СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № _________________

 

Тема урока: «Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии».

 

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества В.Я.Брюсова.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству В.Я. Брюсова.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  1. Когда началась история символизма?
  2. Кто из поэтов входит в русский символизм?
  3. Как художественная система сложилась во Франции?
  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы

 

Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии.

13 Декабря 1873 – 9 Октября 1924 гг. (50 лет)

 

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Подготовил сборник армянской национальной поэзии, за что был награжден званием народного поэта Армении.

Детство и юность

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894–1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Интересные факты

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.
  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
  • Краткая биография Брюсова была бы незавершенной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.
  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/bryusov-valerij-yakovlevich-bryusov-valery-yakovlevich

5.Закрепление изученного материала:

 

  1. В каком из вариантов указаны годы жизни Валерия Яковлевича Брюсова?

1871–1920 гг.

1872–1924 гг.

1873–1924 гг.

1875–1928 гг.

  1. Где родился Валерий Яковлевич Брюсов?

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Костроме

В Екатеринбурге

  1. В какой семье родился Валерий Яковлевич Брюсов?

В купеческой семье

В рабочей семье

В семье поэта и актрисы

В семье крупного чиновника

Подсказка 4. Какое отделение Московского университета окончил Брюсов?

Экономическое

Юридическое

Физико-математическое

Историко-филологическое

Подсказка 5. Творчеством каких авторов Брюсов увлекся в университетские годы?

Представителей французского символизма

Представителей немецкого романтизма

Представителей русского сентиментализма

Представителей английского классицизма

  1. Подсказка6 Основоположником какого литературного направления называл себя Брюсов?

Кубизм

Символизм

Неоромантизм

Реализм

7.Подсказка Как назывался первый сборник Брюсова?

«Шедевры»

«Ноктюрны»

«Ощущения»

«Избранное»

Подсказка 8.Какой из своих сборников Брюсов посвятил Бальмонту?

«Это я»

«Третья стража»

«Граду и миру»

«Земная ось»

9.Подсказка В каком году был опубликован сборник Брюсова «Венок»?

1901 г.

1904 г.

1905 г.

1909 г.

10.Подсказка За какие заслуги Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении?

За составление сборника переводов армянских поэтов

За составление первой армянской грамматики

За написание гимна Армении

За помощь в создании революционных газет

Подсказка 11.От чего умер Валерий Яковлевич Брюсов?

Покончил жизнь самоубийством

От ранения, полученного во время Первой мировой войны

От сердечного приступа

От воспаления легких

12.Подсказка Где похоронили Валерия Яковлевича Брюсова?

На Новодевичьем кладбище в Москве

На Введенском кладбище в Москве

На Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

На Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:  стр. _____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии».»

План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________


Тема урока: «Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии».


Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества В.Я.Брюсова.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству В.Я. Брюсова.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  1. Когда началась история символизма?

  2. Кто из поэтов входит в русский символизм?

  3. Как художественная система сложилась во Франции?

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы



Валерий Яковлевич Брюсов. Сведения из биографии.

13 Декабря 1873 – 9 Октября 1924 гг. (50 лет)


Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Подготовил сборник армянской национальной поэзии, за что был награжден званием народного поэта Армении.

Детство и юность

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894–1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Интересные факты

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.

  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.

  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.

  • Краткая биография Брюсова была бы незавершенной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.

  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/bryusov-valerij-yakovlevich-bryusov-valery-yakovlevich

5.Закрепление изученного материала:


  1. В каком из вариантов указаны годы жизни Валерия Яковлевича Брюсова?

1871–1920 гг.

1872–1924 гг.

1873–1924 гг.

1875–1928 гг.

  1. Где родился Валерий Яковлевич Брюсов?

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Костроме

В Екатеринбурге

  1. В какой семье родился Валерий Яковлевич Брюсов?

В купеческой семье

В рабочей семье

В семье поэта и актрисы

В семье крупного чиновника

Подсказка 4. Какое отделение Московского университета окончил Брюсов?

Экономическое

Юридическое

Физико-математическое

Историко-филологическое

Подсказка 5. Творчеством каких авторов Брюсов увлекся в университетские годы?

Представителей французского символизма

Представителей немецкого романтизма

Представителей русского сентиментализма

Представителей английского классицизма

  1. Подсказка6 Основоположником какого литературного направления называл себя Брюсов?

