План – конспект урока по всеобщей истории
Тема урока: Рыцари
Тип урока: урок углубление знаний по теме
Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи урока:
обучающие: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами; осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность , системность, гибкость, оперативность, прочность; формировать навыки-точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма; самостоятельная работа учащихся с Рабочим листом урока; формировать умения-сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности-навыки индивидуальной деятельности; формировать то, что учащийся должен познать -новые термины:рыцарь, замок, донжон,паж, оруженосец, герб, турнир, девиз, куртуазность.
развивающие: развитие речи; развитие мышления; развитие сенсорной
сферы (глазомер).
воспитательные: воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга; на основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства.
Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать свою точку зрения; анализировать , сравнивать , классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существующую информацию из текста .
Личностные: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.
Методы: объяснительно – наглядный (репродуктивный) метод ; частично – поисковый метод ; проблемный метод, благодаря которому учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления ( И.Я. Лернер )
УМК : учебник. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, под ред. А.А. Сванидзе. Просвещение 2016 г.
Мультимедийная презентация «Рыцарство»
ИКТ и оборудование ( средства обучения ) ноутбук, проектор, карточки с новыми понятиями, рабочий лист урока для учащихся, исторические документы.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих. Подведение к изучению нового материала:
Коварный вопрос:
- По какой лестнице нельзя ходить? (по феодальной лестнице) /Слайд № 1 /
- Кто был сеньором короля? ? (господь Бог)
- Кто из феодалов не являлся одновременно и сеньором, и вассалом? (рыцарь)
Учитель:
Я вам сейчас прочту отрывок из стихотворения и вы узнаете о ком или о чем у нас с вами пойдет речь на уроке. Чтение отрывка из стихотворения :
Мила мне радость вешних дней,
И свежих листьев, и цветов,
И в зелени густых ветвей
Звучанье чистых голосов,
— Там птиц ютится стая.
Милей — глазами по лугам
Считать шатры и здесь и там
И, схватки ожидая,
Скользить по рыцарским рядам
И по оседланным коням.
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.
Мне пыл сражения милей
Вина и всех земных плодов.
Вот слышен клич: "Вперед! Смелей!"
Это стихотворение рыцаря и поэта 12 века Бертрана де Борна. И на сегодняшнем уроке речь пойдет как вы понимаете о рыцарях.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тема урока: "Рыцари".
План :
1.Происхождение средневекового рыцарства.
2.Занятия рыцарей.
3.Феодальные замки.
4.Кодекс рыцарской чести. /Слайд №2, №3 /
Учитель:
Ваша задача на урок: Познакомиться с образом жизни рыцарей как одного из господствующих сословий средневековой Европы
Происхождение средневекового рыцарства.
Учитель: Прежде чем говорить об образе жизни рыцарей, давайте выясним происхождение этого слова.
Ребята задаю вопросы:
- Кого называли рыцарем?
- Что вы знаете о рыцарях?
- А что вы хотите узнать о них ещё?
Ответы учеников
Учитель:
/ Слайд №4, 5, 6 /
В Западной Европе со времени Карла Великого распространилось преимущественно конное войско. Рыцари были необходимой частью общества.
Так что правильно ребята вы сказали: РЫЦАРЬ - конный воин , всадник.
Учитель: ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ:
В средневековой Европе люди сравнивали общество с живим организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? (конечно с руками потому, что они держали оружие в руках )
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня(что по тем временам составляло стоимость 45 коров,) но позднее это звание передавалось по - наследству.
ВОПРОС:
Как вы думаете легко ли было стать рыцарем? Нужно ли было для этого учиться?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ / стр.96 ,3 раздел, 1-2 абзац, $ 12 /
Нужно ответить на вопросы:
1. Как вы думаете легко ли стать рыцарем? (нет нелегко )
2. Нужно ли было для этого учиться и чему? (фехтование, верховая езда, борьба, плавание, метание, учились приемам и тактике боя в детстве танцы, умение одеваться ,поведение в обществе не всегда читать, писать, арифметике).
ТЕКУЩЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Итак, мы выяснили что умение писать и читать было не главным. Но специальным умение мальчиков обучали с детства. А сейчас смотрите на экран /Слайды №7, 8 /
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ.
А теперь вопрос: Так сколько было этапов становления рыцаря?
(3 этапа )
СОСТАВИМ СХЕМУ СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ на доске.
СХЕМА СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ
Паж Оруженосец Посвящение в рыцари
( с 5 до 12 лет ) ( с 12 до 20 лет ) ( в 21 год )
Работа с новыми понятиями:
Паж - слуга.
Оруженосец - юноша, который прислуживал рыцарю.
ВЫВОД: Посвящение в рыцари знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности.
А сейчас выступит с подготовленным сообщения о церемонии посвящения в рыцари_____________. / Слайд №9 /
Ученик: Церемония состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом-самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноши удар ладонью, по затылку или по щеке - единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня,он должен был пронзить копьем установленную мишень.
2. Занятие рыцарей.
Учитель : ВОПРОС КЛАССУ: Какое основное занятие было у рыцарей ? (война)
Давайте рассмотрим вооружение рыцаря. /Слайды № 10,11,12,13 /
Период с X по XIII века специалисты называют «веком кольчуги».
Кольчуга - это броня, сплетенная из металлических колец в 2-3 слоя. Основное наступательное оружие рыцаря - длинное копье (от 3 до 4,5 метров). Голову рыцаря защищал шлем, а тело – щит. На шлеме изображен ГЕРБ - эмблема с определенными символическими фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающаяся из поколения в поколение.
На каждом гербе был ДЕВИЗ - краткое изречение, объяснявшее смысл герба.
/ Слайды № 14,15,16,17 /
ВОПРОС К КЛАССУ:
Какие занятия, кроме войны, были у рыцарей? (Ответы детей)
Да, ребята, кроме военных походов у рыцарей были и другие занятия. Одним их самых любимых это РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР.
ВОПРОС К КЛАССУ:
Ребята, а вы знаете , что такое РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР , найти ответ в $ 12 учебника /стр.98-3 абзац / - военное состязание рыцарей в силе, ловкости.
ЗАДАНИЕ К КЛАССУ:
посмотрите фрагмент из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц рыцарского турнира. Просмотр отрывка из фильма. Ответы детей_______________________
3. Феодальные замки.
Учитель: ВОПРОС К КЛАССУ :
Ребята , как вы думаете ,где строили замки? И почему именно там? Из какого материала? Какое значение имели замки?
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
Начиная с VIII в. для защиты от набегов норманнов и венгров стали строить
замки. С начала замки строили из дерева. Главную башню возводили на
высокой земляной насыпи. Позже замки стали строить из камня. Мощные
стены и хорошо укрепленные башни служили надежной защитой от врагов
/Слайд № 19/. Замки возводили на острове /Слайд № 20/. На высокой скале и
на холме /Слайд №21/. Замки строили на берегу рек и морей /Слайд №22/.
Через ров прокладывали подъемный мост, на ночь и при приближение врага,
мост поднимали на цепях /Слайд №23,24/. Самая высокая и главная башня
замка – ДОНЖОН /Слайд № 25/. В донжоне феодал со своими воинами и
слугами мог укрыться от врагов. На случай захвата башни, в толще стен была сделана винтовая лестница, по ней хозяин замка мог спуститься в спасательный подземный ход. /Слайд №_________/.
ВОПРОС К УЧЕНИКАМ:
Как чувствовали себя обитатели замка находясь в нем? (ответы детей) _______
А сейчас мы послушаем выступление об описании внутреннего убранства
замка: Подготовил______________
Ученик: Сеньоры хотели превратить свои жилища в неприступную
крепость. И им это удалось. Трудно сказать, как чувствовал себя в замке его
обитатель. Здесь всегда было промозгло и сыро. Огромный камин ,в котором
может поместиться целое дерево,не может согреть здание. Зимой приходит
настоящий холод. Свет с трудом пробивается сквозь щели в ставнях. Коптят
свечи и факелы,все равно темно. Сумрачно. Невесело. Поля устланы
камышом,цветами,душистыми травами,но воздух остается тяжелым.
