СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок решения проблемной  задачи. 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе»

Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Цель урок: исследование причин многообразия культурных форм и выяснение механизма их образования.

Задачи урока:

Обучающие: выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений

Развивающие: формирование умения сотрудничать в коллективе, самостоятельно работать с различными источниками информации, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;

Воспитывающие: стимулирование познавательного интереса, внутренней мотивации к учению.


Тип урока: урок решения проблемной задачи.

Оснащение урока: ЭОР, компьютерная презентация


ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин)

– Здравствуйте! Садитесь!

2. Актуализация знаний (7 мин)

На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина». Давайте ответим на несколько вопросов:

1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?

2. Какие достижения в области цитологии и эмбриологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?

3. Расскажите об основных этапах жизнедеятельности Дарвина.

4. Как повлияло кругосветное путешествие на мировоззрение Дарвина?

5. Какие наблюдения Дарвина поколебали его веру в неизменности видов?

I. Постановка проблемы урока (слайд 2)

Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.

Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется?

Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 3)


II.Поиск решения

1.Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.

Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. Однако к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды. (слайд 4)


Жан Батист Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит в природе очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции. (слайд 5)


Чарлз Дарвин первоначально придерживался метафизического взгляда на природу, но впечатления от наблюдаемого во время кругосветного путешествия полностью поменяли его мировоззрение. В книге «Изменение домашних животных и культурных растений» на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений. (слайд 6)

Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.


2. Переходим к исследованию причин многообразия культурных форм.

Каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 7)

Учитель демонстрирует слайды презентации о бархатцах (слайды 8,9 )

Бархатцы - гости из Северной Америки. Теплолюбивые, неприхотливые и быстрорастущие.

Благодаря своей крайней неприхотливости и высокой декоративности, являются наиболее популярными растениями в озеленении нашей школы . Цветы различаются и по высоте куста и по диаметру и по окраске соцветия. Кроме эстетического значения, бархатцы имеют и вполне практическое применение в саду, они обеззараживают почву от нематоды, отпугивают зелёную тлю.


Школьники анализируют полученную информацию о бархатцах:

- Какое свойство живых организмов вы наблюдаете? (Наследственную изменчивость)

- Чем обусловлена наследственная изменчивость? (Наследственная

изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в

последующих скрещиваниях) .

- Что такое мутация ? ( внезапное изменение наследственных свойств организма,

приводящее к изменению тех или иных признаков)

Учитель : Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к

созданию породы или сорта. ( если это и происходит, то случается крайне редко) –она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм.

Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека,

которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором. (слайд 10)


Так что же такое искусственный отбор?

Знакомство с понятием искусственного отбора (самостоятельная работа с учебником на стр23 и запись определения в тетрадь)

Вывод : В основе работы по выведению нового сорта (породы) лежит

изменчивость признака у организмов и отбор человеком таких изменений, которые

наиболее для него желательны (слайд 11)

Работа с анимацией. Искусственный отбор на примере растений.

А) Извлекаем информацию по следующим вопросам:

Чем сознательный отбор отличается от бессознательного ? Сознательный отбор - это уже целенаправленный отбор для получения особей с определенными признаками.


В чем суть массового отбора? Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения с определенными признаками.

В чем суть индивидуального отбора? При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.

Установите связь мутации и искусственного отбора. Мутации поставляют материал для искусственного отбора.

Б) Структурируем материал о формах искусственного отбора

(слайд 12)

Большое внимание Дарвин уделял изучению различных сортов культурных растений. Так, сравнивая разнообразные сорта капусты, он сделал вывод о том, что все они выведены человеком из одного дикого вида (Слайд №3). Таким образом, было показано, что в процессе одомашнивания человек может добиться больших изменений у растений и животных. Однако породы и сорта, создаваемые человеком, характеризуются од-ной особенностью: несмотря на то, что изменчивость затраги-вает все органы животных и растений, домашние породы от-личаются теми признаками, которые особенно ценятся челове-ком. Так, например, выведенные селекционером сорта капусты редко различаются формой листьев, а их цветки и семена остаются похожими. У декоративных растений, например у разных сортов анютиных глазок, получены разнообразные цветы, а их листья почти одинаковы. У сортов крыжовника разнообразны плоды, а листья почти не различаются. Новые сорта и породы улучшены, усовершенствованны, но их со-вершенство заключается лишь в том, что они соответствуют потребностям человека. Например, быстро жиреющие свиньи вполне удовлетворяют человека, но в условиях дикой природы они не могли бы защитить себя от врагов и найти достаточное количество корма. Эти примеры показывают, что человек сам создает необходимые ему породы и сорта. Каким же путем это достигается?

