СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Шипящие звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обучению грамоте. работа по учебнику Т. М. Адриановой "Букварь"

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Шипящие звуки"»

Тема урока «Шипящие звуки»

Цель урока: повторить звуки ч, щ, ж, ш и познакомить с понятием «шипящие звуки»

Задачи урока: 1. Закрепить знания детей о согласных звуках и их обозначение на письме.

2. Познакомить с понятием «Шипящие звуки»

3. Воспитывать интерес к родному языку.

4. Развивать умение работать в парах и группах.

Оборудование: «Букварь» Т.М. Адриановой, рабочая тетрадь по обучению грамоте.

Конспект урока

Хоть сегодня и 7 день февраля. Зима ещё не сдаётся. Вот и к нам прилетели последние снежинки. Сейчас они опустятся на дома, а вы помогите им выбрать нужную крышу (на доске домики с зелёной и синей крышей, на них опустятся снежинки с буквами Ш,Щ,Ч, Ж.

- Какие снежинки опустились на домик с синей крышей? Почему? (Ж,Ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки)

- Какие снежинки упадут на домик с зелёной крышей? Почему? (Ч,Щ всегда мягкие согласные звуки)

- Произнесём эти звуки…..(Ш, Щ, Ж, Ч)

-Какие они? (шипящие)

- Кто назовёт тему сегодняшнего урока? ( Шипящие согласные звуки)

1. Повторение изученного.

Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

Какие звуки в русском языке всегда твёрдые?

Какие буквы не обозначают звуков?

Какие буквы указывают на мягкость предыдущего согласного?

Какие буквы могут одновременно обозначать два звука?

2. Работа с букварём.

2.1 Работа с алфавитной лентой.

Дети, пользуясь алфавитной лентой, отвечают на вопросы учителя, обращая внимание на звуки (ч), (ш), (щ).

2.2 Чтение стихотворения В. Пивоварова «Ручеёк»

- Что интересного заметили при чтении? ( Это стихотворение – диалог, где чередуются вопросы и ответы)

Кто ведёт этот диалог? (ручеёк и наверное автор. Нам не понятно. Сколько человек должны читать этот текст? (Трое: ручеёк, воображаемый собеседник и автор) -Чтение стихотворения по ролям.

- Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (Два, без автора) дети разыгрывают сценку. Учитель обращает внимание детей не только на интонацию, но и на другие средства общения: жесты, мимику, движения.

Физ-ка

2.3 Работа с текстом Н. Сладкова. Читает учитель. Беседа по восприятию текста.

Сравниваем содержание рассказа и стихотворения. (Общее: ручеёк бежит к реке. Различие: в стихотворении ручей тихий и маленький, а в рассказе он большой и шумный)

- Как бы озаглавили этот текст? (Ручей, весна пришла) Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника и бежит маленьким ручьём. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку. Небольшие речки превращаются в большую реку, которая впадает в озеро или в море.

Далее следует выразительное чтение текста. Находим в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, что бы разбудить речку.

- Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? Учитель сообщает детям, что эти звуки в русском языке называют шипящими.

- Как вы думаете, почему эти звуки назвали шипящими? Дополнительная информация. Почему звук Ж попал в эту группу? Ведь звук Ж- скорее жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слова БАГАЖ, ГАРАЖ, ЁЖ и услышите шипящий звук Ш.

Физ-ка

4. Ручей, ручеёк, ручка

Море, морж, моряк

Весна, веселье, веснушки

Вода, подводник, водитель

В каждой группе слов дети находят «лишнее» слово. Остальные слова в каждом столбике связаны по смыслу и имеют общую часть.

- Выберите из приведённых слов те, которые относятся к теме прочитанных нами сегодня текстов (ручей, море, весна, вода)

5. Работа в тетради. Дети восстанавливают деформированный текст, обозначая порядок предложений.

Он часто ходит в библиотеку.

Саша очень любит читать

Там Саша берёт разные книги.

5.1 Работа с пословицей: Бери книгу в руки и не будет скуки!

Итог урока.

-- Что понравилось на уроке?

- Что было трудным и не понятным?

- Какие для себя сделали открытия?