Кубизм

Символизм

Неоромантизм

Реализм

7.Подсказка Как назывался первый сборник Брюсова?

«Шедевры»

«Ноктюрны»

«Ощущения»

«Избранное»

Подсказка 8.Какой из своих сборников Брюсов посвятил Бальмонту?

«Это я»

«Третья стража»

«Граду и миру»

«Земная ось»

9.Подсказка В каком году был опубликован сборник Брюсова «Венок»?

1901 г.

1904 г.

1905 г.

1909 г.

10.Подсказка За какие заслуги Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении?

За составление сборника переводов армянских поэтов

За составление первой армянской грамматики

За написание гимна Армении

За помощь в создании революционных газет

Подсказка 11.От чего умер Валерий Яковлевич Брюсов?

Покончил жизнь самоубийством

От ранения, полученного во время Первой мировой войны

От сердечного приступа

От воспаления легких

12.Подсказка Где похоронили Валерия Яковлевича Брюсова?

На Новодевичьем кладбище в Москве

На Введенском кладбище в Москве

На Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

На Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

Подсказка

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: стр. _____










План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________


Тема урока: «Константин Дмитриевич Бальмонт Сведения из биографии.».


Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества К.Д. Бальмонт.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству К.Д. Бальмонт.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.


  1. В каком из вариантов указаны годы жизни Валерия Яковлевича Брюсова?

  2. Где родился Валерий Яковлевич Брюсов?

  3. В какой семье родился Валерий Яковлевич Брюсов?

Подсказка 4. Какое отделение Московского университета окончил Брюсов?

Подсказка 5. Творчеством каких авторов Брюсов увлекся в университетские годы?

  1. ПодсказкаОсновоположником какого литературного направления называл себя Брюсов?

7.Подсказка Как назывался первый сборник Брюсова?

Подсказка 8.Какой из своих сборников Брюсов посвятил Бальмонту?

9.Подсказка В каком году был опубликован сборник Брюсова «Венок»?

10.Подсказка За какие заслуги Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении?

Подсказка 11.От чего умер Валерий Яковлевич Брюсов?

12.Подсказка Где похоронили Валерия Яковлевича Брюсова?

Подсказка

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы

Биография Бальмонта

15 Июня 1867 – 23 Декабря 1942 гг. (75 лет)

Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Знаменит также своими переводами со многих языков. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.

Ранние годы жизни. Образование

Родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем – главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г. Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.

Начало творческого пути

Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.
Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.

В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством – выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели. Этот год в биографии Бальмонта сложно назвать удачным, но стоит отметить, что он оказался продуктивным в творческом плане.

Дебютный сборник стихов (1890) поэта не вызвал интереса у общественности, и поэт уничтожил весь тираж.

Восхождение к славе

Наибольший расцвет творчества Бальмонта приходится на 1890-е годы. Он много читает, изучает языки и путешествует.

Бальмонт часто занимается переводами, в 1894 переводит “Историю скандинавской литературы” Горна, в 1895—1897 «Историю итальянской литературы» Гаспари.

Бальмонт издал сборник “Под северным небом”(1894), начал печатать свои произведения в издательстве “Скорпион”, журнале “Весы”. Вскоре появляются новые книги – “В безбрежности” (1895), “Тишина” (1898).

Женившись во второй раз в 1896 году, Бальмонт уезжает в Европу. Несколько лет он путешествует. В 1897 году в Англии читает лекции о русской поэзии.

Четвертый по счету сборник поэзии Бальмонта “Будем как солнце” вышел В 1903 году. Сборник стал особенно популярным и принес автору большой успех. В начале 1905 года Константин Дмитриевич снова уезжает из России, он путешествует по Мексике, затем едет в Калифорнию.

Бальмонт принимал активное участие в революции 1905-1907 года, в основном произнося речи перед студентами и строя баррикады. Боясь быть арестованным, поэт уезжает в Париж в 1906 году.

Побывав в Грузии в 1914 году, перевел на русский язык поэму Ш. Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, а также много других. В 1915 году, возвратившись в Москву, Бальмонт ездит по стране с лекциями.

Последняя эмиграция

В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году – автобиографические книги: “Под новым серпом”, “Воздушный путь”.

Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Эти чувства отражались в его поэзии того времени. Жизнь на чужбине становилась все тяжелее, здоровье поэта ухудшилось, были проблемы с деньгами. У Бальмонта было обнаружено серьезное психическое заболевание. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книги.

