СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино".

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино".»

Сценарий урока

Тема урока: стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цели урока:

1. Образовательная: усвоить содержание стихотворения «Бородино», историческое значение Бородинского сражения в истории Отечества.

2. Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающая: формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее славное прошлое, за героев – защитников Отечества, чувства патриотизма.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

1.Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование патриотизма, уважения к истории Отечества.

2. Метапредметных:

- регулятивных: постановка учебной задачи;

- познавательных: использование различных источников информации;

- коммуникативных: умение слушать и слышать, сотрудничать.

3. Предметных: освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его.

Методы: метод постановки проблемных вопросов, беседа, информационный поиск, анализ текста.

Средства для достижения результата: УУД

Формы обучения: фронтальная.

Виды деятельности:

Сообщения; выразительное чтение; анализ текста, ответы на проблемные вопросы; визуализация, информационный поиск.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор; компьютер; экран, - компьютерная презентация «Бородино»;

Ход урока:

Организационный момент.

Мотивация.

-Тема нашего урока – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Что мы будем делать на уроке? (Анализировать стихотворение, читать стихотворение наизусть.)

-Кроме того, мы озаглавим наш урок, выразив в заглавии главную идею и стихотворения и нашего урока.

Актуализация знаний

Слово учителя о стихотворении «Бородино»

Слайд 1 «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова»

- Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» было написано в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения. И в нем очень просто и понятно рассказывается самом кровопролитном однодневном сражении 19 века, которое император Франции и гениальный полководец Наполеон назвал «битвой титанов». По его словам, французы в этой битве «показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобежденными».

Слайд 2 «Наполеон»

- Наполеон перешел границу России, имея 135-тысячную армию, которую возглавлял он сам - гениальный полководец, не проигравший ни одной битвы на суше.

Слайд 3 «Маршалы Наполеона»

- У Наполеона была хорошо обученная армия, славу которой составляла старая гвардия и маршалы – Даву, Мюрат, Ней, Сюше – храбрейшие из храбрых. А русская армия состояла не только из солдат, участвовавших в Суворовских походах, но и из новобранцев, из которых спешно формировали полки. Возглавляли 2 армии, дивизии, корпуса, полки генералы – ученики Суворова, которые участвовали в десятках сражений.

Слайд 4 «Галерея 1812 года» (Выразительное чтение стихотворения)

У русского царя в чертогах есть палата.

Она ни золотом, ни бархатом богата.

Не в ней алмаз венца хранится под стеклом

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот,- а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Вот некоторые из них: (Ученики рассказывают по очереди о каждом генерале)

Слайд 5 «Барклай де Толи» Главнокомандующим русской армии был военный министр, талантливый генерал, шотландец по происхождению, полный кавалер Ордена Святого Георгия Победоносца - высшей военной награды Российской империи (а таких в русской армии было всего 4) Барклай де Толи - второй полный кавалер после Кутузова.

Портреты героев войны с Наполеоном Бонапартом потом украсят Галерею 1812 года в Зимнем дворце. А.С.Пушкин позднее напишет:

Слайд 6 «М.И.Кутузов. Кутузов – генерал-фельдмаршал, ученик Суворова, первый полный кавалер ордена Святого Георгия Победоносца. Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему множество наград и 2 ранения в голову – которые по всем законам медицинской науки считались смертельными. То, что он выжил и вернулся в строй, казалось знаком: Кутузов предназначен к чему-то великому - а именно к сражению с Наполеоном. Кутузов - свой, родной, близкий человек солдатам. А солдаты идут на смерть, и они должны верить тому, кто ведет их в кровавый бой.

Слайд 7 «Багратион П.И.» Багратион Петр Иванович – русский генерал от инфантерии (инфантерия – пехота), любимец Суворова, его сподвижник. Он происходил из древнего рода грузинских царей. Боевая деятельность Багратиона насчитывала 20 походов и войн, десятки сражений, боев и стычек. Багратион – народный и солдатский герой, по единому слову и знаку которого войска готовы были умирать и всё переносить. Начал боевую карьеру солдатом. Это о нем Лермонтов скажет: «Слуга царю, отец солдатам».

Слайд 8 « Н.Н.Раевский» Николай Николаевич Раевский  — русский полководец,  генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. Один из популярнейших генералов русской армии. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения.

