Выполнила: учитель МБОУ СОШ №2 с. Толбазы Аургазинского района Хазиева Наталья Николаевна Тема урока: Дизайн пространственной среды интерьера. Витраж. (7 класс)
Цели:
Дать понятие " витраж, обобщив знания учащихся, полученные на уроках.
Ознакомить с технологическим процессом создания витража в современных условиях быта.
Научить учащихся выполнять витраж в разной технике.
Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
Развивать чувство гармонии и практичности при создании творческих работ.
Тип : комбинированный.
Вид: урок учебно-творческой деятельности.
Метод: частично-поисковый, беседа (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический, индивидуальный).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстративный материал: эскизы, иллюстрации витражей средневековья, плакат, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, пленка и пр.
Ход урока:
Оргмомент.
Сообщение цели...
Актуализация опорных знаний: Примерные выступления учащихся
Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как - будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура), а иногда скрепляются цементом.
Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
 | ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла ( Толковый словарь С.И.Ожегова) |
На магнитной доске :
КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре. | ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке. |
ИНТЕРЬЕР- внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство. | ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками. |
( звучит музыка Баха - "Прелюдия" )
Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Романский стиль( XI- XIIв.в.) обозначающий "в манере римлян".Могущество католической Церкви. Суровая мощь. Монастырские ансамбли,в центре-храм. Огромная высота интерьеров. Единственную опору для перекрытия архитектура находит в стене. В украшении интерьера большое место принадлежит живописи-фрескам и витражам. Пропорции фигур нарушаются , усиливается острота выразительности образов,им сообщается высокий, эмоциональный накал.
 | Пророк. Витраж кафедрального собора в Аугсбурге Х IIв. Германия. |
Готический стиль. Мощное движение архитектурных форм вверх. Внутреннее пространство храма несмотря на его огромные размеры становится единым (в глубину, далее ввысь, к сводам).
Большие ажурные окна с их цветными стеклами - витражами делают легкой, иллюзорной и легкопроницаемой преграду между интерьером собора и внешним миром.
-Мощь и открытость пространства.
-Грандиозность и динамичность конструкции.
-Странный свет, льющийся через цветные стекла.
Все это сливается в единый художественный образ
Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.
а) Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам де Пари )
Над главным порталом в глубокой арке располагается круглое окно-роза (ВИТРАЖ), заполняющий промежуток стены между двумя башнями (Рисунок4), (Рисунок5)
б) Королевская капелла Сент-Шапель в Париже.
Она состоит из двух церквей, помещенных одна над другой. В верхней церкви стены практически отсутствуют, их заменяют высокие (15 м) покрытые витражи-окна, а своды опираются на тонкие простенки между ними. (Рисунок6), (Рисунок7),
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания ( окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.
Русскому витражу насчитывается не более ста лет. Это столетие приходится почти целиком на Х-IХ век, так как после Октябрьской революции производство витражей полностью прекратилось, в тот период цветное художественное стекло считалось ненужным предметом роскоши. Сейчас этот промысел успешно возродился во многих российских городах. (Рисунок9), (Рисунок10).
ЗАДАНИЕ
Перечислить варианты (в тетради) использования витражей в современном интерьере (кто больше, разнообразнее + фантазия за 1 минуту. Победителю - поощрительный балл). |
Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно выполнить подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения
III .Формирование новых знаний, умений, навыков:
 | Прежде всего необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Идеи (ткань, пластилиновый эскиз, лоскутная пластика, соломенная салфетка с орнаментом). Цветные эскизы ( выполнены учащимися на уроке ИЗО и размещены на планшете). Черно-белые эскизы. (Рисунок12), (Рисунок13), |
ЗАДАНИЕ
Ребята рисуют фантазийные линии витража. На чистой прозрачной пленке или полиэтилене – создают собственный эскиз маркером.
|
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВИТРАЖЕЙ:
ВСЕ КОНТУРНЫЕ ЛИНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОПРИКАСАТЬСЯ ДРУГ С
ДРУГОМ И С САМОЙ РАМОЙ, КАК БЫ ДРОБИТЬ РИСУНОК НА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПО ОЧЕРТАНИЯМ ЧАСТИ - ЯЧЕЙКИ, В КОТОРЫХ ПОТОМ ПОЯВЯТСЯ ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛА.
IV . Подведение итогов:
Готовые витражи вставить в рамку.
Анализ практической деятельности.
Оценки выставляются учащимся
Учитель обобщает итоги.
V . Домашнее задание:
Подготовка к конкурсу на лучший эскиз витража для школы (
