СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Рыцари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сосоловий средневековой Европы

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Рыцари»

План – конспект урока по всеобщей истории

Тема урока: Рыцари

Тип урока: урок углубление знаний по теме
Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи урока:

обучающие:  учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать  знания; получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами; осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность , системность, гибкость, оперативность, прочность; формировать навыки-точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма; самостоятельная работа учащихся с Рабочим листом урока; формировать умения-сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности-навыки индивидуальной деятельности;  формировать то, что учащийся должен познать -новые термины:рыцарь, замок, донжон,паж, оруженосец, герб, турнир, девиз, куртуазность.       

развивающие: развитие речи; развитие мышления; развитие сенсорной

сферы (глазомер).

воспитательные: воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга; на основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать свою точку зрения; анализировать , сравнивать , классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существующую информацию из текста .

Личностные: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.

Методы: объяснительно – наглядный (репродуктивный) метод ; частично – поисковый метод ; проблемный метод, благодаря которому учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления ( И.Я. Лернер )

УМК : учебник. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, под ред. А.А. Сванидзе. Просвещение 2016 г.

Мультимедийная презентация «Рыцарство»

ИКТ и оборудование ( средства обучения ) ноутбук, проектор, карточки с новыми понятиями, рабочий лист урока для учащихся, исторические документы.



ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих. Подведение к изучению нового материала:

Коварный вопрос:

- По какой лестнице нельзя ходить? (по феодальной лестнице) /Слайд № 1 /

- Кто был сеньором короля? ? (господь Бог)

- Кто из феодалов не являлся одновременно и сеньором, и вассалом? (рыцарь)    

Учитель:

Я вам сейчас прочту отрывок из стихотворения и вы узнаете о ком или о чем у нас с вами пойдет речь на уроке. Чтение отрывка из стихотворения :

Мила мне радость вешних дней,

И свежих листьев, и цветов,

И в зелени густых ветвей

Звучанье чистых голосов,

— Там птиц ютится стая.

Милей — глазами по лугам

Считать шатры и здесь и там

И, схватки ожидая,

Скользить по рыцарским рядам

И по оседланным коням.

Лишь тот мне мил среди князей,

Кто в битву ринуться готов,

Чтоб пылкой доблестью своей

Бодрить сердца своих бойцов,

Доспехами бряцая.

Я ничего за тех не дам

Чей меч в бездействии упрям,

Кто, в схватку попадая,

Так ран боится, что и сам

Не бьет по вражеским бойцам.

Мне пыл сражения милей

Вина и всех земных плодов.

Вот слышен клич: "Вперед! Смелей!"

Это стихотворение рыцаря и поэта 12 века Бертрана де Борна. И на сегодняшнем уроке речь пойдет как вы понимаете о рыцарях. 

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: "Рыцари".
План :

1.Происхождение средневекового рыцарства.

2.Занятия рыцарей.

3.Феодальные замки.

4.Кодекс рыцарской чести. /Слайд №2, №3 /          

       Учитель:

Ваша задача на урок: Познакомиться с образом жизни рыцарей как одного из господствующих сословий средневековой Европы

  1. Происхождение средневекового рыцарства.

    Учитель: Прежде чем говорить об образе жизни рыцарей, давайте выясним происхождение этого слова.

Ребята задаю вопросы:

- Кого называли рыцарем?

-  Что вы знаете о рыцарях?

- А что вы хотите узнать о них ещё?

Ответы учеников

Учитель:

  • конный воин - где жили? что ели? чем занимались? Смотрим на экран

/ Слайд №4, 5, 6 /

В Западной Европе со времени Карла Великого распространилось преимущественно конное войско.  Рыцари были необходимой частью общества.

Так что правильно ребята вы сказали: РЫЦАРЬ - конный воин , всадник.

Учитель: ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ:

В средневековой Европе люди сравнивали общество с живим организмом.  Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? (конечно с руками потому, что они держали оружие в руках )

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня(что по тем временам составляло стоимость 45 коров,) но позднее это звание передавалось по - наследству.

ВОПРОС:

Как вы думаете легко ли было стать рыцарем? Нужно ли было для этого учиться?  

