| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Профессиональный модуль «Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессе
34.02.01Сестринское дело»
МДК 34.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателей
Тема: «Воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при менингококковом менингите»
Щигры – 2021
«Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при менингококковым менингите »
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины « Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях» и студентов 3 курса специальности «Сестринское дело».
Методическое обоснование занятия
Актуальность: Менингококковая инфекция является достаточно опасной инфекцией и хотя в настоящее время все еще очень важно совершенствование знаний и практических навыков специалистов здравоохранения по профилактике, ранней диагностике, дифференциальной диагностике и лечению данной инфекций, а также моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий оказания медицинской помощи, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения, на организацию и осуществление мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.
Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам помощи инфекционным больным являются очень важной для обучения специалистов сестринского дела.
Учитывая большую распространенность заболеваний, с ними может столкнуться каждый медработник, поэтому необходимо знать все типичные и атипичные варианты заболеваний, формы развития заболеваний и виды их проявлений, методы диагностики, принципы сестринского ухода.
Вы хотите просто стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, профессионалом. Для этого необходимо знать основную, часто встречающуюся патологию, чтобы ответить на любой вопрос вашего пациента, показав тем самым свою компетентность.
Люди, при инфекционных болезнях, получат помощь докторов, медсестер и других лиц, осуществляющих уход, которые понимают, как оказывать качественную помощь таким пациентам.
Мы станем профессионалами в сфере ухода за больными, и обеспечим наших пациентов качественной медицинской помощью и уходом, независимо от области медицины, в который мы задействованы. У нас есть возможность предоставлять качественный уход неизлечимо больным людям, переживающим период наибольшей нужды в заботе и уходе.
Форма организации учебного процесса:
Тип занятия:теоритическое занятие
Метод ведения занятия: диалоговое общение на основе работы с раздаточным материалом, таблицами, презентациями.
Цели занятия: Формирование и закрепление теоретических знаний у студентов при организация помощи пациентам с менингококковым менингитом.
Задачи:
Дидактические:
- Дать понятие Менингит, Менингококкемия, Менингоэнцефалит, Инфекционно-токсический шок.
Сформировать у студентов представление о помощи пациентам с менингококковым менингитом, ее осложнениями, принципами работы в эпидемиологическом очаге
- Озвучить концепцию ухода за пациентами с менингококковой инфекцией, призванная облегчить жизнь им и их родным и близким, посредством принятия мер, направленных на уменьшение страданий пациентов, такими способами, как раннее выявление, точная оценка состояния и облегчение боли, других симптомов и прочих физических, психосоциальных и духовных проблем.
Ознакомить студентов с принципами оказания помощи пожилым пациентам и детям.
Развивающие:
Развитие интереса к изученной теме;
Способствовать развитию логического и клинического мышления;
Углубить профессиональный кругозор;
Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, анализировать полученную информацию, выбирать главное.
Воспитательные:
Стремление воспитать бережное отношение к пациенту, его психике
Стремление воспитать чувство гуманизма, субординации, взаимопомощи, уважения к старшим, такта.
-формировать общие компетенции согласно ФГОС: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК12, ОК13;
Время:90 минут.
Межпредметные связи.
- Сестринский уход в неврологии и психиатрии
- Сестринский уход в терапии, фтизиатрии
- Участие в реабилитационных мероприятиях
-Основы латинского языка с медицинской терминологией.
-Фармакология.
-ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
-Медицинская психология – общение с пациентом, его родственниками, медицинским персоналом
- ТМУ – лечебно-охранительнй и санэпидрежим в лечебном учреждении, выполнение необходимых диагностических и лечебных манипуляций согласно алгоритмам, приказы по дезрежиму.
Место проведения: Лекционный зал.
Оснащение: Конспект лекции, таблицы и схемы, мультимедийная установка со слайдами темы, презентации «менингококковая инфекция», «Профилактика менингита».
