Тема урока «Ручная стирка. Застирывание белья.»
Цель урока: учить соблюдать операционную последовательность при стирке изделий- носового платка.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Учить приёмам выполнения ручной стирки мелких изделий из такни(носового платка);
формировать умение учащихся работать с в определённой последовательности с опорой на графический план со словесной инструкцией и образцом действия учителя ;
Коррекционно-развивающие:
содействовать развитию устной связной речи;
формировать элементы установки простейших причинно – следственных связей;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать потребность в поддержании порядка и чистоты своего внешнего вида, одежды;
способствовать воспитанию взаимопомощи.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок.
II. Введение в тему.
- Отгадайте, что это…..
Лёг в карман и караулю-
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок).
- А они есть у вас?
- Какие вы молодцы!
- У вас платочки из ткани. А какие ещё бывают платки?
-Бумажные.
- Подойдём к доске. И попробуем сложить из букв слово ПЛАТОК. Вместе с учениками складываем слово.
- Посмотрите на свои платочки. Какие они?
- Чистые.
- Мама позаботилась о вас. А давайте и мы с вами научимся помогать маме!
- Сегодня мы с вами будет учиться…?
- Стирать носовой платок.
Физкультминутка
- Посмотрите внимательно на эти предметы и найдите тот, о котором услышите загадку:
Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье стирают.
(Фартук)
- Что вы сейчас должны сделать?
- Одеть фартуки.
- Правильно! Кому необходима помощь обратитесь к товарищу или ко мне.
Чтобы в баньку ходить,
И водицу в нём носить.
(Таз)
Гладко и душисто,
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это?
(Мыло)
Кто нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
(Вода)
- Посмотрите на оставшиеся предметы. Шариковая ручка.
- А для чего она нам нужна?
- Писать.
- Мы будет сегодня на уроке писать?
- Нет
Значит её уберём .
- Мячик?
-Нет.
- Он нам сейчас тоже не потребуется.
- А это что за предмет?
-Клеёнка.
- Она нам нужна?
- Да
- Для чего?
- Чтобы наши рабочие места оставались чистыми.
III. Практическая часть:
Повторение техники безопасности при работе:
в таз наливать воду теплую;
мыло, после намыливания, возвращать в мыльницу;
стираем, стоя у стола, который по высоте равен высоте ребенка до его вытянутой руки;
если пролили воду на пол, то ее обязательно сразу нужно убрать (вытереть).
- Давайте стирать!!!
- Кто из ребят нам покажет зарядку для наших пальчиков.
Дети делают гимнастику для рук.
Упражнения с «ежиками».
-Приступаем к работе (стирке).
Учитель помогает слабым ученикам. В момент стирки учитель проходит между детьми и помогает тем детям, которые не могут справиться с заданием. Предлагает детям, которые уже справились с заданием, помочь отстающим. Учитель напоминает об уборке своего рабочего места.
Во время всей практической работы учитель контролирует действия детей, соблюдение техники безопасности и словесно поощряет качество работы.
IV. Динамическая пауза.
Мыло пенится в корыте.
Мы стираем, посмотрите.
Не мешайте нам сейчас.
Стирка срочная у нас!!!
V. Итог урока:
Что мы делали на уроке?
Учились стирать носовой платок.
А теперь повторим последовательность наших действий при стирке.
Тема: « Осязание. Мокрое или сухое.»
Цели: 1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности). 2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета. 3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие. 4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. 5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику. 6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.
Материалы к занятию: 1. Демонстрационный: губки или ватные тампоны, плакаты с изображением пейзажей. 2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”
Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.
Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)
II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”
Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:
— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.
Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.
III. Упражнение “Стирка белья”
Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).
— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?
(Высушили его.)
IV. Физкультминутка
«Буратино»
Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.
Буратино подтянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Игра “Купание куклы”
Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.
Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:
— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.
Выставляются картинки с изображением животных.
— Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.
Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.
Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.
VI. Дыхательная гимнастика
“Ходьба”. Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
Мы проверили осанку, — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.
Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.
Мы идем на пятках, — идут на пятках.
Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.
И как мишка косолапый, — идут размашисто, вразвалку
Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Как косолапый мишка,
Пойдем мы все потише,
Потом пойдем на пятках,
А после на носках.
Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)
И после к бегу перейдем.
Малыши бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”, чуть позже они произносят: “Ах!”
VII. Рисование в технике « по мокрому» ( с отражением)
Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски , лист бумаги, палитры, губки или ватные тампоны, баночки с водой.
Воспитатель предлагает согнуть лист пополам и на верхней части (сухой) листа, над сгибом нарисовать пейзаж. Нижнюю часть намочить водой и сложить листок, так, чтобы нарисованное отразилось в нижней части (мокрой) листа. Разворачиваем лист и видим два пейзажа: один на берегу, а другой отражается в воде.
VIII. Итог занятия
— Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие ощущения они запомнили.
Когда ребенок идет мыть руки, спросите его, какие у него сейчас руки, а какие они станут потом. Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи слова “сухой” и “мокрый”.
Примечание. Продолжить знакомство с понятием «Мокрое или сухое» возможно на прогулке , в таких играх - упражнениях ,как :
«Печем куличики»;
«Следы»;
«Узоры на песке»;
«Песочные прятки»;
«Песочный круг» и т.д.