  РАБОТА С УЧЕБНИКОМ / стр.96 ,3 раздел, 1-2 абзац, $ 12 /

Нужно ответить на вопросы:

1. Как вы думаете легко ли стать рыцарем? (нет нелегко )

2. Нужно ли было для этого учиться и чему? (фехтование, верховая езда, борьба, плавание, метание, учились приемам и тактике боя в детстве танцы, умение одеваться ,поведение в обществе не всегда читать, писать, арифметике).                                                    

ТЕКУЩЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Итак, мы выяснили что умение писать и читать было не главным. Но специальным умение мальчиков обучали с детства. А сейчас смотрите на экран /Слайды №7, 8 /

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ.   

А теперь вопрос: Так сколько было этапов становления рыцаря?

(3 этапа )


СОСТАВИМ СХЕМУ СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ на доске.

СХЕМА СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ

Паж Оруженосец Посвящение в рыцари

( с 5 до 12 лет ) ( с 12 до 20 лет ) ( в 21 год )

Работа с новыми понятиями:

Паж - слуга.

Оруженосец - юноша, который прислуживал рыцарю.

ВЫВОД: Посвящение в рыцари знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности.

А сейчас выступит с подготовленным сообщения  о церемонии посвящения в рыцари_____________. / Слайд №9 /

Ученик: Церемония  состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом-самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноши удар ладонью, по затылку или по щеке - единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня,он должен был пронзить копьем установленную мишень.    

2. Занятие рыцарей. 

Учитель : ВОПРОС КЛАССУ: Какое основное занятие было у рыцарей ? (война)

Давайте рассмотрим вооружение рыцаря. /Слайды № 10,11,12,13 /

Период с X по XIII века специалисты называют «веком кольчуги».

Кольчуга - это броня, сплетенная из металлических колец в 2-3 слоя. Основное наступательное оружие рыцаря - длинное копье (от 3 до 4,5 метров). Голову рыцаря защищал шлем, а тело – щит. На шлеме изображен ГЕРБ - эмблема с определенными символическими фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающаяся из поколения в поколение.

На каждом гербе был ДЕВИЗ - краткое изречение, объяснявшее смысл герба.

/ Слайды № 14,15,16,17 /

ВОПРОС К КЛАССУ:

Какие занятия, кроме войны, были у рыцарей? (Ответы детей)

Да, ребята, кроме военных походов у рыцарей были и другие занятия. Одним их самых любимых это РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР.

ВОПРОС К КЛАССУ:

Ребята, а вы знаете , что такое РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР , найти ответ в $ 12 учебника /стр.98-3 абзац / - военное состязание рыцарей в силе, ловкости.        

ЗАДАНИЕ К КЛАССУ:

посмотрите фрагмент из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц рыцарского турнира. Просмотр отрывка из фильма. Ответы детей_______________________

3. Феодальные замки. 

Учитель: ВОПРОС К КЛАССУ :

Ребята , как вы думаете ,где строили замки?  И почему именно там? Из какого материала?  Какое значение имели замки?

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Начиная с VIII в. для защиты от набегов норманнов и венгров стали строить

замки. С начала замки строили из дерева. Главную башню возводили на

высокой земляной насыпи. Позже замки стали строить из камня. Мощные

стены и хорошо укрепленные башни служили надежной защитой от врагов

/Слайд № 19/. Замки возводили на острове /Слайд № 20/. На высокой скале и

на холме /Слайд №21/. Замки строили на берегу рек и морей /Слайд №22/.

Через ров прокладывали подъемный мост, на ночь и при приближение врага,

мост поднимали на цепях /Слайд №23,24/. Самая высокая и главная башня

замка – ДОНЖОН /Слайд № 25/. В донжоне феодал со своими воинами и

слугами мог укрыться от врагов. На случай захвата башни, в толще стен была сделана винтовая лестница, по ней хозяин замка мог спуститься в спасательный подземный ход. /Слайд №_________/.