Уровни усвоения материала.
1 уровень:
- понятие менингит, менингококкемия, менингоэнцефалит, ИТШ.
- круг задач, которые надо решать при оказании помощи пациентам с менингококковой инфекцией, а так же органной недостаточностью в стадии декомпенсации, пациентам с хроническими прогрессирующими заболеваниями терапевтического профиля в терминальной стадии развития;
-потребность в помощи пациентов пульманологического, кардиологического, нефропатического и других профилей;
2 уровень:
- создать достойные условия пациенту в период нахождения его в стационаре и в домашних условиях;
- поддержание у больного стремления к жизни при одновременном восприятии смерти как естественного процесса;
- нормативно-правовая документация, необходимая при оказании помощи пациентам с дифтерией.
3 уровень:
- провести сестринское обследование пациента;
- выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;
- составить план сестринского ухода с выбором модели сестринского процесса;
- оказать необходимую помощь при возникновении боли, депрессии, снижении аппетита, затруднения дыхания;
- оказывать пациенту необходимую психологическую и духовную поддержку;
- соблюдать принципы этики и деонтологии.
Метапридметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия).
Формировать в диалоге с преподавателем, а также внутри группы, устную монологическую речь.
Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по собственному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности.
Познавательные УУД
Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи.
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, устанавливать аналогию, сопоставлять информацию.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.
Формировать толерантность обучающихся, наблюдательность, внимательность при работе с медицинской терминологией.
3. Литература:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002г №24 «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129 - 02.»(ред. от 01.10.2019). – Текст : электронный // Гарант: информ.-правовой портал.–URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12138291:0.
2. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы.
3. Методические указания. МУК 4.2.2013-08
4. Антонова, Т.В., Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии эпидемиологии/ Т.В. Антонова., М.М. Антонов, В.Б. Барановская. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-1980-9 –Текст: непосредственный.
5. Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года (с дополнениями и изменениями 2005 г)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст : непосредственный.
6. Приложение №1 к приказу МЗ РФ от 4 августа 1983г.№916. инструкция по санитарно - противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больниц (отделений)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст : непосредственный.
План занятия
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 2 мин |
Мотивация изучаемой темы | 5 мин |
Совместное целеполагание | 10 мин |
Изучение нового | 50 мин |
Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала) | 10 мин |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 5 мин |
Подведение итогов занятия. Выставление отметок | 5 мин |
Задание на дом | 3 мин |
Ход занятия
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию. Студенты приветствуют преподавателя, организуют рабочие места, знакомятся с планом занятия.
Мотивация изучаемой темы.
Медицинские сестры должны иметь ясное представление о причинах развития заболеваний и характере возникающих при этом изменений в организме, чтобы не допустить распространения болезней. Ранняя диагностика и своевременная изоляция является важнейшим условием успешной борьбы с инфекционными болезнями. Выявление инфекционных болезней медицинскими сестрами возможно на участке, в кабинете инфекционных болезней, в поликлиниках и стационарах, очень важно совершенствование знаний и практических навыков специалистов здравоохранения по профилактике, ранней диагностике, дифференциальной диагностике и лечению дифтерии, а также моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий оказания медицинской помощи, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения, на организацию и осуществление мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.
3. Совместное целеполагание.
Преподаватель помогает сформулировать цели занятия. Студенты осмысливают информацию, формулируют цель занятия, включаются в активное сотрудничество с преподавателем.
- Каких целей мы попытаемся достичь на сегодняшнем занятии?
- Как эти знания и умения могут пригодиться в вашей дальнейшей профессиональной деятельности?
Цель: формирование знаний студентов об особенностях сестринского ухода при менингите.
Основные термины и понятия: менингит, менингококкемия, менингоэнцефалит, ИТШ.
4. Изучение нового.
Преподаватель знакомит студентов с новой информацией по теме. Студенты слушают, отвечают на предложенные вопросы, записывают.
