СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:Времена года.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема:Времена года.»


Тема:Времена года.

Класс: 1

Цель:уточнить представления детей о временах года.

Задачи:

  1. Образовательная: расширить представление детей о временах года.

  2. Воспитательная: воспитать любовь к природе, к своему родному краю.

  3. Развивающая:развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, речь, расширять словарный запас.

  4. Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: строить общение в устной и письменной форме; осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа выполнения задания; отбирать средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета допущенных ошибок

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе в группах, распределять роли, договариваться друг с другом.

Личностные: воспитывать уважение и любовь к родному краю, его природе.

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование: у учителя — таблица (см. приложение), конверты с «рассыпавшимися» стихотворными строчками для каждой пары детей; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.





Этап

Деятельность

Формируемые УУД

учителя

учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте! Садитесь


Приветствуют учителя


Определение темы, целей занятия














































- Ребята, послушайте стихотворение- загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Золотистые страницы

Некогда солнышку

В небе лениться:

Есть у него

Золотистые спицы,

Пряжа цветная —

На дне сундука:

Ровно четыре

Волшебных клубка.

Трудится солнышко

Без остановки,

Каждому времени

Вяжет обновки.

Белым клубком

Начинается год,

Следом зеленая

Пряжа идет,

Красная пряжа —

Для красного лета,

Пряжа для осени —

Желтого цвета.

Годы проходят,

А солнышко вяжет,

Вяжет и слова плохого

Не скажет.

Что тут поделаешь,

Коль у природы

Без остановки

Меняются моды!

В. Орлов


Что означают четыре клубка солнышка?


Каким клубком вяжет солнышко обновки для зимы? Весны? Лета? Осени?

Нарисуйте эти клубки, идущие друг за другом по кругу, начиная с белого. Разукрасьте их. Подпишите каждый клубок соответствующим ему названием времени года.









-О временах года.

































(Четыре времени года.)


Выполняют.













ПУУД: строить общение в устной и письменной форме; осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы;

КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки;




































Основная часть

Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.

Используя выполненный вами рисунок, ответьте на вопросы. Правда ли, что...

• Зима приходит вслед за осенью? (Да)

• Весна соседствует с зимой и летом? (Да)

• Сначала наступает зима, а затем осень? (Нет)

• За весной следует лето? (Да)

• Лето никогда не встречается с зимой? (Да)

• После осени наступит лето? (Нет)

• Осень уступает дорогу зиме? (Да)

• На смену зиме спешит лето? (Нет)

В разное время года в природе устанавливается разная погода. А какая вообще бывает погода? Скажите, используя только слова, отвечающие на вопрос «какая?».




А теперь посмотрите на доску. К словам левого столбика подберите слова с противоположным значением (антонимы) из правого столбика, соедините их стрелками.

СЛЯКОТНАЯ ЯСНАЯ

ХОЛОДНАЯ ОБМАНЧИВАЯ

ХМУРАЯ ТЕПЛАЯ

ЧУДЕСНАЯ ТИХАЯ

ВЕТРЕНАЯ СУХАЯ

УСТОЙЧИВАЯ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ

Ответ. Слякотная — сухая, холодная — теплая, хмурая — ясная, чудесная — отвратительная, ветреная — тихая, устойчивая — обманчивая.


Узнайте время года по описанию.

- Скрипит под ногами снег. В бодрящем морозном воздухе кружится сетка из мягких пушистых снежинок. Выглянуло солнце. Под его лучами все заиграло, заискрилось. Вот с вершины старой ели свалилась снеговая шапка. (Зима)

- Осыпались с деревьев листья и мягким толстым слоем укрыли землю. Сквозь голые ветки видны далекие облака. Кружат над болотом журавли. Все чаще идут дожди со снегом, завывает пронизывающий ветер. (Осень)

- Голубеет небо. Солнце слепит глаза. На буграх появились первые проталины. В воздухе запахло талым снегом. Побежали ручейки. На реке стал ломаться лед. Во дворе появились лужи. Днем на солнце звенит частая капель. (Весна)

- Еще утро, но солнце уже палит вовсю. Небо чистое, без единого облачка. Густые кроны деревьев — единственное спасение от жары. Громко, весело распевают птицы. От земляничной поляны исходит невероятный аромат. (Лето)

-Хорошо, а теперь

Отгадайте загадки.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)


Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчики)


Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)


Закружился рыжий листопад,

Обнажились деревьев вершины,

А в саду, краской радуя взгляд,

Все цветут и цветут ... (георгины).


