СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Упражнения в правописании суффиксов и приставок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для закрепления правописания приставок и суффиксов. Эту разработку учитель может использовать на уроке закрепления и обобщения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Упражнения в правописании суффиксов и приставок.»

Тема урока. Упражнения в правописании суффиксов и приставок.

Цель урока:- формировать у обучающихся умение писать суффиксы

-ек-, -ик-,-ок и приставки ;

- способствовать развитию орфографической зоркости,

логики;

- воспитывать аккуратность в работе, чувство товари-

щества и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: - учебник по русскому языку 4 класс 1 часть; составители В. П. Канакина ,В. Г. Горецкий;

- индивидуальные карточки;



Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Каллиграфическая минутка.

ик ек ок ёнок ищ

о об обо от ото до по под подо вы с из

Очеретино, Орловка, Орел, Ольховка, орел.

С рук донецких не смыт уголек. А в глазах золотой огонек.

Рзберите слово «золотой» по составу.

2.Работа по индивидуальным. карточкам.

1.Разберите слова по составу.

Времена, перевязь, глазной, глоток, гнездышко, горный, давний, далекий, подарок, денек, детеныш, длинный, дождливый.

2.Разберите слова по составу.

Вздох, дочурка, дровишки, дроздовый, еловый, жарища, желток, зеленый, зеркальный, игривый, игрушка, козленок, котенок.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова». Поговорим подробнее о суффиксах и приставках. Будем образовывать новые слова, упражняться в правильном написании суффиксов и приставок. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной.

- Послушайте стихотворение .

Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!


Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.


Без окончания всё слово
называется основой.


А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!





- Скажите о каких частях слова мы не услышали в стихотворении ?

- О суффиксе и приставке.

- Вспомните, что вы знаете о суффиксе и приставке.



IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. Тематический контроль .Тест. 

- Выберите верное утверждение: 

1.Суффикс это:

а) самостоятельное слово;

б) часть слова;

в) член предложения;

2.Суффикс служит:

а) для связи слов в предложении;

б) для украшения слова;

в) для образования новых слов;

3.Суффикс находится:

а) перед корнем;

б) после окончания;

в) между корнем и окончанием;

4.Что такое приставка?

а) половина слова;

б) часть слова перед корнем;

в) часть слова после корня;

2. Упражнения в написании слов с суффиксами.

Суффикс в слове после корня,

Образует слово он.

Суффиксы мы будем помнить,

Чтоб был богатым лексикон.

– К нам в гости из города « Слово» пришли два брата

близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас с их помощью образовать новые слова от слов билет, орех, обозначающие маленькие предметы.

Билет – билетик, орех – орешек.

- Как вы думаете, а почему суффиксы -ик, -ек назвали братья-близнецы?

- На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Какое правило мы знаем о правописании суффиксов -ик, -ек-

ПРАВИЛО:

Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек звучат одинаково.

Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.


Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.


Домика нет, домик есть.
Ключика нет, ключик есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.



А) Физминутка.

Б) Фотодиктант.

- Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.

И проверить сможешь сам свое внимание к словам.

- Слова надо записать в два столбика.

В первый столбик будете записывать слова с суффиксом - ик , а во второй с суффиксом - ек :

Сад…к, букет…к, платоч…к, куст…к, мешоч…к, молоточ…к, мост…к, ореш…к, ключ…к , хвост…к, носоч…к, грибоч…к.

ик

ек



Г) Проблемная ситуация.

- Давайте понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

- В чем особенности этого суффикса?(ударение падает на суффикс)

ПРАВИЛО:

После шипящих (ж ш ч щ ) под ударением в суффиксе ок пишется буква о

5. Задание “Пишем грамотно” (Добавь суффиксы -ек-, -ок-)



Человеч_____
щелч________
горош_______
прыж_______

 ящич_____
 кореш_____ 
 пирож_____
  старич_____

сапож______
вечероч_____
ножич_______
быч_________



7. Упражнения в написании слов с приставками (о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-  )



– Зависит ли правописание приставок от их произношения? (Правописание приставок не зависит от их произношения.)



ПРАВИЛО:

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план:

1) Как найти приставку в слове? . (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня? (Приставки не отделяются на письме от корня.)

3) Как пишутся приставки в словах? (Приставка является частью слова.)

8.Рефлексия.

Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока.

  • Понесла Красная Шапо…ка бабушке пир…жок и горшоч…к масла. Тр…пинка спускалась в овраж…к. Выр…с на гря…ке ду-шистый горош…к. На голубой к…локольч…к прыгнул зелёный кузнеч…к. На цветах сидели бабоч…ки.

- С какими приставками работали на уроке?

- Расскажи о правилах их правописания.

9. Итог урока.

- Для чего служит суффикс?

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

VI. Домашнее задание

Стр. 63 Упражнение 104. Выделить в словах суффиксы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!