СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Витраж"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизайн пространственной среды интерьера.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Витраж"»

Выполнила: учитель МБОУ СОШ №2 с. Толбазы Аургазинского района Хазиева Наталья Николаевна Тема урока: Дизайн пространственной среды интерьера. Витраж. (7 класс)

Цели:

  • Формировать представления об архитектуре как основе интерьера, учить понимать историчность и социальность интерьера

  • Дать понятие " витраж, обобщив знания учащихся, полученные на уроках.

  • Ознакомить с технологическим процессом  создания витража в  современных  условиях быта.

  • Научить учащихся выполнять витраж в разной технике.

  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.

  • Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.

  • Развивать чувство гармонии и практичности при создании творческих работ.

Тип : комбинированный.

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: частично-поисковый, беседа (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический, индивидуальный).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстративный материал: эскизы, иллюстрации витражей средневековья, плакат, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, пленка и пр.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение цели...

Актуализация опорных знаний: Примерные выступления учащихся

  1. Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как - будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура), а иногда скрепляются цементом.

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.




ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла

( Толковый словарь С.И.Ожегова)




  1. На магнитной доске :

КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре.

ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.

ИНТЕРЬЕР- внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство.

ПОРТАЛ- вход в храм  с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.

( звучит музыка Баха - "Прелюдия" )

Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Романский стиль( XI- XIIв.в.) обозначающий "в манере римлян".Могущество католической Церкви. Суровая мощь. Монастырские ансамбли,в центре-храм. Огромная высота интерьеров. Единственную опору для перекрытия архитектура находит в стене. В украшении интерьера большое место принадлежит живописи-фрескам  и витражам. Пропорции фигур нарушаются , усиливается острота выразительности образов,им сообщается высокий,   эмоциональный накал.

Пророк. Витраж кафедрального собора в Аугсбурге Х IIв. Германия.

Готический стиль. Мощное движение архитектурных форм вверх. Внутреннее пространство храма несмотря на его огромные размеры становится единым (в глубину, далее ввысь, к сводам).

Большие ажурные окна с их цветными стеклами - витражами делают легкой, иллюзорной и легкопроницаемой преграду между интерьером собора и внешним миром.

-Мощь и открытость пространства.
-Грандиозность и динамичность конструкции.
-Странный свет, льющийся через цветные стекла.

Все это сливается в единый художественный образ

Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.

а) Собор Парижской Богоматери   ( Нотр-Дам де Пари )

   Над главным порталом в глубокой арке располагается круглое окно-роза (ВИТРАЖ), заполняющий промежуток стены между двумя башнями (Рисунок4), (Рисунок5)




б) Королевская капелла Сент-Шапель в Париже.

   Она состоит из двух церквей, помещенных одна над другой. В верхней церкви стены практически отсутствуют, их заменяют высокие (15 м) покрытые витражи-окна, а своды опираются на тонкие простенки между ними. (Рисунок6), (Рисунок7),

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания ( окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.

Русскому витражу насчитывается не более ста лет. Это столетие приходится почти целиком на Х-IХ век, так как после Октябрьской революции производство витражей полностью прекратилось, в тот период цветное художественное стекло считалось ненужным предметом роскоши. Сейчас этот промысел успешно возродился во многих российских городах. (Рисунок9), (Рисунок10).

ЗАДАНИЕ

Перечислить варианты (в тетради) использования витражей в современном интерьере (кто больше, разнообразнее + фантазия  за 1 минуту. Победителю - поощрительный балл).

 Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно выполнить подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения

III .Формирование новых знаний, умений, навыков:


Прежде всего необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Идеи (ткань, пластилиновый эскиз, лоскутная пластика, соломенная салфетка с орнаментом). Цветные эскизы ( выполнены учащимися на уроке ИЗО и размещены на планшете). Черно-белые эскизы. (Рисунок12), (Рисунок13),


   ЗАДАНИЕ

 Ребята рисуют фантазийные линии витража. На чистой прозрачной пленке или полиэтилене – создают собственный эскиз маркером.


ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВИТРАЖЕЙ:


ВСЕ КОНТУРНЫЕ ЛИНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОПРИКАСАТЬСЯ    ДРУГ   С 
ДРУГОМ И С САМОЙ РАМОЙ, КАК БЫ ДРОБИТЬ РИСУНОК НА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПО ОЧЕРТАНИЯМ ЧАСТИ - ЯЧЕЙКИ, В КОТОРЫХ ПОТОМ ПОЯВЯТСЯ ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛА.


IV . Подведение итогов:

Готовые витражи вставить в рамку.

Анализ практической деятельности.

Оценки выставляются учащимся

Учитель обобщает итоги.

V . Домашнее задание:

Подготовка к конкурсу на лучший эскиз витража для школы (