23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа, в приюте “Русский дом” Бальмонт умер от воспаления легких.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/balmont-konstantin.html

5.Закрепление изученного материала

Укажите годы жизни Константина Дмитриевича Бальмонта:

1866–1942 гг.

1867–1942 гг.

1868–1943 гг.

Где родился Константин Дмитриевич Бальмонт?

В Орловской губернии

В Московской губернии

Во Владимирской губернии

В Казанской губернии

Подсказка Кем был отец Константина Бальмонта?

Главой в земской управе

Земским врачом

Известным поэтом и драматургом

Богатым купцом

За что Бальмонта исключили из Шуйской гимназии?

У матери Бальмонта не было средств оплатить обучение

За неуважение к преподавателям

За неуспеваемость

За революционные настроения

Подсказка На каком отделении Московского университета учился Бальмонт?

На филологическом

На медицинском

На экономическом

На юридическом

Подсказка В каком возрасте Бальмонт написал свои первые стихи?

В восемь лет

В девять лет

В десять лет

В одиннадцать лет

В каком году стихи Бальмонта были впервые опубликованы?

1885 г.

1887 г.

1888 г.

1891 г.

Подсказка Из-за чего Бальмонт пытался в 1890 году покончить жизнь самоубийством?

Из-за негативных отзывов критиков о дебютном сборнике Бальмонта

Из-за критического финансового положения и неудачного брака

Из-за отчисления из Московского университета

Из-за угрозы попасть в тюрьму

Подсказка Какой из поэтических сборников Бальмонта принес автору большой успех?

«Под северным небом»

«В безбрежности»

«Будем как солнце»

«Воздушный путь»

Подсказка Где и от чего скончался Константин Дмитриевич Бальмонт?

Покончил жизнь самоубийством в доме родителей во Владимире

Был убит во время Второй мировой войны возле Кракова

В квартире своей жены в Вене от сердечного приступа

В приюте «Русский дом» недалеко от Парижа от воспаления легких

Подсказка

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов


Подсказка

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: стр. _____

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов
















План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________


Тема урока: «Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».


Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с истоками акмеизма и программой акмеизма в статье Н.С.Гумелева.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитать чувство ответственности и внимательности во время урока.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  1. Укажите годы жизни Константина Дмитриевича Бальмонта:

  2. Где родился Константин Дмитриевич Бальмонт?

  3. Подсказка Кем был отец Константина Бальмонта?

  4. За что Бальмонта исключили из Шуйской гимназии?

  5. Подсказка На каком отделении Московского университета учился Бальмонт?

  6. Подсказка В каком возрасте Бальмонт написал свои первые стихи?

  7. В каком году стихи Бальмонта были впервые опубликованы?

  8. Подсказка Из-за чего Бальмонт пытался в 1890 году покончить жизнь самоубийством?

  9. Подсказка Какой из поэтических сборников Бальмонта принес автору большой успех?

  10. Подсказка Где и от чего скончался Константин Дмитриевич Бальмонт?

Подсказка

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы


План

А) Акмеизм

Б) Н.С. Гумилев. Наследие символизма и акмеизм

В) Обзор раннего творчества представителей акмеизма


А) Акмеизм

Акмеизм в литературе – течение, которое возникло в самом начале 20 столетия и получило большое распространение среди всех поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он зацепил русскую литературу, а также стал своеобразным ответным ходом в сторону символизма. Данное направление характеризуется четкостью, предельной ясностью и приземленностью, но в то же время в стихах поэтов-акмеистов нет места бытовым проблемам. Небольшое описание стиля

Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в данном стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Как полагают современные литераторы, подобные характеристики появились как бы в противовес ранее существовавшему символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. В то же время акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и тому подобное. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто.

