СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Растения-автотрофы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Растения-автотрофы", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Растения-автотрофы.»

Конспект урока по биологии 5 класс

Учитель: Неверова Н.Ф

Биология 5 класс

Тема урока: Растения-автотрофы.

Приемы: вставь пропущенное слово, найти недостающие органы растений, схематично изобразить процесс фотосинтеза.

Цели.

Предметные результаты:

  1. формировать умение определять основные части растительной клетки;

  2. формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений;

  3. формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, вакуоль, фотосинтез

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение маршрутного листа, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер,микроскоп, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», задания для индивидуальной проверки, маршрутный лист с познавательными материалами и заданиями, тестовый раздаточный материал.




Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

-что растения являются живыми организмами, которые могут производить свои собственные продукты питания.

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза

- умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Учитель начинает урок со слов:

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

А.Н. Сладков

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит разгадать секреты Царства Растений. Благодаря особенностям их строения растения способны сами создавать пищу для себя и кислород для животных ( учитель вопросами стимулирует учащихся вспомнить, что им известно по изучаемой теме).

-Чем роль растений в экосистеме отличается от роли бактерий и грибов?

-На какие две группы делятся живые организмы по способу питания

(автотрофы, гетеротрофы).

-Кто из них питается самостоятельно, а кто питается другими?

(производители потребители и разрушители).

Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом, происходящим на нашей планете. Благодаря ему, существует все живое на Земле. И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть механизмы этого биологического процесса.

- Кто из вас догадался, о каком процессе идет речь? Конечно о фотосинтезе.


Слайд №2-3. Как они это делают?

Для роста и развития растения получают все необходимые вещества из окружающей среды: углекислый газ - из воздуха, воду и питательные вещества - из почвы. Также они нуждаются в энергии, которую получают из солнечных лучей. Эта энергия запускает определенные химические реакции, во время которых углекислый газ и вода превращаются в глюкозу (питание) и кислород. Это и есть фотосинтез.

Слайд №4. «Вместе со светом»

Энергия солнца запускает определенные химические реакции, во время которых углекислый газ и вода превращаются в глюкозу (питание) и кислород. Этот процесс называется - фотосинтез.

Слово "фотосинтез" происходит от двух греческих слов - "фото" и "синтез", сочетание который в переводе означает "вместе со светом".

Запись в тетрадь:

углекислый газ + вода + солнце = глюкоза + кислород + вода.

Слайд №5. Вопрос ученикам.

-Что дает солнце (тепло, свет).

Учитель:

Люди всегда стараются использовать его для выработки электричества, утепления домов, нагревания воды и так далее.

Слайд №6. Как растения поглощают энергию солнца?

Учитель:

Растения «придумали», как использовать солнечную энергию еще миллионы лет назад, потому что это было нужно для их выживания. Фотосинтез - растения используют световую энергию солнца и преобразуют ее в химическую энергию, результатом которой является сахар (глюкоза), избыток которого хранится в виде крахмала в листьях, корнях, стеблях и семенах растения. Когда растение нуждается в питательных веществах для роста и других жизненных процессов, эти запасы оказываются очень полезными.

Это происходит благодаря особой структуре листьев, включающей в себя зеленые клетки - хлоропласты, которые содержат специальное вещество под названием хлорофилл. Это пигмент растений, который придает листьям зеленый цвет и отвечает за поглощение энергии солнечного света.

(Учитель с ребятами изучают строение листа, пользуясь микроскопом) Хлоропла́сты (от греч. χλωρός — «зелёный» и от πλαστός — вылепленный) — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез.. Хлоропласты состоят из двух мембран, наружная – гладкая, внутренняя образует многочисленные складки. Между ними находятся стопки-граны, в которых расположены зерна хлорофилла зеленого пигмента. В хлоропластах образуется АТФ, а так же происходит синтез белка.

Слайд№9. Что можно сказать о данном слайде?

Беседа с учениками

Различают 3 вида пластид:

Бесцветные пластиды — лейкопласты; окрашенные — хлоропласты (зеленого цвета); окрашенные — хромопласты (желтого, красного и других цветов).