III. Выражение решения

Задание для групповой работы: Чем объясняется многообразие сортов капусты? (слайды 13, 14)

Вывод: Природа поставляет самые разнообразные наследственные изменения.

Человек находит среди них полезные для себя и из поколения в поколение, накапливает эти изменения путем отбора. Искусственный отбор приводит к дивергенции — расхождению признаков , образованию большого разнообразия сортов.

Обсуждение вопроса №2 на с.23

Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие? ( слайды 15-16)

Вывод:

Что лежит в основе работы по выведению новых сортов или пород? Решение проблемы в процессе беседы с опорой на текст учебника , с 22-23 и слайдов 17-20

Вывод.Искусственный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и сортов растений, приспособленных к интересам человека. Учение об искусственном отборе теоретически обобщило тысячелетнюю практику человека по созданию пород домашних животных и сортов культурных растений и стало одной из основ современной селекции.

Виды искусственного отбора.

Дарвин различает два вида искусственного отбора – методический, или сознательный, и бессознательный отбор (Слайд №5).

Сущность методического отбора заключается в следующем: приступая к работе, селекционер ставит перед собой определенную задачу в отношении тех признаков, которые он хочет развить у данной породы. Прежде всего, эти признаки должны быть хозяйственно ценными, а некоторые из них должны удовлетворять эстетические потребности человека. Признаки, с которыми работают селекционеры, могут быть и морфологическими и функциональными. К ним может относиться и характер поведения животных, например драчливость у бойцовых петухов. Решая поставленную перед собой задачу, селекционер выбирает из уже имеющегося материала все то лучшее, в чем проявляется хотя бы в малой степени, интересующие его признаки. Выбранные особи содержатся в изоляции во избежание нежелательного скрещивания. Затем селекционер выбирает пары для скрещивания. После этого, начиная уже с первого поколения, он ведет строгий отбор лучшего материала и выбраковку того, который не удовлетворяет предъявленным требованиям (Слайд №6).

Таким образом, методический отбор – это творческий процесс, приводящий к образованию новых пород и сортов. Используя этот метод, селекционер, как скульптор лепит новые органические формы по заранее продуманному плану. Успех искусственного отбора зависит от степени изменчивости исходной формы: чем сильнее изменяются признаки, тем легче найти нужные изменения. Немалое значение имеет и величина исходной партии: в большой партии большие возможности выбора. Сохранению отобранного материала способствует устранение скрещивания с другими формами, то есть изоляция и накопляющее действие отбора, другими словами, усиление нужных признаков в поколениях вследствие отбора в одном и том же направлении. Дарвин отмечал, что это усиление новых признаков достигается в процессе дивергенции, то есть уклонения от первоначальной формы.

Бессознательный отбор производится человеком без определенной, заранее поставленной задачи. Дарвин показал, что такой отбор действительно имеет место. Так, например, крестьянин, имеющий двух коров, желая использовать одну из них на мясо, зарежет ту, которая дает меньше молока; из кур он использует на мясо самых плохих несушек. В обоих случаях крестьянин, сохраняя наиболее продуктивных животных, производит направленный отбор, хотя и не ставит перед собой цели вывести новые породы. Именно такую примитивную форму отбора Дарвин называет бессознательным отбором (Слайд №7).


Применение знаний. (слайды 21-23)

1.Однородная группа животных, обладающих наследственно закрепленными, хозяйственно значимыми признаками, называется:

1) сортом;

2) видом;

3) штаммом;

4) породой.


2.Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют


1) вид

2) сорт

3) породу

4) разновидность


3. Процесс сохранения человеком тех экземпляров, которые отличаются желанными качествами, называется:


1.Отбор

2.Племенной подбор

3.Методический отбор

4.Неосознанный отбор

5.Природный отбор

6.Искусственный отбор

4. Вы голубевод.

В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые.

Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем.

Как вы решаете эту проблему, руководствуясь учением Дарвина?

Письменный ответ

з стаи выбираю несколько особей с наиболее выраженным признаком - черной окраски в оперенье.

Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку

Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем)

Y.Рефлексия, оценка и самооценка работы на уроке.

Что мы делали для решения проблемы урока?

Можно ли это было сделать иначе?

Сегодняшний урок показал мне ________________________________

Оценивая себя по 10 - ти бальной системе, поставил бы_____________

потому что___________________________________________________

(слайд 24)

Подведение итогов урока.Задание на дом: читать с.20-24. Ответить на вопросы 1-4 на с. 24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!