На чем базировался акмеизм. Как таковой философии, которая определила бы в то время акмеизм в русской литературе не было. Подобная точка опоры сложилась лишь в процессе существования и процветания стиля, когда на свет уже стали появляться первые стихи его представителей, исходя из которых можно было определить всю суть написанного. Таким образом акмеизм в литературе отличился реалистичным взглядом не только на общую картину жизни, но и на достаточно «неземные» проблемы, которые связаны с чувствами и душевными переживаниями. Ключевую роль в любом произведении, по мнению авторов, должно было играть слово. Именно с его помощью с предельной точностью должны были выражаться все мысли и события, которые описывались. Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи Чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами. Именно благодаря таким художественным приемам данный стиль стал концепцией в тогдашнем искусстве. В свою очередь акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью своему предшественнику. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с архитектурой или со скульптурой, нежели с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений. Именно поэтому акмеистские стихи так просто учить на память всем школьникам, и так просто понимать их суть. Представители акмеизма в русской литературе Отличительной чертой всех представителей данного литературного течения была не просто сплоченность, а даже дружба. Работали они в одной упряжке, и в самом начале своего творческого пути громко заявили о себе, основав в Ленинграде так называемый «Цех поэтов». У них не было определенной литературной платформы, стандартов, по которым нужно было писать стихи, или прочих производственных деталей. Можно сказать, что каждый из поэтов знал, каким должно быть его произведение, и знал, как подать каждое слово так, чтобы оно было предельно понятным для других. И среди таких гениев ясности можно выделить знаменитые имена: Анна Ахматова, ее муж Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и другие. Стихи каждого из авторов отличаются друг от друга и по своей структуре, и по характеру, и по настрою. Однако каждое произведение будет понятным, и у человека не возникнет лишних вопросов после его прочтения.


Б) Н.С. Гумилев. Наследие символизма и акмеизм

Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. И то, что символические произведения уже почти не появляются, а если и появляются, то крайне слабые, даже с точки зрения символизма, и то, что все чаще и чаще раздаются голоса в пользу пересмотра еще так недавно бесспорных ценностей и репутаций, и то, что появились футуристы, эгофутуристы и прочие гиены, всегда следующие за львом*. На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова ακμή - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом.

Французский символизм, родоначальник всего символизма как школы, выдвинул на передний план чисто литературные задачи: свободный стих, более своеобразный и зыбкий слог, метафору, вознесенную превыше всего, и пресловутую "теорию соответствий". Последнее выдает с головой его не романскую и, следовательно, не национальную, наносную почву. Романский дух слишком любит стихию света, разделяющего предметы, четко вырисовывающего линию; эта же символическая слиянность всех образов и вещей, изменчивость их облика, могла родиться только в туманной мгле германских лесов. Мистик сказал бы, что символизм во Франции был прямым последствием Седана. Но, наряду с этим, он вскрыл во французской литературе аристократическую жажду редкого и трудно-достижимого и таким образом спас ее от угрожающего ей вульгарного натурализма.

Мы, русские, не можем считаться с французским символизмом, хотя бы уже потому, что новое течение, о котором я говорил выше, отдает решительное предпочтение романскому духу перед германским. Подобно тому, как французы искали новый, более свободный стих, акмеисты стремятся разбивать оковы метра пропуском слогов, более, чем когда-либо, свободной перестановкой ударений, и уже есть стихотворения, написанные по вновь продуманной силлабической системе стихосложения. Головокружительность символических метафор приучила их к смелым поворотам мысли; зыбкость слов, к которым они прислушивались, побудила искать в живой народной речи новых - с более устойчивым содержанием; и светлая ирония, не подрывающая корней нашей веры, - ирония, которая не могла не проявляться хоть изредка у романских писателей, - стала теперь на место той безнадежной, немецкой серьезности, которую так возлелеяли наши символисты. Наконец, высоко ценя символистов за то, что они указали нам на значение в искусстве символа мы не согласны приносить ему в жертву прочих способов поэтического воздействия и ищем их полной согласованности. Этим мы отвечаем на вопрос о сравнительной "прекрасной трудности" двух течений: акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню. А один из принципов нового направления - всегда идти по линии наибольшего сопротивления.

Германский символизм в лице своих родоначальников Ницше и Ибсена выдвигал вопрос о роли человека в мироздании, индивидуума в обществе и разрешал его, находя какую-нибудь объективную цель или догмат, которым должно было служить. В этом сказывалось, что германский символизм не чувствует самоценности каждого явления, не нуждающейся ни в каком оправдании извне.