Эти виды пластид до известной степени способны превращаться друг в друга — лейкопласты при накоплении хлорофилла переходят в хлоропласты, а последние при появлении красных, бурых и других пигментов — в хромопласты.

Слайд №10. Что можно сказать о данном слайде?

Беседа с учениками

(Энергия солнца передается растениям, а так же животным, которые эти растения едят).

Слайд №11. Что можно сказать о данном слайде?

Почему большинство листьев широкие и плоские?

Беседа с учениками

Фотосинтез происходит в листьях растений. Удивительным фактом является то, что растения очень хорошо приспособлены для улавливания солнечного света и поглощения углекислого газа. Благодаря широкой поверхности будет захватываться гораздо больше света. Именно по этой причине солнечные панели, также широкие и плоские. Чем больше поверхность, тем лучше происходит поглощение.

Слайд №11. Что можно сказать о данном слайде?

Что еще важно для растений?

Беседа с учениками

Как и люди, растения также нуждаются в полезных и питательных веществах, чтобы сохранить здоровье, расти и выполнять хорошо свои жизненные функции. Они получают растворенные в воде минеральные вещества из почвы через корни. Если в почве не хватает минеральных питательных веществ, растение не будет развиваться нормально. Фермеры часто проверяют почву для того, чтобы убедиться, что в ней имеется достаточное количество питательных веществ для роста культур. В противном случае прибегают к использованию удобрений, содержащих основные минералы для питания и роста растений.

Слайд №12.

Почему фотосинтез так важен?

Беседа с учениками

1.Фотосинтез кормит растения, которые, в свою очередь, кормят всех остальных живых существ на планете, включая животных и человека.

2. В результате фотосинтеза в атмосферу выделяется необходимый для дыхания кислород. Все живые существа вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. В процессе фотосинтеза, растения делают все наоборот, поэтому они очень важны для человека и животных, так как дают им возможность дышать.

Слайд №14. Задания по группам. Дорисуйте недостающие органы растения и отобразите на рисунке процесс фотосинтеза

Слайд №15. Вставь пропущенное слово.

Итог урока:

Фотосинтез - это процесс, который позволяет получать энергию от солнца.

Световая энергия солнца преобразуется в химическую энергию хлорофиллом.

Хлорофилл придает растениям зеленый цвет.

Фотосинтез происходит в хлоропластах клеток листьев растений. Углекислый газ и вода необходимы для фотосинтеза.

Углекислый газ поступает в растение через крошечные отверстия, устьица, через них же выходит кислород.

Вода впитывается в растение через его корни.

Без фотосинтеза в мире не было бы еды и кислорода.


Тест

1.Выясним, из каких веществ растения получают органические вещества

  1. Углекислый газ и кислород

  2. Вода и кислород

  3. Вода и углекислый газ

  4. Вода и глюкоза

2.Выясним, какую энергию растения используют для образования органических веществ

  1. Энергия ветра

  2. Электрическая энергия

  3. Энергия окисления минеральных веществ

  4. Энергия света

3.Назовем процесс, в ходе которого органические вещества образуются из углекислого газа и воды с использованием энергии света

  1. Моносинтез

  2. Биосинтез

  3. Фотосинтез

  4. Хемосинтез

4.Выясним, каким образом растения питаются

  1. Растения не нуждаются в питании

  2. Синтезируют органические вещества из неорганических

  3. Синтезируют неорганические вещества из органических

  4. Поглощают готовые органические вещества

5. Назовем тип питания, при котором организм синтезирует органические вещества из неорганических

  1. Миксотрофное

  2. Автотрофное

  3. Голозойное

  4. гетеротрофное

6. Выясним, в результате какого процесса образуется крахмал

  1. Дыхание

  2. Пищеварение

  3. Фотосинтеза

  4. Размножение

7. Назовем клеточные органеллы, обеспечивающие фотосинтез

  1. Амилопласты

  2. Хромопласты

  3. Хлоропласты

  4. Лейкопласты

8. Выберем пигмент, содержащийся в хлоропластах

  1. Меланин

  2. Каротиноиды

  3. Антоцианы

  4. Хлорофилл

9. Укажем цвет хлорофилла

  1. Зеленый

  2. Синий

  3. Желтый

  4. Красный

В конце урока ребята считают баллы в маршрутных листах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!