Тема урока: «Правописание предлогов и приставок»
Тип урока: закрепление
Оборудование:учебник "Русский язык" А.В. Полякова, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с тестовыми заданиями (по уровням сложности), карточки для работы в группах, карточки для работы в парах)
Цели:
Образовательные
продолжить формировать умение: осознанно употреблять предлоги в устной речи, различать предлог и приставку, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
повторить изученные орфограммы.
Развивающие
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации;
развитие речи.
Воспитательные
воспитание положительной мотивации к учению;
воспитание интереса к предмету;
воспитание товарищества.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные универсальные учебные действия
учить принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя развивать умения оценивать правильность выполненного задания
выполнять необходимую коррекцию действий.
Познавательные УУД:
умение добывать нужную информацию
развивать умение использовать знаково-символические и средства
учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения
производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме
уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.
Коммуникативные УУД:
умение учитывать мнение разных людей
стремиться к сотрудничеству
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
учиться контролировать действия партнёра.
Ход урока
1.Организационный момент
-Добрый день, ребята!
Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания.
У вас на парте лежат « солнышко» и « тучка».Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение.
Я рада, что у большинства ребят хорошее настроение.
Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
2. Минутка чистописания.
- Вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ... (Весна)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради.
(Запись буквы В в)
– А сейчас посмотрите на слова весна, весенний, предвесенний.
- Что вы можете о них сказать? (однокоренные)
- Докажите.
- Как вы думаете, какое слово может быть лишним? Почему?
(предвесенний – приставка)
- Что можно спутать с приставками? (предлоги)
3. Постановка темы урока
- Назовите тему нашего урока.
- Тема: «Приставки и предлоги»
Поставка цели урока.
вспомнить, что же такое приставка.
вспомнить, что же такое предлог.
вспомнить правописание предлогов и приставок.
4. Формирование знаний и умений по теме.
- Записать словосочетания раскрывая скобки.( взаимопроверка )
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
Проверка!
- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1 Можно разделить на словарные слова и не словарные
2 На глаголы и существительные
3 На слова с приставками и слова с предлогами
- Назовите слово с которым мы не работали. ( додеревни )
5. Словарно – орфографическая работа.
до деревни – сущ., ед.ч., ж.р.
- Составить и разобрать предложение с этим словом.
6. Физкультминутка для глаз.
- Определи, где приставка, а где предлог.Работа в паре
( 1вариант выписывает слова с предлогом. 2 вариант выписывает слова с приставкой ).
(по)сидеть, (за)шить, (за)грибами, (с)бегают, (с)горы, (от)плыла, (от)берега,
(на)пал, (на)след, (на)горку,(с)рывают, (по)широкой, (в)ъехал, (в)гараж,
(на)ступила, (на)полу, (на)ветку, (на)остановку, (по)дружиться.
Проверка!
- Какие слова выписал 1вариант? Почему ?
- Какие слова выписал 2вариант? Почему ?
8. Обобщение материала.
- Для обобщение материала я предлагаю вам заполнить вместе таблицу:
Предлог | Приставка |
Это часть ----------------. ------------ вставить вопрос или другое слово. Не дружат с ---------------------. Пишется со словом -------------. | Это часть -----------------. ----------- вставить вопрос или другое слово. Дружат с -----------------. Пишетсясо словом -------------. |
Предлог | Приставка |
Это часть речи. Можно вставить вопрос или другое слово. Не дружат с глаголами. Пишется со словомраздельно. | Это часть слова. Нельзявставитьвопросили другое слово. Дружат с глаголами. Пишется со словом слитно. |
Физкультминутка.
10. Самостоятельная работа.
- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест. Перед вами три теста. Выберите для себя тест, с которым, как вам кажется, вы сможете справиться. Будьте внимательны.
(Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Жёлтая карточка лёгкая, синяя – средней трудности, красная – сложная)
Красная карточка
1. Что такое приставка?
А) половина слова
Б) часть слова перед корнем
В) часть слова после корня
2. Как пишутся предлоги и приставки в русском языке?
А) приставки пишутся раздельно, а предлоги – слитно
Б) и приставки, и предлоги пишутся слитно
В) предлоги пишутся раздельно, а приставки – слитно
3. Найди ошибку
А) подплыл
Б) подногами
В) зашумели
Г) за столом
4. Сколько приставок в словах текста?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
А) 3
Б) 4
В) 2
5. Сколько предлогов в тексте?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
А) 2
Б) 3
В) 4
Синяя карточка(розовая )
1. Приставка – это…
А. часть речи
Б. одинаковый корень.
В. часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
2. Перед глаголами никогда не пишется…
А. приставка;
Б.предлог.
3. Укажите слово, которое нужно писать слитно
А.(по)плывём
Б.(без)остановки
В.(по)платью
4. Выберите верное утверждение
А. Предлоги служат для образования новых слов.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
5. Укажи слово с предлогом
А. (по)лесу
Б. (по)бежал
В. (За)думал
Жёлтая карточка
1. Предлог- самостоятельная часть речи, пишется с другими словами…
а) раздельно;
б) слитно.
2. Приставка – часть слова, пишется со словом…
а) раздельно;
б) слитно.
3. Укажи слово с приставкой.
а) (по)думать
б) (по) земле
в) (по) дороге
4.Укажи слово с предлогом.
а) (за)прыгнул
б) (за)думал
в) (за)столом
5. Выбери правильное написание
а) ехал подороге
б) ехал по дороге
Итог урока
Рефлексия собственной деятельности
А теперь подведём итог нашего урока.
- О чём же шла речь на уроке?
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке мы запомнили, что приставка пишется ….. , а предлог ….
Приставка пишется всегда слитно с ……..
Я похвалил (а) бы себя ….
Особенно мне понравилось…
Мне было трудно ….
12.Домашнее задание.
- Подготовиться к контрольному списыванию по теме.
Раскрыть скобки.
(На) летели ( на) мальчика гуси, (у) несли ( у ) сестрицы братца.
(За) плакала Алёнушка(от) горя. (По) бежала ( по) чистому полю,
(До) бежала ( до ) речки студёной, (про ) дорогу (у) речки ( с) просила.
- А теперь я предлагаю показать, какая из карточек отражает ваше настроениена конец урока. У вас на парте лежат « солнышко» и « тучка».
Открытый урок
по русскому языку
2 класс
Тема урока:
Правописание предлогов
и приставок.
Учитель: Завгородняя Е.В.