Для нас иерархия в мире явлений - только удельный вес каждого из них, причем вес ничтожнейшего все-таки неизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия - все явления братья. Мы не решились бы заставить атом поклониться Богу, если бы это не было в его природе. Но, ощущая себя явлениями среди явлений, мы становимся причастны мировому ритму, принимаем все воздействия на нас и в свою очередь воздействуем сами. Наш долг, наша воля, наше счастье и наша трагедия - ежечасно угадывать то, чем будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира, и торопить его приближение. И как высшая награда, ни на миг не останавливая нашего внимания, грезится нам образ последнего часа, который не наступит никогда. Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним - открытая дверь. Здесь этика становится эстетикой, расширяясь до области последней. Здесь индивидуализм в высшем своем напряжении творит общественность. Здесь Бог становится Богом Живым, потому что человек почувствовал себя достойным такого Бога. Здесь смерть - занавес, отделяющий нас от актеров, от зрителей, и во вдохновении игры мы презираем трусливое заглядывание - что будет дальше? Как адамисты, мы немного лесные звери и во всяком случае не отдадим того, что в нас есть звериного, в обмен на неврастению. Но тут время говорить русскому символизму.

Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. И он вправе спросить идущее ему на смену течение, только ли звериными добродетелями оно может похвастать и какое у него отношение к непознаваемому. Первое, что на такой вопрос может ответить акмеизм, будет указанием на то, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Второе - что все попытки в этом направлении - нецеломудренны. Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе. Бедность воображения обнаружит тот, кто эволюцию личности будет представлять себе всегда в условиях времени и пространства. Как можем мы вспоминать наши прежние существования (если это не явно литературный прием), когда мы были в бездне, где мириады иных возможностей бытия, о которых мы ничего не знаем, кроме того, что они существуют? Ведь каждая из них отрицается нашим бытием и в свою очередь отрицает его.

И это сильнее дает нам почувствовать нездешнее, чем целые томы рассуждений, на какой стороне луны находятся души усопших... Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма. Это не значит, чтобы он отвергал для себя право изображать душу в те моменты, когда она дрожит, приближаясь к иному; но тогда она должна только содрогаться, Разумеется, по знание Бога, прекрасная дама Теология, останется на своем престоле, но ни ее низводить до степени литературы, ни литературу поднимать в ее алмазный холод акмеисты не хотят. Что же касается ангелов, демонов, стихийных и прочих духов, то они входят в состав материала художников и не должны больше земной тяжестью перевешивать другие взятые им образы.

Всякое направление испытывает влюбленность к тем или иным творцам и эпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего. В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Подбор этих имен не произволен. Каждое из них - краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле - тела и его радости, мудрую физиологичность, Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей все, - и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие, Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет сейчас между собою людей, так смело назвавших себя акмеистами.


В) Обзор раннего творчества представителей акмеизма

На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем "поэзией серебряного века". "Золотой век" русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких "звезд первой величины", как Пушкин и Лермонтов, несомненно был обусловлен общей тенденцией к развитию русской национальной литературы, русского литературного языка и развитием реализма.

Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: от солидного, насчитывающего несколько поколений и несколько десятков лет символизма до еще только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь" (Н. Гумилев) акмеизма до эпатирующего публику, развязного, иногда просто хулиганствующего футуризма.

Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими.

Условно началом "серебряного века" принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Так впервые символисты, а значит, и модернисты заявили о себе.

Однако в 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. В предисловии к поэме "Возмездие" Блок писал: "...1900 год – это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма". Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.

В 1910 г. в "Обществе ревнителей художественного слова" были прочитаны программные доклады А. Блоком – "О современном состоянии русского символизма" и Вяч. Ивановым – "Заветы символизма". В среде символистов выявились явно несовместимые взгляды на сущность и цели современного искусства; отчётливо обнаружилась внутренняя мировоззренческая противоречивость символизма (у которого никогда не было единой идеологической и эстетической платформы). В дискуссии о символизме В. Брюсов отстаивал независимость от политических и религиозных идей. Для "младосимволистов" поэтическое творчество стало религиозным и общественным действом. Блок в это время переживал глубокий кризис мировоззрения.

Попытка Вяч. Иванова обосновать в докладе "Заветы символизма" символизм как существующее целостное мировоззрение оказалась безуспешной. Блок к 1912 г. порывает с Вяч. Ивановым, считая символизм уже несуществующей школой. Оставаться в границах былых верований было нельзя, обосновать новое искусство на старой философско-эстетической почве оказалось невозможным.

В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из мистических туманов символизма, возникает кружок "Цех поэтов" (1911), во главе которого становятся Н. Гумилёв, С. Городецкий. Членами "Цеха" были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. Собрания "Цеха" посещали Н. Клюев и В. Хлебников. "Цех" начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный журнал "Гиперборей".