Слайд 9 «Ермолов А.П.» Ермолов Алексей Петрович - русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн. Генерал от инфантерии, Генерал от артиллерии. Один из самых знаменитых и любимых русских военачальников. За своё бесстрашие был представлен ко многим орденам Российской империи.

Слайд 10 «Коновницын П.П.» Коновницын Петр Петрович « … в армии являл собою модель храбрости и надежности, на него можно всегда положиться… Этот человек, достойный уважения во всех отношениях, сделал больше, чем любой другой генерал для спасения России». «Много было храбрости под истёртой шинелью и ума здравого, дельного, распорядительного». За храбрость был награжден золотым оружием с алмазами.

Слайд 11 «Кутайсов А.И.» Кутайсов Александр Иванович - начальник нашей артиллерии на Бородинском поле был одним из самых молодых, талантливых и обаятельных русских военачальников. Генералом стал в 22 года. Вот как писал о нем В.А.Жуковский:
Он видом и душой

Прекрасен был, как радость.

Еще до войны Александр I так сказал, обращаясь к отцу 26-летнего генерала: "Ваш сын делает честь русской армии, и армия его любит".

Слайд 12 «Братья Тучковы» Братья Тучковы – пятеро генералов- все служили в армии. Их мать, Елена Яковлевна, сказала им, провожая на войну: «Пуще жизни берегите честь». И двое из них будут убиты в Бородинском сражении, третий ранен. А об Александре Тучкове М.И.Цветаева написала в стихотворении «Генералам 1812 года»:

Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

Слайд 13 «Дохтуров Д.С.» Дохтуров Дми́трий Серге́евич - генерал от инфантерии, руководил обороной Смоленска от французов. Под Бородином командовал сначала центром русской армии, а потом левым крылом. Он сказал офицерам и солдатам в день Бородинского сражения: «За нами Москва. Умирать всем! Но ни шагу назад!»

Дохтуров олицетворял все самое лучшего, что вмещает в себя понятие «русский офицер». До русско-французской компании был удостоен высших отечественных и зарубежных наград. Среди них - «Золотая шпага» и «Шпага с бриллиантами», он был награжден практически всеми значимыми орденами Российской империи, даже Пруссия удостоила его звания кавалера ордена Красного Орла.

Слайд 14 «Лихачев П.Г.» Лихачев Петр Гаврилович, генерал-майор , защитник Смоленска. Человек исключительной храбрости. «Честь мой Бог. Умру охотно, если это нужно Отечеству». Когда увидел, что вся его дивизия погибла, бросился со шпагой на французов, был исколот штыками. Наполеон, восхищенный его мужеством, приказал вернуть ему шпагу.

- Накануне Бородинского сражения Наполеон Бонапарт сказал: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». А вот что было завтра, мы увидим в фильме Ф.Разумовского «Как нам одолеть Бонапарта?» Это 4-й из 9 фильмов этого цикла.

Фильм Ф.Разумовского «Как на одолеть Бонапарта?» (4 –й из 9)

- Наполеон позднее напишет: «Битва на Москве-реке (он так называл Бородинское сражение) была одной из тех битв, где проявлен максимум достоинств… Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми».

Так что же произошло на Бородинском поле? Чтобы ответить на этот вопрос,

обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Но прежде чем мы начнем о нем разговор, вы расскажете стихотворение.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения по строфам.)

Проблемное объяснение нового знания

Анализ стихотворения.

- М.Ю.Лермонтову было 23 года, когда он написал это стихотворение. В основу стихотворения «Бородино» легло раннее героико-романтическое стихотворение «Поле Бородина». М.Ю. Лермонтов не был участником Бородинского сражения. Откуда же он мог знать о нем? Ведь в стихотворении сражение изображено так, как будто поэт сам принимал в нем участие? (Все знали про Бородинское сражение. В стихотворении есть строчка «…недаром помнит вся Россия про день Бородина»)

-Верно. Кроме того, отец М.Ю.Лермонтова был ополченцем, родственники и знакомые были участниками Бородинского сражения. Афанасий Алексеевич, младший брат бабушки поэта, отставной артиллерийский штабс-капитан, герой Бородинского сражения, был награжден золотой шпагой с надписью "За храбрость". Его рассказы о Бородинском сражении были одним из источников стихотворения «Бородино». Михаил Юрьевич учился в Школе гвардейских подпрапорщиков, а там историю своего Отечества изучали очень хорошо.