Менингит (термин состоит из др.-греч. μῆνιγξ, (лат. meninx, род. п. meningis) — «мозговая оболочка» и суффикса лат. -itis — обозначающий воспалительный процесс) — воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга.
Менингит может быть не только самостоятельным заболеванием, вызванным проникновением вредоносных агентов, но и следствием многих других патологий.
Среди таких патологий особенно важны заболевания ЛОР-органов, глаз, ротовой полости и шеи. Однако, даже такие отдаленные процессы, как, например, перитонит, могут привести к развитию менингита.
В этиологии менингита различают:
Первичный — возникает при непосредственном воздействии вирусов или бактерий на оболочки головного мозга. Нередко сочетается с воспалением самого головного мозга. Среди бактериальных инфекционных агентов большую часть причин заболевания занимают менингококки. Среди вирусных — вирусы гриппа, клещевого энцефалита.
Вторичный. Возникает вследствие распространения инфекции из других очагов. Такими очагами чаще всего служат отиты, мастоидиты, синуситы, панофтальмиты, абсцессы верхней и нижней челюстей.
Патогенез
Проникновение инфекции может происходить следующими путями:
Гематогенный — инфекция из перифокального очага воспаления проникает с током крови в мозговые оболочки. Или же, в случае тропности агентов к мозговым оболочкам и головному мозгу — после инвазии с током крови бактерии или вирусы сразу же проникают в черепную коробку, не образуя очага воспаления вне ее.
Контактный — воспаление ЛОР-органов, прилежащих непосредственно к оболочкам головного мозга (за исключением тонкой костной перегородки), воспаление глазного яблока, может происходить контактное распространение гнойной ифекции.
Клиника
В зависимости от характера заболевания, которое может быть хроническим, подострым, острым или молниеносным, скорость нарастания симптомов различна, как и степень их выраженности.
К характерным симптомам менингита относят:
Ригидность затылочных мышц
Симптом Кернига — в диагностическом плане этот симптом гораздо важнее ригидности затылочных мышц, так как проявляется гораздо раньше. Слабоположительный симптом Кернига, к тому же, может быть единственным проявлением менингита.
Симптомы Брудзинского
Нарушение поведения
Нарушения сознания — от незначительной оглушенности до глубокой комы
Головные боли — как и симптому Кернига, головным болям пациентов, тем более, слабым, придают малое значение. Однако и этот симптом важен для диагностики потому, что также может быть единственным проявлением заболевания.
Тошнота, рвота, не приносящие облегчения
Повышение внутричерепного давления
Анизокория — нарастающая анизокория точный диагностический признак ухудшения состояния пациента, которое требует перевода больного в отделение интенсивной терапии
Заболевание может начинаться как внезапно — с резкого повышения температуры тела, тошноты с рвотой и потерей сознания, так и постепенно — при распространении инфекции из других очагов или при подостром виде первичного менингита.
В последнем случае пациент может несколько дней ощущать типичные симптомы интоксикации — незначительное повышение температуры, слабость, головную боль, возможна боль в мышцах (характерно для гриппа).
С течением времени самочувствие пациента, как и его состояние, ухудшаются. Развивается нарушение сознания, потеря речи, при присоединении осложнений, например, развитии энцефалита или отека головного мозга возможны очаговые нарушения (парезы, параличи, диссоциированные расстройства чувствительности).
При несвоевременном лечении или при его отсутствии летальный исход практически неизбежен.
Диагностика
Помимо характерных жалоб на головную боль и другие симптомы интоксикации, помимо вышеописанных симптомов, которые можно выявить при физикальном осмотре, для диагностики этиологии менингита выполняют люмбальную пункцию.
На основании полученных данных можно сразу дифференцировать серозный и гнойный менингиты.
Для менингита характерно вытекание спинно-мозговой жидкости из пункционной иглы струйкой или частыми каплями — что свидетельствует о нарастании гидроцефалии.