В 1912 г. на одном из собраний "Цеха" был решён вопрос об акмеизме как о новой поэтической школе. Названием этого течения подчёркивалась устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным органом акмеистов стал журнал "Аполлон" (ред. С. Маковский), в котором публиковались стихи участников "Цеха", статьи-манифесты Н. Гумилёва и С. Городецкого. Новое течение в поэзии противопоставило себя символизму, который, по словам Гумилёва, "закончил свой круг развития и теперь падает" или, как более категорично утверждал Городецкий, переживает "катастрофу".

Однако по существу "новое течение" вовсе не являлось антагонистическим по отношению к символизму. Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными.

Горький в своей статье "Разрушение личности" писал о "новейшей" литературе, резко порывающей с общественно-гуманистическими тенденциями "старой" литературы, для которой "типичны широкие концепции, стройные мировоззрения": "Всё тоньше и острее форма, всё холоднее слово и беднее содержание, угасает искреннее чувство, нет пафоса; мысль, теряя крылья, печально падает в пыль будней, дробится, становится безрадостной, тяжёлой и больной". Эти слова Горького могут служить блестящей характеристикой не только творчества целого ряда символистов, но и акмеизма, ещё более, чем их предшественники, замкнувшегося в узкоэстетической сфере.

Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом. "Мы будем бороться за сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа", – провозгласила редакция в первом номере журнала "Аполлон" (1913), котором в статье "Наследие символизма и акмеизм" Н. Гумилёв писал: "На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, – акмеизм ли (от слова ???? ("акме") – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом". Говоря об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал "всегда помнить о непознаваемом", но только "не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма". Это не значит, чтобы он отвергал для себя право изображать душу в те моменты, когда она дрожит, приближаясь к иному; но тогда она должна только содрогаться. Разумеется, познание Бога, прекрасная дама теология, останется на своём престоле, но ни её низводить до степени литературы, ни литературу поднимать в её алмазный холод акмеисты не хотят. Что же касается ангелов, демонов, стихийных и прочих духов, то они входят в состав материала художника и не должны больше земной тяжестью перевешивать другие взятые им образы. Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал "нецеломудренность" познания "непознаваемого", "детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания", самоценность "мудрой и ясной" окружающей поэта действительности. Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма.

Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от "мистического тумана" символизма, акмеисты принимали весь мир – видимый, звучащий, слышимый. Но этот "безоговорочно" принимаемый мир оказывался лишённым позитивного содержания.

Это течение, зародившиеся в эпоху реакции, выразило присущее определённой части русской интеллигенции состояние "социальной усталости", стремление укрыться от бурь "стекающего времени" в эстетизированную старину, "вещный мир стилизованной" современности, замкнутый круг интимных переживаний. В произведениях акмеистов – поэтов и писателей – крайне характерно разрабатывается тема прошлого, точнее – отношение прошлого, настоящего и будущего России. Их интересуют не переломные эпохи истории и духовных катаклизмов, в которых символисты искали аналогий и предвестий современности (осмысляемые, конечно, в определённом ракурсе), а эпохи бесконфликтные, которые стилизовались под идиллию гармонического человеческого общества. Прошлое стилизовалось так же, как и современность. Ретроспективизм и стилизаторские тенденции свойственны в те годы художникам "Мира Искусства" (К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакет, С. Судейкин и другие). Философско-эстетические взгляды художников этой группы близки писателям-акмеистам.

Порывая с традиционной проблематикой русской исторической живописи, художники этой группы противопоставляли современности её социальным трагедиям условный мир прошлого, сотканный из мотивов ушедшей дорянско-усадебной и придворной культуры. В эпоху революции А. Бенуа писал: "...я совершенно переселился в прошлое... За деревьями, бронзами и вазами Версаля я как-то перестал видеть наши улицы, городовых, мясников и хулиганов". Это была программная установка на беспроблемность исторического мышления. Обращаясь к темам прошлого, они изображали празднества, придворные прогулки, рисовали интимно-бытовые сценки.


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Что называется, акмеизмом?

  2. Чем отличается акмеизм в литературе?

  3. На чем базировался акмеизм?

  4. В чем сравнивают свое творчество поэты-представители этого направления.



Подсказка

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

50/50

Убирает 2 неверных ответа

Помощь аудитории

Статистика выбора ответов

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: стр. _____




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!