-От лица кого ведется рассказ: пехотинца, артиллериста, гусара, улана? Из каких строк можно это понять? (Рассказ ведется от лица артиллериста: «Забил заряд я в пушку туго…»)

- А кто был этот рассказчик: рядовой, офицер, генерал? (Рядовой участник сражения. «Забил заряд …В каждом слове слышится солдат: «Постой-ка, брат мусью», «У наших ушки на макушке…Что тут хитрить, пожалуй к бою, уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою». «Были все готовы наутро бой затеять новый…»)

- Лермонтов исторически правдиво изображает сражение. Что делала русская армия, когда Наполеон нарушил границу России и вторгся в ее пределы? (Она отступала: «Мы долго молча отступали, //Досадно было,// Боя ждали…» Все ждали сражения. «Повсюду стали слышны речи…)

- Армии пришлось отступать, так как Наполеон мог спокойно и очень быстро разбить взятые по отдельности русские армии. Он говорил: «Главное – навязать противнику сражение, а там посмотрим». Победить Наполеона силами одной армии было невозможно. Что делали французы накануне сражения? (Французы ликовали: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».)

- Почему ликовали французы? (Они были уверены в победе.)

- А почему они были уверены в победе? ( У них был полководец Наполеон и храбрейшие из храбрых маршалы.)

-А что делали русские солдаты накануне сражения? («Но тих был наш бивак открытый…»)

- «25 августа в расположении русской армии отслужили молебен. Перед солдатами и офицерами пронесли икону Смоленской Божьей матери, спасенную из пылающего Смоленска. Стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле.. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли. Когда кончилось молебствие, несколько голов поднялись кверху и послышалось: Орел парит! Главнокомандующий взглянул вверх, увидел плавающего в воздухе орла и тотчас обнажил свою седую голову. Ближайшие к нему закричали: ура! и этот крик повторился всем войском».

-Наполеон накануне сражения обратился к солдатам со словами: «Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Теперь победа зави­сит от вас! Они надеются на Бога, а я надеюсь на вас».

- В каких строках стихотворения мы видим готовность русского солдата стоять насмерть и умереть за свое отечество? («Уж мы пойдем ломить стеною// Уж постоим мы головою за Родину свою!»)

- Участники сражения писали впоследствии, что Бородинский бой был «кровавый, яростный и ужасный». Как в стихотворении говорится об этом? («Носились знамена, как тени…Земля тряслась, как наши груди…)

- По батарее Н.Н.Раевского открыли огонь одновременно 300 пушек. 34 полка были брошены на батарею Раевского. Как называет солдат это сражение? («Грозной сечей».)

- Почему это сражение – «грозная сеча»? (Оно было страшным, много людей погибло. Решалась судьба Москвы, России.)

- В каких строках стихотворения мы видим, что это «грозная сеча»? («Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». «Земля тряслась, как наши груди, //Смешались в кучу кони, люди,// И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

-Как вы думаете, всегда ли русские солдаты выдерживали мощнейший натиск французов, которые «двинулись, как тучи»? (Всегда. Не всегда.)

- Восемь раз Багратионовы флеши (Это - 4 полевых артиллерийских укрепления на высоте у деревни Семёновское) переходили из рук в руки. Пробить флеши - была задача французов. Коленкур, французский генерал, сказал Наполеону: «Сир, я буду на высоте живым или мертвым». И он оказался на высоте. Но сам погиб.

Багратионовы флеши  стали символом героизма русского солдата, его храбрости, военной выучки. «Где пленные?» - спрашивал Наполеон, но пленных не было. Генералы доносили Наполеону, что русские предпочитали умирать, но не сдаваться в плен. Кавалерия, пехота, артиллерия – все разбивалось о русского солдата.

Французы тоже храбро дрались, это были сильные, достойные противники. А где в стихотворении мы можем это видеть. Прямо нигде не говорится, но откуда мы можем это видеть? (Очень много погибло русских солдат… «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»)

- Не всегда можно было противостоять французам. Иногда русские солдаты могли дрогнуть. Когда солдаты Ревельского полка дрогнули, командир его, Александр Алексеевич Тучков, обратился к ним со словами: «Вы дрогнули? Я один пойду». И, взяв знамя, пошел вперед. Его разорвут на куски снаряды. Скажите, почему было важно именно со знаменем в руках вести за собой солдат? Как пишет Лермонтов о знаменах? («Носились знамена как тени…».)

