Предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК: «Школа России
Тема урока: С. Маршак «Снег уже теперь не тот»…
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
Уч-ся должны уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать выразительно;
- использовать слова для создания картины весенней природы;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика
Ресурсы: учебник, компьютер, аудиозапись стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот..», карточки с заданиями
Ход урока
1. Орг. момент. «Здороваемся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас настроение. Также поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Пятиминутка чтения. Дети читают книги.
Задания: - Какие литературные жанры встречаются в этих книгах? (Сказки, рассказы, стихи; устное народное творчество, авторские сказки, сказки зарубежных писателей). Назовите имя автора книги, которая встречается в нашей библиотеке (Корней Иванович Чуковский). Назовите серии книг (3 любимых сказки, 5 сказок, библиотека детского сада, школьная библиотека).
3. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на работу. Звучит музыка из цикла “ Времена года”.
а) Беседа эмоционально-оценочного характера:
– Что вы представили, когда слушали музыку?
– Что почувствовали?
– Ребята, попробуйте отгадать какое же это время года?
б) Выделение темы.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь?
– Эта тема нашего сегодняшнего урока.
А эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?
– Какое солнышко весной?
– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.
4. Сообщение темы урока.
- А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.
И.А.Крылов « Живая шляпа».
Н.Н.Носов «Стрекоза и муравей»
А.Н. Плещеев «Двенадцать месяцев»
С.Я.Маршак «Весна»
-Чем художники рисуют картины? (красками) А музыканты? (нотами) А поэты? (словом)
-Так какова цель нашего урока?
- Учиться выразительно читать, рассказывать наизусть стихотворения, правильно выражать свои мысли.
5. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворений о весне (4-5 человек). Уделяется внимание внешнему виду учащихся при выступлении.
6. Знакомство с биографией С.Я.Маршака
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о весне, и автором этого стихотворения будет С.Я.Маршак.
Родился 3 ноября в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Детство и юность писатель провёл в Острогожске. Семья жила небогато, но дружно. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком.
– Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, драматург - один из зачинателей литературы для детей. Будучи молодым, он учился в Англии. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Еще Самуил Маршак написал хорошо знакомые вам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
– Какие произведения он написал? О чем они? («Начинается рассказ», «Детки в клетке», «Хороший день», «Дети нашего двора», «Друзья товарищи», «Кот и лодыри»,
– В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
6. Работа по теме урока
1)Работа в группах: чтение отрывков из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Январь
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Задания к отрывкам: объяснить значения слов – замораживать, выхолаживать.
Февраль
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Задания к отрывкам: найти синонимы
Март
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Задания к отрывкам: назовите приметы весны, найдите орфограмму: парный по глухости-звонкости
Апрель
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь.
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
Задания к отрывкам: назовите предметы живой природы
- Скажите, какой отрывок, какого месяца отличается от других? Какой отрывок есть у нас в учебниках?
Физминутка
2)Выразительное чтение стихотворение учащимися (из каждой группы выбирается лучший чтец).
3) Литературный диктант.
– Я назову вам несколько утверждений. Если они верные то ставите +, если нет то -. Будьте внимательны предложения читаю только 1 рез.
1. Маршака зовут Семен Николаевич?. (-)
2. Он родился в г. Воронеже? (+)
3. Маршак был -поэт -сказочник -переводчик -драматург (+)
4. Будучи молодым, он учился во Франции? (-)
5. Девушка из сказки встретила Деда Мороза (-)
6. Братец Март произносил слова «Снег теперь уже не тот…» (+)
7. Тема нашего урока посвещенна зиме? (-)
А теперь проверяем.
- + + – – + -
– Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.
4) Стихи в числах. – А вы знаете, что есть стихотворения в числах? Угадайте автора и название произведения.
А.С. Пушкин 17 30 29 128 35 133 149 516 2 105 5020 6 108 15 30 47 127 5 2 08 2000 0 27 | А.С. Пушкин (из поэмы "Руслан и Людмила") У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; |
Жили у бабуси… 40 38 2 128 1 10 1 10 2 128 | Жили у бабуси… Жили у бабуси Два весёлых гуся, Один - серый, другой - белый, Два весёлых гуся. |
7. Рефлексия. «Комплименты». Дети со словами: «Сегодня я хочу похвалить, сделать комплимент…(глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов).
8. Итог урока.
– С каким произведением вы познакомились?
– Где в жизни нам пригодится умение правильно выразительно читать, рассказывать, выступать?
9. Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение отрывка.
2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.
Январь
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Февраль
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Март
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Апрель
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
Задания к отрывкам: объяснить значения слов – замораживать, выхолаживать.
Задания к отрывкам: найти синонимы
Задания к отрывкам: назовите приметы весны, найдите орфограмму: парный по глухости-звонкости
Задания к отрывкам: назовите предметы живой природы
Задания к отрывкам: объяснить значения слов – замораживать, выхолаживать.
Задания к отрывкам: найти синонимы
Задания к отрывкам: назовите приметы весны, найдите орфограмму: парный по глухости-звонкости
Задания к отрывкам: назовите предметы живой природы
Задания к отрывкам: объяснить значения слов – замораживать, выхолаживать.
Задания к отрывкам: найти синонимы
Задания к отрывкам: назовите приметы весны, найдите орфограмму: парный по глухости-звонкости
Задания к отрывкам: назовите предметы живой природы
Задания к отрывкам: объяснить значения слов – замораживать, выхолаживать.
Задания к отрывкам: найти синонимы
Задания к отрывкам: назовите приметы весны, найдите орфограмму: парный по глухости-звонкости
Задания к отрывкам: назовите предметы живой природы