Для серозного менингита характерны:
— прозрачность ликвора или опалесцентность
— двух- или трехзначный цитоз
— белок до тысячи мг/л
— большое количество лимфоцитов
— малое количество нейтрофилов
Для гнойного менингита характерны:
— мутность ликвора
— четырехзначный цитоз
— большое количество белка (вплоть до шестнадцати тысяч мг/л, что приводит к повышению вязкости ликвора до такого состояния, что он практически не вытекает из иглы)
— малое количество лимфоцитов
— большое количество нейтрофилов
Для более точной дифференцировки заболевания проводятся реакции ПЦР, посева ликвора на питательную среду, серодиагностика.
Лечение
Терапия ведется по всем трем направлениям:
— этиотропная терапия
— патогенетическая
— симптоматическая
К этиотропной терапии относят лечение антибактериальными и противовирусными препаратами. К сожалению, в отличие от бактериальных инфекций, вирусные практически не поддаются этиотропной терапии, за исключением вируса гриппа.
Антибактериальными препаратами выбора являются макролиды и цефалоспорины третьего и четвертого поколений. Однако следует учитывать, что их применение должно быть дополнено препаратами других рядов, после того, как удастся установить возбудителя заболевания.
Например, менингококковый менингит относится к тем редким инфекционным болезням, на которые лучше всего действуют препараты пенициллинового ряда.
Важно: осталось мало инфекций, поддающихся терапии пенициллинами. Но те возбудители, что еще остались чувствительны к ним, малочувствительны к другим антибиотикам.
Важно: если состояние пациента тяжелое или развивается сепсис, применение бактерицидных антибиотиков недопустимо — это вызовет лишь ухудшение состояния. Если же другой возможности нет — антибиотикотерапию необходимо производить под прикрытием преднизолона.
Патогенетическая терапия включает в себя дезинтоксикацию организма и уменьшение воспалительной реакции.
— Введение кристаллоидов и коллоидов в соотношении 3:1. Следует учитывать количество вводимой жидкости. При тяжелой степени вводить нужно 3 — 3,5 литра, при средней степени тяжести — 2 — 3 литра, при легкой — около полутора литров.
— Введение маннитола или лазикса. Осмотические диуретики предпочтительны при переходе менингита в менингоэнцефалит, хоть и действуют не столь эффективно, как петлевые диуретики.
— Поскольку диуретики выводят важные электролиты, стоит назначить внутривенно препараты калия
— Аскорбиновая кислота поможет стабилизировать сосуды
— Внутривенное введение преднизолона. Преднизолон не только выполняет функцию прикрытия для антибиотиков, не позволяя пациенту уйти в шоковое состояние, но и эффективно снижает уровень воспалительной реакции.
К симптоматической терапии относят противорвотные препараты, при возникновении судорог — противосудорожные, миорелаксирующие.
Прогноз
При своевременном и правильном лечении летальный исход наблюдается достаточно редко. Летальность удалось снизить до 8-20% при менингококковом менингите. При вирусном — смерть пациента наблюдается крайне редко.