Снег сошел с бугра,

И вот, поселившись тесно,

В желтых шапочках народ

Сразу занял место. (Мать-и-мачеха)


На пороге осени вихрастой

Расцветет звезда — земная ... (астра).

(по ходу записываю отгадки на доске)


-Ребята, прочтите отгадки несколько раз и постарайтесь запомнить их в том же порядке, в каком они записаны.

На запоминание отводится 30 секунд. Затем запись закрывается. Дети пишут слова в тетрадь по памяти. Проверка.

Распределите данные названия цветов на группы в зависимости от времени их зацветания.

Ответ. 1. Ландыш, мать-и-мачеха — зацветают весной. 2. Колокольчики, ромашки — зацветают летом.3. Георгины, астры — зацветают осенью.

Нарисуйте один из названных цветков, но придайте ему необычную окраску, которая, как правило, в природе не встречается. Например: голубая ромашка, розовая мать-и-мачеха, сиреневый ландыш. (Дети рисуют.) Кому и по какому случаю вы хотели бы подарить этот цветок? Почему именно этому человеку?


-Хорошо, молодцы. А теперь мы с вами

Поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я буду произносить фразы, а вы — хором называть соответствующее время года. Итак, когда это бывает?

— Поспевает рожь?

— Деревья погружаются в сон?

— Улетают птицы на юг?

— Зацветает верба?

— Начинается сенокос?

— У рыбаков открывается сезон подледного лова?

— Грибная пора в разгаре?

— Просыпается медведь после спячки?

— Начинается листопад?

— Появляются первые нарциссы?

— Наступает время квашения капусты?

— На реках ломается лед?

— Появляется в огородах клубника?

Каждое время года имеет свои символы, то есть опознавательные знаки. Так, например, мать-и-мачеха — это символ весны, а новогодняя елка с игрушками — символ зимы.

Посмотрите на таблицу (см. приложение). На ней изображены четыре группы символов. В одну из групп закралась ошибка. Определите, к какому времени года относится каждая группа, а также исправьте допущенную ошибку. Попробуйте придумать к каждой группе еще несколько символов. (Коллективная устная работа.)


Задание «Собери стихотворение»

Учащиеся получают конверты с «рассыпавшимся» стихотворением.

Надо собрать стихотворение, прочитать его. По приметам, указанным в нем, назвать время года, о котором идет речь в тексте.

Работа в парах.

Материал для задания.

• Вьюга злится за окном,

Инеем мороза.

Белая береза

Вся окутана кругом

Ответ.

Вьюга злится за окном,

Белая береза

Вся окутана кругом

Инеем мороза.

С. Дрожжин


• Топит с нашей горки лед.

И ручьями слезы льет.

Тает баба снеговая

Солнце, землю нагревая,

Ответ.

Солнце, землю нагревая,

Топит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков


• Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

И от лип кудрявых тень.

От черемухи душистой

Ответ.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень.

А. Плещеев


• Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Ответ.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Е. Трутнева


• Воздух будто недвижим,

И смолой вишневой.

Пахнет сеном молодым

Золотой, медовый.

Ответ.

Воздух будто недвижим,

Золотой, медовый.

Пахнет сеном молодым

И смолой вишневой.

А. Твардовский

Проверка.














(Ответы детей.Например, сырая, влажная, пасмурная, облачная, солнечная, морозная, дождливая, чудесная, жаркая, тихая, отвратительная, тоскливая.)










ПУУД: строить общение в устной и письменной форме; осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы;

РУУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа выполнения задания; отбирать средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета допущенных ошибок

КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе в группах, распределять роли, договариваться друг с другом.


Итог

Расскажите, какое время года вам нравится больше остальных. Почему?

Ответы детей.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!