Тема урока:В.В.Бианки.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
- совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
- расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
- развивать интерес к животному миру;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
выставка книг В.В.Бианки. портрет, картинки, кроссворд
Интегрирование: окружающий мир.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Включение в учебную деятельность.
-Прочитайте написанные на доске слова :медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, волк, ворона, роза.
-Распределите их на четыре равные группы.
( В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, так как это названия зверей. Во вторую - сорока и ворона, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести берёза и осина, так как эти слова обозначают названия деревьев. К четвёртой группе отнесём слова роза и ромашка. Это названия растений.)
- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой? Скажите одним словом, о ком или о чём писал В.В. Бианки?
( В.В. Бианки писал о природе.)
3. Актуализация знаний.
— О произведениях какого автора говорили на прошлом уроке? (Чуковского.) Что запомнилось вам о Чуковском?
Дети вспоминают интересные факты биографии К. И. Чуковского. Два-три человека рассказывают отрывок из стихотворения «Телефон».
— Какие произведения К. И. Чуковского есть у вас дома? Кто выучил новый отрывок из произведений К.И. Чуковского?
Проведём игру: «Угадай героя». По моему описанию вы попробуете угадать героев произведений К.И. Чуковского и назвать их.
1. Пожилая женщина, которая не очень аккуратно обращалась со своей посудой. (Бабушка Федора.)
2. Доктор, не отказывающий никому в помощи. (Доктор Айболит.)
3. Насекомое, пригласившее к себе на чай много гостей. (Муха- Цокотуха.)
4. Он позвонил Чуковскому и попросил прислать шоколада. (Слон.)
5. Они поменялись голосами с поросятами и стали хрюкать. (Котята.)
— Вы хорошо знаете произведения К. И. Чуковского. Читайте новые произведения, и вам будет очень интересно жить.
4. Постановка целей и определение темы урока.
- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.
По вертикали:
1. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, да не лисица.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
3. Всю ночь летает –
Мышей добывает –
А станет светло
Спать уляжется в дупло.
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Кто она?
5. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
6. Сами крошки,
Боятся кошки.
Под полом живут,
Туда все несут.
- О ком были все загадки?
( О животных.)
- Сегодня мы продолжим чтение рассказов и сказок, героями которых являются животные. Познакомимся с новым писателем, поразмышляем над тем, чему учат его произведения, узнаем новое и интересное о жизни животных. Найдите в кроссворде выделенную строчку и узнайте фамилию писателя.
5. Работа над новым материалом.
-В.В.Бианки писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?
Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего я пишу про лес?»
В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы и накопил огромный запас наблюдений.
-Самой удивительной книгой Бианки можно считать «Лесную газету». А что такое газета? (Большие листы, на которых печатают новости.)
-Как вы думаете, какие новости были в «Лесной газете»? (Вести из леса.)
-Хотите узнать некоторые вести из лесной газеты?Прочитайте одну заметку из этой газеты.(На столах у детей текст.)
Первое яйцо
Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо — на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.
— Почему рассказ назвали «Первое яйцо»? (Ворона самая первая из птиц снесла яйцо.)
-Как она оберегала яйцо от мороза, холода, дождя? (Она не уходила с гнезда. И её кормил ворон.)
-Какие сведения вы впервые узнали из рассказа Бианки? Иногда мы слышим, что ворона нападает на людей и очень трудно бывает от неё отбиться. Так она защищает своё гнездо и своих птенцов.
-Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом «Первая охота».
(Чтение текста учителем).
6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.
-Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
-Назовите главного героя произведения. (Щенок)
-Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)
-А теперь отгадайте загадку:
«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)
-Кто из вас видел ящериц?
-Что вы о них знаете?
- Слово ящерка образовано от слова ящерица. Вот изображение этого животного. (Учитель показывает картинку с изображением ящерицы.) Расскажите, как оно выглядит.
( Ящерица — небольшое животное. У неё удлиненное тело, длинный хвост.)
- Чем покрыто тело ящерицы?
( Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.)
-- Чем отличается ящерка от ящерицы?
-- Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.
--Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.
А сейчас немножко отдохнём.
7. Физкультминутка.
8. Вторичное восприятие и анализ текста.
1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух по цепочке по небольшому отрывку)
2) Анализ рассказа.
--Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)
--Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)
--А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)
--Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
--А какое действие было неправильным? (то, что он ухватился за хвост)
--С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)
--Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)
--Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)
3) Работа в группах.
Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)
1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)
2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)
МОЛОДЦЫ!
4) Закрепление опорных знаний.
● Игра «Дополните слово».
ЧЕТЫРЕ ДРАКОНА
_ _ дра Этот дра по реке плывет.
Ко _ _ н _ Этот кон только вниз растет.
Д _ р _ _ а Этот дра от села к селу.
Ко _ _ _ н В этот кон положи стрелу.
_ _ д _ ра Этот дра обижает всех.
К _ о _ н Этот кон вызывает смех.
Др _ _ а Эти дра – штабельком в бору.
Кон _ _ Этот кон завершил игру!
(Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец.)
· Игра «Занимательные модели».
Придумайте по пять слов по следующим моделям:
В _ _ (вал, вол, воз, вар, вор)
_ _ в (зов, лев, лов, ров, сев)
9. Итоги урока и рефлексия.
-Понравился ли вам рассказ?
-А как бы вы сами его назвали?
-Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)
-Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок и неправильных решений.
-Кто из героев вам понравился? Почему?
--Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)
-Что нового узнали?
-Что вас удивило?
-Как нужно относиться к окружающей природе?
10. Домашнее задание.
Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок к произведению.
Спасибо за работу. Урок окончен.
МБОУ СОШ №2
на тему:
В.В.Бианки.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока:В.В.Бианки.»