Определение: | Менингококковая инфекция – острое заболевание с тяжелой интоксикацией и различными клиническими формами. |
Этиология: | Диплококк: Neissera meningitides ABC. Очень неустойчив во внешней среде, погибает под действием УФО |
Эпидемиология: | Источник инфекции – больные и носители (Б, Н) Соотношение Б : Н = 1 : 2 тыс. Механизм заражения: воздушно-капельный при непосредственном контакте. Иммунитет после заболевания: непродолжительный, типоспецифический |
Патогенез: | Менингококк размножается на слизистой носоглотки бактериемия оболочки мозга воспаление |
Клиника |
Инкубационный период от 2 до 10 дней |
Формы менингококковой инфекции: |
Локализованные | Генерализованные |
Менингококк размножается в месте входных ворот на слизистой носоглотки Носительство Назофарингит | Менингококк проникает в кровь Менингосепсис Менингит Менингоэнцефалит Смешанные формы |
Форма заболевания | Клинические симптомы | Проблемы |
Носительство | нет | нет |
Назофарингит | Лихорадка до 38°, сухой кашель, серозные выделения из носа, слабость | Озноб, головная боль, слабость |
Менингосепсис | Тяжелая интоксикация, лихорадка до 40°, геморрагическая сыпь на ступнях, голенях, ягодицах. Сыпь в виде клякс, распространяется вверх | Головокружение, слабость, озноб, чувство жара |
Менингит Менингоэнцефалит | Сильная головная боль, рвота, потеря сознания, лихорадка до 40°, ригидность затылочных мышц | Сильная головная боль, слабость, невозможность наклонить голову, тошнота, рвота |
Осложнения: | Инфекционно-токсический шок Миокардит, эндокардит Параличи |
Диагностические исследования | Клинический анализ крови: лейкоцитоз При назофарингите – посев слизи из носоглотки При сепсисе – гемокультура При менингите – микроскопия и посев ликвора |
Сестринский уход | Соблюдение СПЭР, для предупреждения распространения заболевания При генерализованных формах – обязательная госпитализация, для проведения соответствующего лечения и предотвращения распространения инфекции. Парентерально антибиотики пенициллинового ряда – строго по часам, для улучшения состояния пациента После люмбальной пункции обеспечить транспортировку пациента на животе и строгий постельный режим на сутки, объяснить пациенту важность и суть процедуры для того, чтобы пациент не волновался и психологической уверенности пациента. При наличии менингиальных симптомов и после пункции обеспечить удобное положение в постели, для обеспечения правильного проведения процедуры Уметь выявить симптомы нарастающей интоксикации и доложить врачу, для предупреждения осложнений Уход с соблюдением режима для улучшения состояния пациента Строгий постельный режим в течение 2-х недель при менингите, менингосепсисе, для предупреждения осложнений После выписки наблюдение участкового инфекциониста и невропатолога, для предупреждения хронических патологий у пациента |
Профилактика | Неспецифическая – санация зева и носоглотки, закаливание Специфическая – по эпидемическим показаниям в очаге инфекции – иммуноглобулин |
Рефлексия.
Оценка результатов учебной деятельности студентов.
«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).
«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
Домашнее задание:
Вопросы для самостоятельной подготовки:
Дайте определение.
Какими свойствами обладает возбудитель?
Какие существуют источники инфекции?
Каковы механизм и пути передачи инфекции?
Каков механизм развития?
Каковы основные клинические проявления менингита?
Каковы основные клинические проявления дифтменингококкемии?
Каковы основные клинические проявления менингоэнцефалита?
Какие принципы лечения?
Какие осложнения менингококковой инфекции вы знаете?
Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при данной инфекции?
Преподаватель: ______________ /И.А. Ловакова/
(подпись) (ФИО)
Приложение 1
Приложение 2
Тестовый контроль
1. К какой группе микроорганизмов относится возбудитель менингококковой инфекции
А.* Бактерии
В. Вирусы
С. Грибы
D. Риккетсии
Е. Простейшие
2. При менингококковой инфекции возбудитель можно выделить из всех видов биологического материала, кроме:
А.* Фекалий
В. Слизи из носоглотки
С. Крови
D. Ликвора
Е. Элементов сыпи.
3. Для менингококковой инфекции характерны все изменения периферической крови, кроме :
А . Нейтрофилеза
В. *Лимфоцитоза
С. Сдвиг лейкоформулы влево
D. Лейкоцитоз
Е. Умеренной СОЭ
4. Типичным проявлением менингококкемии является:
А. Уртикарная сыпь
В. Везикулезная сыпь
С.* Геморрагическая сыпь
D. Миллиарная сыпь
Е. Кольцевидная сыпь.
