Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Техникум железнодорожного транспорта им. Б.Ф. Сафонова»
Практическая работа мастера производственного обучения по созданию комфортного социально – психологического климата в группе. Ведущая роль педагога в процессе воспитания и обучения в
закрепленной группе.
Педагогический совет (2017 – 2018 учебный год).
Выполнил:
мастер производственного обучения Круглякова Ю.Ю.
Климат - понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. «Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние учащихся как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений».
Создание комфортного социально – психологической климата – это важное условие благополучного активного развития личности учащихся:
обеспечивается высокое качество образования, его доступность, открытость для обучающихся;
духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся;
скалывается комфортная обстановка по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Формирование и совершенствование психологического климата учебного коллектива - это постоянная практическая задача мастеров производственного обучения и преподавателей.
Работа по созданию комфортного психологического климата требует понимания:
особенностей возрастной психологии;
эмоционального состояния учащихся;
настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Особенности личности подростков (15 – 18 лет).
Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.
1. "Чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
3. Критичность мышления, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость (частая смена настроений, неуравновешенность).
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
8. Направленность личности:
эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.
Методы изучения учебного коллектива:
Шаг 1 - изучить психологический климат в группе с помощью диагностических методик. Чтобы исследование было более объективным и отражало реальное положение дел в группе, можно использовать (метод наблюдения за классом в деятельности)
Шаг 2 - проанализировать полученные результаты.
Шаг 3 – выбрать наиболее эффективные способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в группе.
Способы формирования и поддержания психологического климата в группе:
метод наблюдения (ПРАВИЛО – первое впечатление не всегда верное, что порождает стереотипы)
учет возрастных психологических особенностей учащихся:
частая смена настроений, неуравновешенность
чувство взрослости вызывает у подростков негатив по отношению к вмешательству родителей, но они часто обращаются за советом к взрослому человеку, не являющемуся родственником
при решении проблем разговор должен быть построен так, что именно подросток как – бы сам принимает решение
необходимо давать возможность учащимся высказывать свое мнение
честные отношения, отсутствие лжи
отсутствие деления мастером группы
использование тестов как метода педагогической диагностики
организация совместной деятельности обучающих (участие в трудовых и спортивных мероприятиях)
нахождение общих интересов, которые объединяют учащихся и мастера
работа с родителями
Работая с учебным коллективом от 15 до 20 лет, мастер производственного обучения и преподаватели должны делать приоритетным ориентиром – эмоциональный комфорт учащихся, что позволит формировать высокие нравственные качества и правильное отношение к учебе.
Благодаря комфортному психологическому климату группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы группа стала коллективом, где каждый готов помочь другому учащемуся, где существует позитивная атмосфера или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.