Тема урока:В.В.Бианки.
Цели и задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
развивать интерес к животному миру;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
выставка книг В.В.Бианки. портрет, картинки, кроссворд
Интегрирование: окружающий мир.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Включение в учебную деятельность.
-Прочитайте написанные на доске слова :медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, волк, ворона, роза.
-Распределите их на четыре равные группы.
( В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, так как это названия зверей. Во вторую - сорока и ворона, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести берёза и осина, так как эти слова обозначают названия деревьев. К четвёртой группе отнесём слова роза и ромашка. Это названия растений.)
- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой? Скажите одним словом, о ком или о чём писал В.В. Бианки?
( В.В. Бианки писал о природе.)
3. Актуализация знаний.
— О произведениях какого автора говорили на прошлом уроке? (Чуковского.) Что запомнилось вам о Чуковском?
Дети вспоминают интересные факты биографии К. И. Чуковского. Два-три человека рассказывают отрывок из стихотворения «Телефон».
— Какие произведения К. И. Чуковского есть у вас дома? Кто выучил новый отрывок из произведений К.И. Чуковского?
Проведём игру: «Угадай героя». По моему описанию вы попробуете угадать героев произведений К.И. Чуковского и назвать их.
1. Пожилая женщина, которая не очень аккуратно обращалась со своей посудой. (Бабушка Федора.)
2. Доктор, не отказывающий никому в помощи. (Доктор Айболит.)
3. Насекомое, пригласившее к себе на чай много гостей. (Муха- Цокотуха.)
4. Он позвонил Чуковскому и попросил прислать шоколада. (Слон.)
5. Они поменялись голосами с поросятами и стали хрюкать. (Котята.)
— Вы хорошо знаете произведения К. И. Чуковского. Читайте новые произведения, и вам будет очень интересно жить.
4. Постановка целей и определение темы урока.
- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.
По вертикали:
1. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, да не лисица.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
3. Всю ночь летает –
Мышей добывает –
А станет светло
Спать уляжется в дупло.
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Кто она?
5. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
6. Сами крошки,
Боятся кошки.
Под полом живут,
Туда все несут.
- О ком были все загадки?
( О животных.)
- Сегодня мы продолжим чтение рассказов и сказок, героями которых являются животные. Познакомимся с новым писателем, поразмышляем над тем, чему учат его произведения, узнаем новое и интересное о жизни животных. Найдите в кроссворде выделенную строчку и узнайте фамилию писателя.
5. Работа над новым материалом.
-В.В.Бианки писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?
Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего я пишу про лес?»
В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы и накопил огромный запас наблюдений.
-Самой удивительной книгой Бианки можно считать «Лесную газету». А что такое газета? (Большие листы, на которых печатают новости.)
-Как вы думаете, какие новости были в «Лесной газете»? (Вести из леса.)
-Хотите узнать некоторые вести из лесной газеты?Прочитайте одну заметку из этой газеты.(На столах у детей текст.)
Первое яйцо
Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо — на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.
— Почему рассказ назвали «Первое яйцо»? (Ворона самая первая из птиц снесла яйцо.)
-Как она оберегала яйцо от мороза, холода, дождя? (Она не уходила с гнезда. И её кормил ворон.)
-Какие сведения вы впервые узнали из рассказа Бианки? Иногда мы слышим, что ворона нападает на людей и очень трудно бывает от неё отбиться. Так она защищает своё гнездо и своих птенцов.
-Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом «Первая охота».
(Чтение текста учителем).
6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.
-Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
-Назовите главного героя произведения. (Щенок)
-Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)
-А теперь отгадайте загадку:
«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)
-Кто из вас видел ящериц?
-Что вы о них знаете?
- Слово ящерка образовано от слова ящерица. Вот изображение этого животного. (Учитель показывает картинку с изображением ящерицы.) Расскажите, как оно выглядит.
( Ящерица — небольшое животное. У неё удлиненное тело, длинный хвост.)
- Чем покрыто тело ящерицы?
( Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.)
-- Чем отличается ящерка от ящерицы?
-- Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.
--Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.
А сейчас немножко отдохнём.
7. Физкультминутка.
8. Вторичное восприятие и анализ текста.
1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух по цепочке по небольшому отрывку)
2) Анализ рассказа.
--Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)
--Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)
--А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)
--Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
--А какое действие было неправильным? (то, что он ухватился за хвост)
--С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)
--Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)
--Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)
3) Работа в группах.
Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)
1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)
2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)
МОЛОДЦЫ!
4) Закрепление опорных знаний.
● Игра «Дополните слово».
ЧЕТЫРЕ ДРАКОНА
_ _ дра Этот дра по реке плывет.
Ко _ _ н _ Этот кон только вниз растет.
Д _ р _ _ а Этот дра от села к селу.
Ко _ _ _ н В этот кон положи стрелу.
_ _ д _ ра Этот дра обижает всех.
К _ о _ н Этот кон вызывает смех.
Др _ _ а Эти дра – штабельком в бору.
Кон _ _ Этот кон завершил игру!
(Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец.)
· Игра «Занимательные модели».
Придумайте по пять слов по следующим моделям:
В _ _ (вал, вол, воз, вар, вор)
_ _ в (зов, лев, лов, ров, сев)
9. Итоги урока и рефлексия.
-Понравился ли вам рассказ?
-А как бы вы сами его назвали?
-Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)
-Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок и неправильных решений.
-Кто из героев вам понравился? Почему?
--Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)
-Что нового узнали?
-Что вас удивило?
-Как нужно относиться к окружающей природе?
10. Домашнее задание.
Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок к произведению.
Спасибо за работу. Урок окончен.
МБОУ СОШ №2
Конспект урока
на тему:
В.В.Бианки.
Джаватова Х.А