ВОПРОС К УЧЕНИКАМ:

Как чувствовали себя обитатели замка находясь в нем? (ответы детей) _______

А сейчас мы послушаем выступление об описании внутреннего убранства

замка: Подготовил______________    

Ученик: Сеньоры хотели превратить свои жилища в неприступную

крепость. И им это удалось. Трудно сказать, как чувствовал себя в замке его

обитатель. Здесь всегда было промозгло и сыро. Огромный камин ,в котором

может поместиться целое дерево,не может согреть здание. Зимой приходит

настоящий холод. Свет с трудом пробивается сквозь щели в ставнях. Коптят

свечи и факелы,все равно темно. Сумрачно. Невесело. Поля устланы

камышом,цветами,душистыми травами,но воздух остается тяжелым.

Мебель, самая простая мебель , лавки вдоль стены,большие

кровами,массивные столы. Лучше всего в парадном зале. Пылает камин. На

стенах оружие , доспехи, охотничьи трофеи сеньора. Здесь он принимает

гостей, разбирает споры вассалов, пирует. А теперь, давайте ответим на

вопрос.

Отвечаем на вопрос: Так как чувствовали себя обитатели замка???      

4.Кодекс рыцарской чести. /Слайд №26/

Учитель: ВОПРОС:

Ребята, как вы думаете, рыцарь - суровый воин? (если да то почему если нет ,

то почему?)                                                                              

  Но даже в этой среде сложились представления о том, каким должен быть

идеальный рыцарь. В XII - XIII веках кодекс рыцарской чести обогатился

новым представлением о КУРТУАЗНОСТИ - от французского"двор"-

искусство придворного поведения, умения держать себя в обществе дам /

Cлайд № 27/. Рыцарь должен был иметь даму сердца, слагать в честь нее

стихи, добиваться ее любви. Далеко не всегда речь шла об истинной

привязанности. Часто рыцарь просто следовал общепринятых норм. Таковы

требования рыцарской чести.

Как  вы думаете,  соблюдались ли они в жизни? (не всегда )

В правилах чести говорилось о стремлении облагородить отчаянного

вояку, внушить ему представление о силе, добре, любви , вере. Грубость

нравов постепенно смягчалась.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте самостоятельно отрывок из немецкой поэмы XII века "Курдуна"

и ответьте на вопросы:

  1. Какими качествами обладал данный рыцарь? ( не боялся, щедрый,

отважный, мстил врагам , отстаивал права, жил без выгоды, искал честь)

  1. Можно ли его назвать идеальным? Докажите свое мнение фразами из

текста поэмы. (- ни страха , ни упрека; - Щедрый,был отважным; - Искал честь в каждом деле)  

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Ребята, как вы думаете мы выполнили задачу поставленную в начале

урока??? (Познакомиться с образом жизни рыцарей,как одной из

господствующих сословий средневековой Европы.  )

               А теперь задание для проверки ваших знаний: Составить синквейн

со словами замок или рыцарь (проверка составления синквейна )

IV. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Что понравилось на уроке?

  2. С какими новыми словами Вы познакомились?

  3. Что нового узнали?



V. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать $12. По желанию выполнить творческое задание: нарисовать

рыцаря, замок или рыцарский герб, девиз.

Таблица

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше














Новые понятия:

  1. СЕНЬОР - старший, крупный земельный собственник, в феодальной

лестнице покровитель вассалов.                                 

  1. ВАССАЛ - подчиненный, феодал, который получил от более крупного

феодала (сеньора) земельное владение(феод)за несение  службы и давший

вассальную клятву.                                                                                                    

3) ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА - организация феодалов.

4) ФЕОДАЛ - владелец наследственного земельного владения.

5) РЫЦАРЬ - конный воин, всадник.

6) ПАЖ- слуга.

7) ОРУЖЕНОСЕЦ - юноша, который прислуживает рыцарю.

8) КОЛЬЧУГА - это броня,сплетенная из металлических колец и 2-3 слоя.

9) ГЕРБ - эмблема с определенными символическими

фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающиеся из

поколения в поколение.                                                                                      

10) ДЕВИЗ - краткое изречение,объяснявшее смысл герба.

11) РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР - военные состязания рыцарей в силе, ловкости.

12) ЗАМОК - жилище феодала и его крепость.

13) ДОНЖОН - самая высокая и главная башня замка.

14) КУРТУАЗНОСТЬ - от французского «двор» - искусство придворного

поведения, умение держать себя в обществе дам.

(У каждого ученика на парте)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!