Тема урока: Притяжательные местоимения. 6 класс.
Цель урока:
Познакомить учащихся с разрядом притяжательных местоимений, их значением, употреблением в речи.
2. Совершенствовать умения различать разряды местоимений.
3. Развивать орфографическую зоркость.
Задачи:
1) установить общие признаки и различия притяжательных прилагательных и притяжательных местоимений
2) рассмотреть склонение притяжательных местоимений
3) выработать умение употреблять притяжательные местоимения в речи.
развить интерес к предмету с помощью различных заданий;
4) развитие логического мышления;
5) развитие мыслительных способностей общего кругозора учащихся при выполнении таких операций как анализ, обобщение, сопоставление притяжательных местоимений с притяжательными прилагательными;
6) воспитать уважительное отношение к ответам одноклассников.
7) воспитать внимательное отношение к слову;
8) воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления притяжательных местоимений в речи.
Оборудование урока: учебник для 6 класса, доска, рабочая тетрадь, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: “Спасибо, что ты рядом!”
Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока
Целевая установка (слайд 1).
Фронтальный опрос
Какие разряды местоимений вы знаете? (личные, неопределенные, отрицательные, указательные, вопросительные, относительные, притяжательные, возвратное)
- Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? (они различаются интонацией; при чтении вопросительных местоимений должна быть вопросительная интонация, т. к. относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных)
- Какие местоимения называют неопределёнными? (неопределённые местоимения указывают на некий неопределённый предмет или неопределённого человека или животное; неопределенное количество или признак)
Словарный диктант
Учитель диктует словарные слова, дети записывают в тетрадях, затем самостоятельно проверяют (слайд 4).
Несколько миллионов, ни с кем не пришёл,
получить какую- либо профессию,
где- то услышишь, шестьсот бассейнов,
объединиться не с кем, наслаждаться
птичьим пением, ориентироваться на местности,
удивительная коллекция, не рассчитал ничего
Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
На доске записаны словосочетания:
папина шляпа моя шляпа
волчий хвост твоя коса
воронье гнездо наш дом
- На какие вопросы отвечают подчёркнутые слова? (чья? чей? чьё?)
- А чем они отличаются? (они характеризуют принадлежность)
Учитель .
- Местоимения, обозначающие, как притяжательные прилагательные, принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо, называются притяжательными местоимениями.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.(Слайд )
Учитель: Приведите примеры пословиц, крылатых выражений, в которых используются местоимения.
Ответы учащихся.
Б). Умейте различать! (слайд 7)
Притяжательные прилагательные | Притяжательные местоимения |
Обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному Волчий, лисий, папин. | Указывает на принадлежность предмета лицу Мой, твой, наш, свой, ваш. |
В). Запишите предложения. (слайд 8)
Определите разряд выделенных местоимений.
Различайте личные и притяжательные местоимения ЕГО,ЕЁ,ИХ (слайд 9)
Личные | Притяжательные |
Отвечают на вопросы косвенных падежей. В предложениях: относятся к глаголу, являются дополнением. Сторож сразу увидел его. Её нельзя не любить. У них много работы. С предлогами имеют начальное Н: у него, с ней, под ними. | Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? В предложениях: относятся к существительным, являются определением. Её глаза светились счастьем. У его брата много друзей. Это подарок для их дочери. С предлогами не имеют начального Н: для его друга, с её вкусами, у их начальника. |
Задание1: просклонять подчеркнутые слова
На доске и в тетради.
И. наш дом волчий хвост
Р. нашего дома волчьего хвоста
Д. нашему дому волчьему хвосту
В. наш дом волчий хвост
Т. нашим домом волчим хвостом
П. о нашем доме о волчем хвосте
Вопрос классу: в чем особенность склонения притяжательных местоимений?
Отработка и закрепление изучаемого материала.
Выполнение упражнения № 432 (учащиеся у доски)
Запишите выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность и переходят в разряд притяжательных?
Советуется с (чьим?) его товарищем, расспрашивает (о ком?) о нём, заботишься о (чьём?) его ребёнке, сердиться (на кого?) на неё, тревожишься за (чьего?) его друга, шутили над (чьей?) её подругой, шутила (с кем?) с ней.
Вывод:
- Чтобы отличить притяжательные местоимения его, её, их от омонимичных им форм личных местоимений, нужно задать к ним вопрос.
Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей и в предложении являются дополнениями.
Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? (чья?) чьё? чьи? и в предложении являются определениями.
- Составьте предложения с местоимениями его, её, их в значении личных и в значении притяжательных (устно).
8. Закрепление. . (слайд
А). Прослушайте стихотворение.
Правильно
ли они употреблены притяжательные местоимения? Запишите, устранив речевые ошибки.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так, съедите вы у пса весь обед евонный!»
закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки.
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут.»
Б). Тест . (слайд)
1. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
А) Нам
б) себя
в) тебе
2. Катя любит себя. Определите падеж местоимения
а) в родительном падеже
б) в винительном падеже
в) в именительном падеже
3. Начальная форма местоимения нас.
А) Вы
б) они
в) мы
4. Определите разряд местоимения твой
а) личное
б) определительное
в) притяжательное
5. Определите разряд местоимения Его книги лежали на столе.
А) Притяжательное
б) личное
в) указательное
Ключ к тесту . (слайд )
Работа в группах
Задание 1 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и
найдите притяжательное(ые) местоимение(я). Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод:
какие местоимения относятся к этой группе.
Лежи, моя куделя, хоть целую неделю.
Был бы твой ум – будет и рубль, (не) будет ума – (не) будет и рубля.
Наши пряли, а ваши спали.
Не за свое дело (не) берись, а за своим делом (не) ленись.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Задание 2 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и
найдите притяжательное местоимение. Определите падеж, число и род. Сделайте вывод об
изменении притяжательных местоимений.
Своя земля и в горсти мила.
Каждому свой край сладок.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякая птица свое гнездо хвалит.
Не в свои сани (не) садись.
Задание 3 группе: Просклоняйте по одному местоимению, выделите окончания. Сделайте
вывод: окончания какой части речи имеют притяжательные местоимения, докажите это.
мой
твой
наш
ваш
свой
Задание 4 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и
найдите притяжательное(ые) местоимение(я). Подчеркните их как члены предложения.
Сделайте вывод: какими членами предложения чаще всего бывают притяжательные
местоимения?
Людей слушай, а свой ум имей.
Всяк своим разумом кормится.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Бывают дураки средней руки, а наши дураки последней руки.
На наш век дураков хватит, да и на ваш век останется.
Подведение итогов урока.
Итак, урок подошел к завершению.
Обратимся к задачам урока:
Удалось ли нам их решить?
Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?
Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?
Как бы вы оценили свою работу?
Выставление оценок
Сообщение домашнего задания(Слайд )
- Выполните письменно упражнение № 433 и прочитайте § 75.