- Почему было так много знамен? Почему они носились? (Потому что было много полков, дивизий…)

- Боевое знамя – символ воинской чести, доблести и славы. Эмблема чести тех, кто собрался под ним. Оно объединяло всех: от генерала до рядового. Его нельзя бросить, надо за ним идти до конца. Поэтому-то и носились знамена по Бородинскому полю: и русские, и французские. Более ста французских знамен осталось на Бородинском поле. А о французском солдате русские солдаты говорили так: « Везде он был ловок и смел. Под ядрами стоит крепко, на картечи и ядра идет смело, против конницы нашей держится браво, а вот на штыки не горазд. Храбр он, да уж больно нежен». Что пишет М.Ю.Лермонтов о штыках? («Рука бойцов колоть устала…» Много французов погибло от русских штыков, накануне сражения солдаты точили штыки: «Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус.» )

- «Вот смерклось.// Были все готовы наутро бой затеять новый и до конца стоять. Вот затрещали барабаны, //И отступили басурманы// Тогда считать мы стали раны, //Товарищей считать». На Бородинском поле погиб каждый 4 французский солдат и каждый третий русский. Наполеон скажет об этой битве: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлен максимум достоинств, но достигнут минимум результата».


Войска Наполеона заняли все русские позиции

Русские отступили


Так что же произошло на Бородинском поле?


Оборона русских не была прервана

Но Наполеон не разгромил русскую армию


- Что чувствовали французы накануне сражения? (Они ликовали.)

- Были ли французы сильны духом накануне сражения? (Были. Они были уверены в победе.)

- Так что же произошло с духом французской армии? (Он был сломлен.)

- На поле Бородина был сломлен дух французской армии, а русские солдаты, наоборот, поднялись на небывалую высоту духа, потому что каждый был готов принести себя в жертву Отечеству. Солдаты знали, что есть то высшее, что каждый любит больше себя – Отечество.

Слайд 15 «На Бородинском поле герои Бородина совершили нравственный подвиг, выше которого ничего нет»

- На Бородинском поле герои Бородина совершили нравственный подвиг, выше которого ничего нет. Невозможно победить народ, который весь поднялся на защиту своего Отечества и был готов умереть за него. Молодой офицер Сухозанет сказал в день Бородинского сражения: «Сегодня счастливейший день моей жизни: я могу послужить Отечеству». Генерал Коновницын писал после сражения: «Все горели желанием послужить Отечеству».

А А.С.Пушкин напишет в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе»:

Вы помните? Текла за ратью рать.

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас».

А умирать за Отечество шла русская армия.

У М.Ю.Лермонтова в стихотворении есть строчки:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри, не вы! - А разве больше не было больше в стране богатырей, способных отстоять свою Родину? (Были. В 1941 году немцев остановили под Москвой.)

- Под Москвой у разъезда Дубосеково 30 танков шли в атаку на 28 бойцов. Василий Георгиевич Клочков, политрук, сказал бойцам: «Тридцать танков, друзья! Верно, придётся нам всем умереть. Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» Слова эти были восприняты как приказ биться до последней капли крови. Полчаса продолжалась вражеская атака. Клочков, сжимая последнюю связку гранат, бросился под танк. Атака фашистов выдохлась. 18 из 30-ти танков догорали на поле боя. Более 150-ти фашистов лежали на снегу. Защитники родной земли исполнили свой долг. Они стояли насмерть так же, как более ста лет назад стояли насмерть за свое Отечество русские солдаты. Национальный русский характер снова проявил себя и проявит себя, если нужно будет, снова.

Рефлексия

А сейчас мы озаглавим наш урок, выразив в заглавии основную мысль и стихотворения, и урока. (« Нравственный подвиг русского солдата», «Гимн стойкости и храбрости русского солдата», «Служба Отечеству», «Бородино», «Уж постоим мы головою за родину свою!»)

На доске пишется: «Уж постоим мы головою за родину свою!»

Д.з. Расскажите о ваших прадедах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. О тех солдатах, которые, как и в 1812 году, отстояли свое Отечество в Великую Отечественную войну.

Оцените свои ответы на уроке и поставьте себе оценки.


Результаты урока:

В течение урока обучающиеся исследовали, анализировали текст стихотворения, сравнивали, обобщали, рассуждали, оценивали, делали выводы, определили основную мысль стихотворения и урока, т.е. цель урока – воспитание патриота, гражданина - была достигнута.

































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!