СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока:В.В.Бианки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:В.В.Бианки.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
  • совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
  • расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
  • развивать интерес к животному миру;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, память, речь.

Оборудование:

      

выставка книг В.В.Бианки. портрет, картинки, кроссворд

Интегрирование: окружающий мир.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, послушайте, какая тишина!  Это в школе начались уроки.  Мы не будем тратить время зря,  И приступим все к работе.

2. Включение в учебную деятельность.

-Прочитайте написанные на доске слова :медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, волк, ворона, роза.

-Распределите их на четыре равные группы.

( В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, так как это названия зверей. Во вторую - сорока и ворона, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести берёза и осина, так как эти слова обозначают названия деревьев. К четвёртой группе отнесём слова роза и ромашка. Это названия растений.)

- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой?  Скажите одним словом, о ком или о чём писал В.В. Бианки?

( В.В. Бианки писал о природе.)

 

3. Актуализация знаний.

— О произведениях какого автора говорили на прошлом уроке? (Чуковского.) Что запомнилось вам о Чуковском?

Дети вспоминают интересные факты биографии К. И. Чуковского. Два-три человека рассказывают отрывок из стихотворения «Телефон».

— Какие произведения К. И. Чуковского есть у вас дома? Кто выучил новый отрывок из произведений К.И. Чуковского?

Проведём игру: «Угадай героя». По моему описанию вы попробуете угадать героев произведений К.И. Чуковского и назвать их.

1. Пожилая женщина, которая не очень аккуратно обращалась со своей посудой. (Бабушка Федора.)

2. Доктор, не отказывающий никому в помощи. (Доктор Айболит.)

3. Насекомое, пригласившее к себе на чай много гостей. (Муха- Цокотуха.)

4. Он позвонил Чуковскому и попросил прислать шоколада. (Слон.)

5. Они поменялись голосами с поросятами и стали хрюкать. (Котята.)

— Вы хорошо знаете произведения К. И. Чуковского. Читайте новые произведения, и вам будет очень интересно жить.

 

4. Постановка целей и определение темы урока.

- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.

По вертикали:

1. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, да не лисица.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

3. Всю ночь летает –

Мышей добывает –

А станет светло

Спать уляжется в дупло.

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Кто она?

5. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

6. Сами крошки,

Боятся кошки.

Под полом живут,

Туда все несут.

- О ком были все загадки?

( О животных.)

- Сегодня мы продолжим чтение рассказов и сказок, героями которых являются животные. Познакомимся с новым писателем, поразмышляем над тем, чему учат его произведения, узнаем новое и интересное о жизни животных. Найдите в кроссворде выделенную строчку и узнайте фамилию писателя.

5. Работа над новым материалом.

 

-В.В.Бианки  писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?

Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять  слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего  я пишу про лес?»

В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы  и накопил огромный запас наблюдений.

-Самой удивительной книгой Бианки можно считать «Лесную газету».  А что такое газета? (Большие листы, на которых печатают новости.)

-Как вы думаете, какие новости были в «Лесной газете»? (Вести из леса.)

-Хотите узнать некоторые вести из лесной газеты?Прочитайте одну заметку из этой газеты.(На столах у детей текст.)

Первое яйцо

Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо — на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

 

— Почему рассказ назвали «Первое яйцо»? (Ворона самая первая из птиц снесла яйцо.)

-Как она оберегала яйцо от мороза, холода, дождя? (Она не уходила с гнезда. И её кормил ворон.)

-Какие сведения вы впервые узнали из рассказа Бианки? Иногда мы слышим, что ворона нападает на людей и очень трудно бывает от неё отбиться. Так она защищает своё гнездо и своих птенцов.

-Сегодня мы познакомимся  с замечательным рассказом «Первая охота».

(Чтение текста учителем).

 

6. Проверка первичного восприятия  и словарная работа.

-Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? 

-Назовите главного героя произведения. (Щенок)

-Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)

-А теперь отгадайте загадку:

«Она, как змейка, В траве мелькнёт, хвостом  виляет, Хвост оторвёт – другой наживёт». (Ящерица)

-Кто из вас видел ящериц?

-Что вы о них знаете? 

- Слово ящерка образовано от слова ящерица. Вот изображение этого животного. (Учитель показывает картинку с изображением ящерицы.) Расскажите, как оно выглядит.

