Русский язык.
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине перед согласными»
Мотивирование к учебной деятельности
Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок, Всё ли у тебя в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили, садитесь и с усердием трудитесь!
Ребята, как вы понимаете пословицу «Знания по капельке собираются» ( Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в целое море знаний. Сегодня мы с вами добавим еще одну капельку в море знаний.
Актуализация знаний (10 мин)
А сейчас откройте свои тетради, отступите две строки от предыдущей работы и запишите число и классная работа.
Минутка чистописания
Сегодня наша минутка чистописания – это написание буквы, которая похожа на снежинку. Какая это буква? Правильно, буква Жж. На второй строке пропишите слоги же, еж.
В пятницу вы писали изложение. Про кого оно было? А кто это такой?
Верно. В тексте про белька были вот такие слова.
Словарная работа :
м..л..ко за..ч..я пуг..вка вар..жка
-Что это за слова?
Вставьте пропущенные безударные гласные в этих словах. Саша Ронжин, Степан Семаков. Эти гласные можно проверить? (нет, их надо запомнить)
А теперь давайте вспомним, какие еще безударные гласные существуют? (проверяемые безударные гласные).
-Верно. И такие слова тоже встретились в нашем изложении. К доске Головин Павел.
Паша, как проверить безударную гласную в корне? (Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).
Покормила – кормит, рукавичка – рука, лежал – лёжа, смотрел– смотрит.
Хорошо . Садись.
Потрудились мы отлично, давайте теперь отдохнем. Дежурные к доске.
Физминутка:
Продолжение актуализации знаний.
Теперь, ребята, отгадайте загадку:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки
И несут меня не кони,
А блестящие …. (коньки)
Учитель записывает на доске слово КОНКИ.
Ребята, прочитайте это слово. Как правильно, найдите ошибку?. ( надо вставить пропущенный мягкий знак)
Произносим слово КОНЬКИ. Где мы поставили мягкий знак, в конце или в середине слова?) Сколько букв в слове, а сколько звуков? ( 6 букв, 5 звуков)
Почему букв больше, чем звуков? (Потому что мягкий знак не имеет звука, он придаёт мягкость предшествующим согласным. Показывает мягкость согласных) Ребята, слово коньки- это тоже словарное слово.
Чему мы сегодня будем учиться? (Будем знакомиться с орфограммой мягкий знак (Ь), учиться правильно писать слова с ь) (И еще один шарик мы повесим на наше ёлочку)
Работа по теме урока:
Учёные доказали, что буква ь очень талантливая. Потому что:
-у неё нет собственного звука,
-но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
А сейчас откройте учебники на стр. 125 и прочитайте правило.
Работа у доски.
Ден…, ноч…ник, сосул…|ка, строч…ка, радост…, ступен…|ки, кол…|цо, печ…ка, мал…|чик, реч…ка. (пару человек к доске).
( Комментировать с детьми в какой части слов пишется мягкий знак)
Ребята, почему в словах ночник, строчка, печка, речка ь не пишем? Давайте вспомним это правило)
Ребята вспомните правила переноса слов с мягким знаком. Разделите слова с ь знаком вертикальной чертой – для переноса, 1 раз.
Закрепление:
А теперь давайте поиграем. Я называю слово, а вы добавляете мягкий знак. Только обязательно, поднимаем руку.
Угол -уголь, мел – мель, брат – брать, шест – шесть, сталь – сталь, кров – кровь, ел – ель, кон – конь.
Подведение итогов. Рефлексия
О чём мы сегодня с вами говорили на уроке? Что вы узнали? Для чего служит мягкий знак? (ь знак звука не даёт, мягкость согласных обозначается при помощи ь на конце и в середине слова)
Кому понравился урок нарисуйте снежинку на полях.
Отметки за урок…..
Д/З: уч. Правило с 125, упр.206 с. 126.