Тема урока «Шипящие звуки»
Цель урока: повторить звуки ч, щ, ж, ш и познакомить с понятием «шипящие звуки»
Задачи урока: 1. Закрепить знания детей о согласных звуках и их обозначение на письме.
2. Познакомить с понятием «Шипящие звуки»
3. Воспитывать интерес к родному языку.
4. Развивать умение работать в парах и группах.
Оборудование: «Букварь» Т.М. Адриановой, рабочая тетрадь по обучению грамоте.
Конспект урока
Хоть сегодня и 7 день февраля. Зима ещё не сдаётся. Вот и к нам прилетели последние снежинки. Сейчас они опустятся на дома, а вы помогите им выбрать нужную крышу (на доске домики с зелёной и синей крышей, на них опустятся снежинки с буквами Ш,Щ,Ч, Ж.
- Какие снежинки опустились на домик с синей крышей? Почему? (Ж,Ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки)
- Какие снежинки упадут на домик с зелёной крышей? Почему? (Ч,Щ всегда мягкие согласные звуки)
- Произнесём эти звуки…..(Ш, Щ, Ж, Ч)
-Какие они? (шипящие)
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока? ( Шипящие согласные звуки)
1. Повторение изученного.
Какие звуки в русском языке всегда мягкие?
Какие звуки в русском языке всегда твёрдые?
Какие буквы не обозначают звуков?
Какие буквы указывают на мягкость предыдущего согласного?
Какие буквы могут одновременно обозначать два звука?
2. Работа с букварём.
2.1 Работа с алфавитной лентой.
Дети, пользуясь алфавитной лентой, отвечают на вопросы учителя, обращая внимание на звуки (ч), (ш), (щ).
2.2 Чтение стихотворения В. Пивоварова «Ручеёк»
- Что интересного заметили при чтении? ( Это стихотворение – диалог, где чередуются вопросы и ответы)
Кто ведёт этот диалог? (ручеёк и наверное автор. Нам не понятно. Сколько человек должны читать этот текст? (Трое: ручеёк, воображаемый собеседник и автор) -Чтение стихотворения по ролям.
- Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (Два, без автора) дети разыгрывают сценку. Учитель обращает внимание детей не только на интонацию, но и на другие средства общения: жесты, мимику, движения.
Физ-ка
2.3 Работа с текстом Н. Сладкова. Читает учитель. Беседа по восприятию текста.
Сравниваем содержание рассказа и стихотворения. (Общее: ручеёк бежит к реке. Различие: в стихотворении ручей тихий и маленький, а в рассказе он большой и шумный)
- Как бы озаглавили этот текст? (Ручей, весна пришла) Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника и бежит маленьким ручьём. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку. Небольшие речки превращаются в большую реку, которая впадает в озеро или в море.
Далее следует выразительное чтение текста. Находим в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, что бы разбудить речку.
- Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? Учитель сообщает детям, что эти звуки в русском языке называют шипящими.
- Как вы думаете, почему эти звуки назвали шипящими? Дополнительная информация. Почему звук Ж попал в эту группу? Ведь звук Ж- скорее жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слова БАГАЖ, ГАРАЖ, ЁЖ и услышите шипящий звук Ш.
Физ-ка
4. Ручей, ручеёк, ручка
Море, морж, моряк
Весна, веселье, веснушки
Вода, подводник, водитель
В каждой группе слов дети находят «лишнее» слово. Остальные слова в каждом столбике связаны по смыслу и имеют общую часть.
- Выберите из приведённых слов те, которые относятся к теме прочитанных нами сегодня текстов (ручей, море, весна, вода)
5. Работа в тетради. Дети восстанавливают деформированный текст, обозначая порядок предложений.
Он часто ходит в библиотеку.
Саша очень любит читать
Там Саша берёт разные книги.
5.1 Работа с пословицей: Бери книгу в руки и не будет скуки!
Итог урока.
-- Что понравилось на уроке?
- Что было трудным и не понятным?
- Какие для себя сделали открытия?