Алые розы



На протяжении курса 8 класса мы изучали синтаксис и пунктуацию простого предложения.


На окне серебряном от инея хризантемы расцвели

Сегодня мы приступаем к изучению синтаксиса сложного предложения. Чем отличается сложное предложение от простого? (В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — две и более.)

Дайте определение сложному предложению?

   Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации.

Назовите виды СП?

5.

 Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов (относительных местоимений и наречий). Рассмотрим примеры :

Схема

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Сложносочиненное Сложноподчиненное

Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).



Ибо и вследствие того что хотя чтобы если пока потому что несмотря на то что так как зато для того чтобы едва тоже так что или хотя сложно будто точно



Откроем учебник прочитаем правило на стр 35 п 7 читаем

*Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.(союз И)

*Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.(союз что)

*Покраснела рябина, посинела вода.


Работа по упр 70 стр 36 записываем предложение и , выделяем грамматические основы и определяем тип сложного предложения ( у доски


Итог

Устные ответы на вопросы:

  1. На какие две группы делятся сложные предложения?

Союзные и бессоюзные

  1. Какие бывают союзные предложения?Сложносочиненные и сложноподчиненные

3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении?

Части сложносочиненного предложения равноправны, нельзя поставить вопрос от одной части к другой

5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении?

Части сложноподчиненного предложения не равноправны, одна из них- главная, другая- придаточная, т.е. от одной(гл.) можно задать вопрос к др.( придаточной)

6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений? 

Части сложноподчиненного предложения соединяются  подчинительными союзами (что, чтобы, когда, где, кто, который, так как  и др.) и интонацией

     КАРТОЧКИВ чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

  В союзных предложениях части соединяются при помощи союзов, союзных слов и  интонации; а в бессоюзных предложениях части соединяются только при помощи интонации.

  1. 8. Самостоятельная работа (практическое задание)

   Запишите предложения,  расставьте знаки препинания,  выделите грамматическую основу,  определите тип  сложного предложения, постройте схему.

  1. Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было, но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.

9.Рефлексия.

  1. Д.З.

Стр 35-36 правило, Упр.67 по заданию

 Распечатать

   Запишите предложения,  расставьте знаки препинания,  выделите грамматическую основу,  определите тип  сложного предложения, постройте схему.


  1. Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

  2. После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

  3. Солнца еще не было, но дождь перестал.

  4. Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

  5. Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.