СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ММО учителей информатики: «Исследование предметных и методических компетенций учителей информатики диагностической работой академии «Просвещение» по предметной области «Математика и информатика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на ММО: «Исследование предметных и методических компетенций учителей информатики диагностической работой академии «Просвещение» по предметной области «Математика и информатика». На данном ММО я знакомила коллег с новой формой будущей аттестации, и делилась опытом участия в исследовании.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ММО учителей информатики: «Исследование предметных и методических компетенций учителей информатики диагностической работой академии «Просвещение» по предметной области «Математика и информатика»»

«Исследование предметных и методических компетенций учителей информатики диагностической работой академии «Просвещение» по предметной области «Математика и информатика»

Исследования компетенций учителей – часть программы Национальной системы учительского роста(НСУР), которая вошла в указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», одним из пунктов которого стало вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Исследования компетенций учителей в разных формах и по разным предметам проводились Рособрнадзором с 2015 года. В этом году, в октябре 2018, тестирование затронуло 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей. Рособрнадзор проверил знания учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории, обществознания, экономики, права, а также преподавателей предметов «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Участие в нем было добровольным и анонимным.

Учителей проверяли не только на знание преподаваемого предмета, но и на навыки решения методических заданий, а также на умение оценивать работы подопечных. Уровень компетенций тестируемых определялся согласно единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), разработанным для Минобрнауки еще до его разделения весной 2018 года на два отдельных ведомства.

Исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. Исследование включало и сбор мнения учителей о содержании диагностической работы. До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя.

По результатам апробации ЕФОМ по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования. По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с «обществознанием» и «правом». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного (татарского) языка и родной литературы.

Учителей математики и информатики тестировали одну диагностическую работу по предметной области «Математика и информатика». Возможно, итог исследования был обречен на провал изначально, так как исследовалась предметная область. В большинстве случаев в школах преподают два разных человека математику и информатику, нежели такие предметы как «обществознание», «история», «право», где зачастую ведет один педагог.

Учителям-участникам тестирования можно было ознакомиться с демонстрационными вариантами работ, размещенными на сайте academy.prosv.ru/teachers. (см приложение 1 – демовариант по предметной области «Математика и информатика»)

На решение ЕФОМа отводилось 200 минут, также порядка получаса уходило на заполнение анкеты перед тестированием и после. Условия сдачи схожие ЕГЭ: при входе учителя сдавали личные вещи (сумки, телефоны), при работе нельзя было пользоваться литературой, телефонами, общаться друг с другом.

Диагностическая работа проходила по бланковой технологии и состояла из 2 частей. Задания части 1 (тестовые задания, 15 вопросов по 1 баллу) нацелены на оценку предметных компетенций, они охватывают основное содержание предметной области в единстве содержательного и деятельностного компонентов и опираются на теорию и методику обучения. Однако эти задания можно разделить на две предметные группы: по математике (10 заданий, среди них задания ОГЭ и ЕГЭ) и информатике (5 заданий, также есть задания из ОГЭ и ЕГЭ), 3 из 15 заданий общеинтеллектуальные, то есть посильные учителям математики и информатики.

Задания части 2 (методические задачи) нацелены на диагностику уровня сформированности методических компетенций учителей. Три задания с развернутым ответом на 3, 5 и 7 баллов. По сумме трех заданий рассчитано также на 15 баллов.

Задание 16 - работа с детьми ОВЗ (например, нарушение опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, нарушение слуха, нарушение аутистического спектра)

Задание 17 - проверка работ обучающихся по математике по критериям предоставленного учебного задания. Возникает вопрос как учитель-информатик должен оценить работу как учитель-математик, если не ведет математики?! А также есть на практике и нюанс в математике: учителя ведут четко с 5 до 9 класс, а в 10 и 11 классе эстафету подхватывает другой педагог. А в вариантах, например, может попасть на оценивание самостоятельная работа как за 5 класс, так и за 10 класс.

Задание 18 – теория ФГОС и составление фрагмента урока или внеурочного занятия. В заданиях просят расписать методику развития определенного УУД на уроке/внеурочном занятии по математике, отличающееся оригинальностью и авторским подходом. При этом опять же учителя-информатика просят поработать в области математики. Возникает вопрос учителю информатики ограничиться только теорией ФГОС, или все же добавить оригинальность «информатики» в изучении математики?!

По предметной направленности работа более «математическая» нежели «информатическая», как по 1 части, так и по 2 части. Варианты работ исследования по предметной области «Математика и информатика» соответствуют демоварианту. Однако в таком виде будущий экзамен на профпригодность для аттестации педагогов утверждать нельзя.

Все же хочется верить, что материалы апробаций для будущих ЕФОМ будут пересмотрены с целью разделения по предметам, корректности формулировки, опечаток, электронного дистанционного прохождения. А также в Министерстве сделают правильные выводы по направлениям анализа результатов исследования предметных и методических компетенций учителей, о которых шла речь до исследования:

*определение уровней владения предметными и методическими компетенциями;

* выявление согласованности предметной и методической компетенций;

*систематизация трудностей учителей, которые обусловливают низкие результаты;

*выявление лучших результатов выполнения диагностических работ и их анализ;

*анализ адекватности разработанного инструментария (определение необходимости его доработки).

В 2019 году, по планам Рособрнадзора, проверку будут проходить учителя географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий, начальной школы. Эта проверка, по прогнозам ведомства, будет еще масштабнее и затронет 40 тыс. педагогов из 70 регионов России.

Результаты исследований создадут информационно-методические основания для формирования новой системы аттестации учителей Российской Федерации с 2020 года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!