Урок математики в 4 А классе по теме:
Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Обучающие: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); учить анализировать объекты; наблюдать за геометрическими фигурами и решать геометрические задачи.
Развивающие: развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний.
Воспитывающие: воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство взаимовыручки, взаимопомощи; внимательное отношение к окружающему миру, эстетическое воспитание учащихся.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1.Словесный (беседа, фронтальный опрос);
2.Наглядный (демонстрационный материал, презентация);
3.Практический (моделирование, упражнения);
4.Аналитический;
5.Самостоятельной работы учеников (письменная работа, выполнение творческого задания).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной длины для построения треугольников, личики разного цвета для проведения рефлексии.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель: - Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить оценки. Желаю Вам удачи!
II. Математическая разминка + актуализация знаний.
СЛАЙД 2.
Кроссворд «Геометрический».
1.Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2.Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3.С чего начинается построение отрезка? (Точка).
4.Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
-Ребята, давайте вспомним, какие бывают углы?
Слайд 3
- Каким образом будем определять вид углов?
Слайд 4.
Индивидуальные задания
У меня есть две карточки. К доске пойдут два человека и выполнят эти задания (к доске вызываются два ученика)
Карточка№ 1
x˖ 65 =24 700 m + 1534 = 2000
Карточка№ 2
1900 – y = 855 15990: ×=78
Слайд 5.
Устный счёт.
Т | 3 ∙ 26 – 18 = 60 | К | 900 - 500 |
Е | 200 ∙ 7 – 300 = 1100 | Н | 649 – 40 – 9 = 600 |
У | 250 + 700 = 950 | Р | 880 : 4 ∙ 10 = 2200 |
Г | 4 + 96 : 2 = 52 | И | 482 – 60 = 422 |
О | 40∙ 80 : 100 =32 | Ь | 300 ∙ 9 – 200 = 2500 |
Л | 560 : 7 ∙ 4 = 320 | И | 5000 ˖ 0 |
60 | 2200 | 1100 | 950 | 52 | 32 | 320 | 2500 | 600 | 422 | 400 | 0 |
т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | и |
Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате появляется слово «треугольники». (Работа в парах).
СЛАЙД 6. - Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках).
Слайд 7.
- Назовите признаки треугольника. (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла.).
- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами на уроке? (Узнать, какими бывают треугольники).
- Откройте содержание учебника, прочитайте название темы урока на странице 105 (Виды треугольников).
- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами? (Узнать, какими бывают треугольники).
III. Практическая работа. Работа над новым материалом
Задание: сложи треугольник из имеющихся полосок, измерь длину каждой стороны. Слайд 8.
1)Работа по учебнику стр.105.Чтение правила.
2) Применение треугольников в жизни. Слайд 9-12.
- Ребята, как Вы думаете, а где в нашей жизни можно использовать треугольник?
(СЛАЙД 9 - музыкальный инструмент;
СЛАЙД 10
Египетские пирамиды – (грани имеют треугольную форму). Оказывается, ещё в Древнем Египте землемеры (гарпедонавты) для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда называют египетским. (Демонстрация). СЛАЙД 11.
IV Физминутка.Слайд 12.
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
V. Работа над материалом урока.
1) Решение задачи.Слайд13.
На уроках технологии учащиеся 4 класса вырезали геометрические фигуры для ребят детского сада. Учащиеся вырезали зеленых треугольников 375 штук по 5 треугольников в каждом пакете,а синих треугольников на 105 штук больше, чем зелёных по 8 треугольников в каждом пакете.Сколько было всего пакетов с синими и зелёными треугольниками?
Слайд 14.
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
– А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.
- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.
- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники, тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными, тупоугольными, остроугольными?
2) Самостоятельная работа.
– Начертите: остроугольный треугольник( I ряд)
тупоугольный (II ряд)
прямоугольный треугольники (III ряд).
3) Работа в тетради «Математика№2»стр80№ 236. 237.
VI. СЛАЙД 15. Подведение итогов. Рефлексия.
-
VII. СЛАЙД 16. Домашнее задание: тетрадь стр. 80 № 238, учебник стр.105-106 правило, раскрасить витраж, используя знания, полученные на уроках рисования; найти сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму.
Спасибо за работу! СЛАЙД 17.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором, якобы, происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.
- УГОЛЬНИК: чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, для разметки