5. Патогномоничным признаком менингококкового назофарингита является:
А. Высокая температура
В. Головная боль
С. Повторная рвота
D. Резко выраженные воспалительные изменения ротоглотки.
Е. *Патогномоничных признаков нет
6. Для подтверждения диагноза менингококкового менингита необходимо выделить менингококк из:
А. Только из ликвора
В. Только из крови
С. Только из носоглоточной слизи
D. Только из элементов сыпи
Е. *Из любого из перечисленных биологических материалов
7. К редким формам менингококковой инфекции относится все, кроме:
А. *Гайморит
В. Артриты
С. Иридоциклиты
D. Пневмонии
Е. Эндокардиты
8. Обязательным лабораторным исследованием при подозрении на менингит является:
А. Общий анализ кала
В. Общий анализ крови
С Общий анализ мочи
D.* Общий анализ ликвора
Е. Общий анализ мокроты
9. Главным биохимическим признаком гнойного менингита является:
А.* Нейтрофильный цитоз ликвора
В. Лимфоцитарный цитоз ликвора
С. Эозинофильный цитоз ликвора
D. Моноцитарный цитоз ликвора
Е. Увеличение содержания белка в ликворе
10. Главным биохимическим признаком серозного менингита является:
А. Нейтрофильный цитоз ликвора
В. *Лимфоцитарный цитоз ликвора
С. Эозинофильный цитоз ликвора
D. Моноцитарный цитоз ликвора
Е. Увеличение содержания белка в ликворе
11. Биохимическими признаками гнойного менингита являются все показатели, кроме:
A. *Сниженного содержания хлоридов в ликворе
B. Повышенного содержания белка в ликворе
C. Положительной реакции Панди
D. Сниженного содержания глюкозы в ликворе
E. Нейтрофильного плейоцитоза
12. Клиническими признаками менингита являются все, кроме:
А. *Геморрагическая сыпь
В. Высокая интоксикация
С. Повторная рвота
D. Головная боль
Е. Менингеальные симптомы
13. Неотложная помощь при генерализованных формах менингококковой инфекции на догоспитальном этапе заключается прежде всего в немедленном внутривенном введении:
А *Глюкокортикоидов
В. Антибиотиков
С. Жаропонижающих
D. Антикоагулянтов
Е. Мочегонных
14.Для лечения менингококкового менингита применяются все антибиотики кроме:
А. Ампициллин
В. Цефтриаксон
С. Пенициллин
D. *Цефазолин
Е. Левомицетин-сукцинат
15. Для дифференциальной диагностики менингококкового и пневмококкового менингита необходимо:
А. *Бактериологическое исследование ликвора
В. Биохимическое исследование ликвора
С. Вирусологическое исследование ликвора
D. Эпиданамнез
Е. Бактериоскопия ликвора
17. Для дифференциальной диагностики менингококкового и вызванного гемофильной палочкой (ХИБ) менингита необходимо:
А. Эпиданамнез.