( Ящерица — небольшое животное. У неё удлиненное тело, длинный хвост.)

- Чем покрыто тело ящерицы?

Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.)

-- Чем отличается ящерка от ящерицы?

-- Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.

 

--Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.

А сейчас немножко отдохнём.

7. Физкультминутка.

8. Вторичное восприятие и анализ текста.

 

 

1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух  по цепочке по небольшому отрывку)

2) Анализ рассказа.

 

--Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает  её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)

 

--Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)

--А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)

--Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

--А какое действие было неправильным? (то, что  он ухватился за хвост)

--С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)

--Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)

--Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)

3) Работа в группах.

 

Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)

1 группа: слова, которые указывают  на действия ящерки.  (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)

2 группа: слова, которые указывают на действия щенка.  (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)

МОЛОДЦЫ!

 

4)  Закрепление опорных знаний.

●        Игра «Дополните слово».

ЧЕТЫРЕ ДРАКОНА

_ _ дра                Этот дра по реке плывет.

Ко _ _ н _            Этот кон только вниз растет.

Д _ р _ _ а           Этот дра от села к селу.

Ко _ _ _ н            В этот кон положи стрелу.

_ _ д _ ра            Этот дра обижает всех.

К _ о _ н              Этот кон вызывает смех.

Др _ _ а               Эти дра – штабельком в бору.

Кон _ _                Этот кон завершил игру!

(Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец.)

·        Игра «Занимательные модели».

Придумайте по пять слов по следующим моделям:

                   В _ _  (вал, вол, воз, вар, вор)

                   _ _ в (зов, лев, лов, ров, сев)

 

9. Итоги урока и рефлексия.

-Понравился ли вам рассказ?

-А как бы вы сами его назвали?

-Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)

-Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать  многих ошибок  и неправильных решений.

-Кто из героев вам понравился? Почему?

--Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)

-Что нового узнали?

-Что вас удивило?

-Как нужно относиться к окружающей природе?

 

10. Домашнее задание.

Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок  к произведению.

Спасибо за работу. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ СОШ №2

 

 

 

 

Конспект урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему:

В.В.Бианки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:В.В.Бианки.»

Тема урока:В.В.Бианки.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;

  • совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);

  • расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;

  • развивать интерес к животному миру;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • развивать внимание, память, речь.

Оборудование:

выставка книг В.В.Бианки. портрет, картинки, кроссворд

Интегрирование: окружающий мир.


Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!
 Это в школе начались уроки.
 Мы не будем тратить время зря,
 И приступим все к работе.

2. Включение в учебную деятельность.

-Прочитайте написанные на доске слова :медведь, сорока, берёзаромашка, осина, волк, ворона, роза.

-Распределите их на четыре равные группы.

( В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, так как это названия зверей. Во вторую - сорока и ворона, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести берёза и осина, так как эти слова обозначают названия деревьев. К четвёртой группе отнесём слова роза и ромашка. Это названия растений.)

- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой? Скажите одним словом, о ком или о чём писал В.В. Бианки?

( В.В. Бианки писал о природе.)


3. Актуализация знаний.

О произведениях какого автора говорили на прошлом уроке? (Чуковского.) Что запомнилось вам о Чуковском?

Дети вспоминают интересные факты биографии К. И. Чуковского. Два-три человека рассказывают отрывок из стихотворения «Телефон».

Какие произведения К. И. Чуковского есть у вас дома? Кто выучил новый отрывок из произведений К.И. Чуковского?

Проведём игру: «Угадай героя». По моему описанию вы попробуете угадать героев произведений К.И. Чуковского и назвать их.

1. Пожилая женщина, которая не очень аккуратно обращалась со своей посудой. (Бабушка Федора.)

2. Доктор, не отказывающий никому в помощи. (Доктор Айболит.)

3. Насекомое, пригласившее к себе на чай много гостей. (Муха- Цокотуха.)

4. Он позвонил Чуковскому и попросил прислать шоколада. (Слон.)

5. Они поменялись голосами с поросятами и стали хрюкать. (Котята.)

Вы хорошо знаете произведения К. И. Чуковского. Читайте новые произведения, и вам будет очень интересно жить.


4. Постановка целей и определение темы урока.

- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.

По вертикали:

1. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, да не лисица.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

3. Всю ночь летает –

Мышей добывает –

А станет светло

Спать уляжется в дупло.

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Кто она?

5. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

6. Сами крошки,

Боятся кошки.

Под полом живут,

Туда все несут.

- О ком были все загадки?

( О животных.)

- Сегодня мы продолжим чтение рассказов и сказок, героями которых являются животные. Познакомимся с новым писателем, поразмышляем над тем, чему учат его произведения, узнаем новое и интересное о жизни животных. Найдите в кроссворде выделенную строчку и узнайте фамилию писателя.

5. Работа над новым материалом.


-В.В.Бианки  писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?

Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять  слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего  я пишу про лес?»

В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы  и накопил огромный запас наблюдений.

-Самой удивительной книгой Бианки можно считать «Лесную газету». А что такое газета? (Большие листы, на которых печатают новости.)

-Как вы думаете, какие новости были в «Лесной газете»? (Вести из леса.)

-Хотите узнать некоторые вести из лесной газеты?Прочитайте одну заметку из этой газеты.(На столах у детей текст.)

Первое яйцо

Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо — на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

 

Почему рассказ назвали «Первое яйцо»? (Ворона самая первая из птиц снесла яйцо.)

-Как она оберегала яйцо от мороза, холода, дождя? (Она не уходила с гнезда. И её кормил ворон.)

-Какие сведения вы впервые узнали из рассказа Бианки? Иногда мы слышим, что ворона нападает на людей и очень трудно бывает от неё отбиться. Так она защищает своё гнездо и своих птенцов.

-Сегодня мы познакомимся  с замечательным рассказом «Первая охота».

(Чтение текста учителем).


6. Проверка первичного восприятия  и словарная работа.

-Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? 

-Назовите главного героя произведения. (Щенок)

-Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)

-А теперь отгадайте загадку:

«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом  виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)

-Кто из вас видел ящериц?

-Что вы о них знаете? 

- Слово ящерка образовано от слова ящерица. Вот изображение этого животного. (Учитель показывает картинку с изображением ящерицы.) Расскажите, как оно выглядит.

( Ящерица — небольшое животное. У неё удлиненное тело, длинный хвост.)

- Чем покрыто тело ящерицы?

Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей.)

-- Чем отличается ящерка от ящерицы?

-- Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером.


--Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.

А сейчас немножко отдохнём.

7. Физкультминутка.

8. Вторичное восприятие и анализ текста.



1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух  по цепочке по небольшому отрывку)

2) Анализ рассказа.


--Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает  её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)


--Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)

--А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)

--Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

--А какое действие было неправильным? (то, что  он ухватился за хвост)

--С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)

--Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)

--Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)

3) Работа в группах.


Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)

1 группа: слова, которые указывают  на действия ящерки.  (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)

2 группа: слова, которые указывают на действия щенка.  (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)

МОЛОДЦЫ!


4) Закрепление опорных знаний.

●        Игра «Дополните слово».

ЧЕТЫРЕ ДРАКОНА

_ _ дра                Этот дра по реке плывет.

Ко _ _ н _            Этот кон только вниз растет.

Д _ р _ _ а           Этот дра от села к селу.

Ко _ _ _ н            В этот кон положи стрелу.

_ _ д _ ра            Этот дра обижает всех.

К _ о _ н              Этот кон вызывает смех.

Др _ _ а               Эти дра – штабельком в бору.

Кон _ _                Этот кон завершил игру!

(Ответвыдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец.)

·        Игра «Занимательные модели».

Придумайте по пять слов по следующим моделям:

                   В _ _  (вал, вол, воз, вар, вор)

                   _ _ в (зов, лев, лов, ров, сев)


9. Итоги урока и рефлексия.

-Понравился ли вам рассказ?

-А как бы вы сами его назвали?

-Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)

-Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать  многих ошибок  и неправильных решений.

-Кто из героев вам понравился? Почему?

--Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)

-Что нового узнали?

-Что вас удивило?

-Как нужно относиться к окружающей природе?


10. Домашнее задание.

Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок  к произведению.

Спасибо за работу. Урок окончен.
















МБОУ СОШ №2




Конспект урока























на тему:

В.В.Бианки.



















Джаватова Х.А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!