Мебель, самая простая мебель , лавки вдоль стены,большие
кровами,массивные столы. Лучше всего в парадном зале. Пылает камин. На
стенах оружие , доспехи, охотничьи трофеи сеньора. Здесь он принимает
гостей, разбирает споры вассалов, пирует. А теперь, давайте ответим на
вопрос.
Отвечаем на вопрос: Так как чувствовали себя обитатели замка???
4.Кодекс рыцарской чести. /Слайд №26/
Учитель: ВОПРОС:
Ребята, как вы думаете, рыцарь - суровый воин? (если да то почему если нет ,
то почему?)
Но даже в этой среде сложились представления о том, каким должен быть
идеальный рыцарь. В XII - XIII веках кодекс рыцарской чести обогатился
новым представлением о КУРТУАЗНОСТИ - от французского"двор"-
искусство придворного поведения, умения держать себя в обществе дам /
Cлайд № 27/. Рыцарь должен был иметь даму сердца, слагать в честь нее
стихи, добиваться ее любви. Далеко не всегда речь шла об истинной
привязанности. Часто рыцарь просто следовал общепринятых норм. Таковы
требования рыцарской чести.
Как вы думаете, соблюдались ли они в жизни? (не всегда )
В правилах чести говорилось о стремлении облагородить отчаянного
вояку, внушить ему представление о силе, добре, любви , вере. Грубость
нравов постепенно смягчалась.
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте самостоятельно отрывок из немецкой поэмы XII века "Курдуна"
и ответьте на вопросы:
Какими качествами обладал данный рыцарь? ( не боялся, щедрый,
отважный, мстил врагам , отстаивал права, жил без выгоды, искал честь)
Можно ли его назвать идеальным? Докажите свое мнение фразами из
текста поэмы. (- ни страха , ни упрека; - Щедрый,был отважным; - Искал честь в каждом деле)
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Ребята, как вы думаете мы выполнили задачу поставленную в начале
урока??? (Познакомиться с образом жизни рыцарей,как одной из
господствующих сословий средневековой Европы. )
А теперь задание для проверки ваших знаний: Составить синквейн
со словами замок или рыцарь (проверка составления синквейна )
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Что понравилось на уроке?
С какими новыми словами Вы познакомились?
Что нового узнали?
V. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать $12. По желанию выполнить творческое задание: нарисовать
рыцаря, замок или рыцарский герб, девиз.
Таблица
План урока | Что узнали | Хотим узнать больше |
| | |
| | |
| | |
Новые понятия:
СЕНЬОР - старший, крупный земельный собственник, в феодальной
лестнице покровитель вассалов.
ВАССАЛ - подчиненный, феодал, который получил от более крупного
феодала (сеньора) земельное владение(феод)за несение службы и давший
вассальную клятву.
3) ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА - организация феодалов.
4) ФЕОДАЛ - владелец наследственного земельного владения.
5) РЫЦАРЬ - конный воин, всадник.
6) ПАЖ- слуга.
7) ОРУЖЕНОСЕЦ - юноша, который прислуживает рыцарю.
8) КОЛЬЧУГА - это броня,сплетенная из металлических колец и 2-3 слоя.
9) ГЕРБ - эмблема с определенными символическими
фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающиеся из
поколения в поколение.
10) ДЕВИЗ - краткое изречение,объяснявшее смысл герба.
11) РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР - военные состязания рыцарей в силе, ловкости.
12) ЗАМОК - жилище феодала и его крепость.
13) ДОНЖОН - самая высокая и главная башня замка.
14) КУРТУАЗНОСТЬ - от французского «двор» - искусство придворного
поведения, умение держать себя в обществе дам.
(У каждого ученика на парте)