В. Биохимическое исследование ликвора
С. Вирусологическое исследование ликвора
D. Бактериоскопическое исследование ликвора
Е. *Бактериологическое исследование ликвора
18. Для туберкулезного менингита характерны все изменения ликвора ,кроме:
А. Положительной реакции Панди
В. Положительной реакции Нонна-Апельта
С. Пониженного содержания глюкозы
D. *Пониженного содержания белка
Е. Лимфоцитарного плейоцитоза
19. Клиническими симптомами туберкулезного менингита являются все кроме:
А.* Неукротимая рвота
В. Упорная головная боль
С. Субфебрильная температура
D. Нарастающие менингеальные симптомы
Е. Ригидность к антибактериальной терапии
20. Для туберкулезного менингита характерны все изменения ликвора ,кроме:
А. Повышенного содержания белка
В.* Нейтрофильного плейоцитоза
С. Пониженного содержания глюкозы
D. Положительной реакции Панди
Е. Положительной реакции Нонна-Апельта
21 .Для лечения генерализованных форм менингококковой инфекции применяют пенициллин в дозе не менее 200-300мг/кг в сутки. Это объясняется:
А. *Низкой ликворной биодоступностью пенициллинов
В. Тяжестью заболевания
С. Устойчивостью менингококка
D. Внутриклеточным расположением менингококка
Е. Наличием пенициллиназообразующих штаммов менингококка
22. Менингизм от менингита отличается:
А. Отсутствием нейтрофильного плейоцитоза
В. Повышенным уровнем белка в ликворе
С. Нормальным уровнем глюкозы в ликворе
D. *Отсутствием изменений в ликворе
Е. Отсутствием лимфоцитарного плейоцитоза
23. Для дифференциации менингита и менингизма необходим:
А. Вирусологическое исследование ликвора
В. Общий анализ крови
С. Бактериоскопия ликвора
D. Бактериологическое исследование ликвора
Е. *Общий анализ ликвора
24. Клинический симптомокомплекс нейротоксикоза включает все клинические синдромы, кроме:
А. *Полиорганной недостаточности
В. Гипертермического
С. Менингиального
D. Судорожного
Е. Отека головного мозга
25. Наиболее значимым клиническим симптомом отека головного мозга является:
А. Судороги клонико-тонические
В. Патологические пирамидные знаки
С. *Кома
D. Нарушение дыхания
Е. Все перечисленные симптомы
26. Для пневмококкового менингита характерны все симптомы, за исключением:
А. *Серозного характера ликвора
В. Острого начала
С. Гнойного характера ликвора
D. Высокой летальности
Е. Упорства к антибактериальной терапии
27.В спинномозговой жидкости в норме отсутствуют:
А. Хлориды.
В. Лимфоциты
С. Белок
D. Глюкоза
Е. *Нейтрофилы
28. На чем основывается дифференциальная диагностика менингита и менингизма:
А. *Исследование спинномозговой жидкости
В. Выраженность менингеальных симптомов
С. Выбухание большого родничка
D. Проявления интоксикации
Е. Наличие повторной церебральной рвоты
29. Какие синдромы характерны для менингита у детей 1-го года жизни:
А. Интоксикационный
В. Менингеальный
С. Судорожный
D. Ликворно-гипертензионный
Е. *Все перечисленные синдромы
30. Клиническими признаками гипертермического синдрома при нейротоксикозе являются:
А. Интоксикация
В. Подъем Т свыше 39оС
С. Длительная гипертермия
D. Ригидность гипертермии к жаропонижающим
Е. *Все перечисленные признаки
31.Для лечения гипертермического синдрома необходимо применение всего, кроме:
А. *Парентеральной детоксикации
В. Физического охлаждения
С. Глюкокортикоидов
D. Нейролептиков
Е. Инфузионной терапии
32. К менингеальным симптомам относится все, кроме:
А. Симптома Кернига
В. Симптома Брудзинского
С. Симптома Лессажа
D. *Симптома Ласега
Е. Позы «легавой собаки»
33. Врач обязан проверить наличие менингеальных симптомов у ребенка, если на фоне выраженной интоксикации у него развиваются:
А. Гипертермия;
В. Судороги
С. Нарушение сознания;
D. Повторная рвота;
Е. *При всех этих состояниях
34. Для лечения отека головного мозга необходимо все, кроме:
А. Глюкокортикоидов;
В. Мочегонных;
С.* Антибиотиков;
D. Оксигенотерапии;
Е. Альбумина, плазмы крови
35. Препаратом выбора для лечения отека мозга является дексаметазон. Это объясняется:
A. Высокой биодоступностью препарата;
B. Высокой активностью препарата;
C. Способностью к кумуляции в ликворе;
D. *Отсутствием минералокортикоидной активности;
E. Замедленным периодом полувыведения