Дата: Класс:10-А Учитель: Байкова Р.М.
Тема занятия «Решение задач на закон сохранения механической энергии»»
Тип занятия: занятие систематизации и обобщения знаний и умений
Цели:
Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения и превращения механической энергии».
Закрепить навыки решения задач по данной теме.
З адачи:
развивать зрительные восприятия через просмотр презентации;
развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.
Формировать познавательный интерес к предмету физика;
Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, умение работать в группе, анализировать, делать соответствующие выводы;
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, развития логического мышления, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, здоровье сберегающие.
Формируемые УУД:
предметные: научиться объяснять физические термины; проводить наблюдение различных физических явлений; приводить примеры различных физических явлений, методов изучения физики;
метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять познавательную цель, проявлять познавательную инициативу; понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами; строить логическую цепь рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и обосновывать ее;
личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе; убежденности в возможности познания природы; формирование мотивации учебной деятельности и учебно-познавательного интереса, самооценки на основе критерия успешности.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска
План занятия:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
– фронтальный опрос
– решение задач
– тест, повторение пройденного материала
– практикум решение задач
– групповая работа
– применение знаний и умений в новой ситуации
4) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Ход занятия.
1) Организационный этап. Приветствие друг друга, проверка готовности к работе на занятии.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Повернитесь и друг другу улыбнитесь.
И себе скажите: «Я сегодня все смогу и задачи все решу»
2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
Вопросы к теме:
1. Какие виды энергий вам известны?
2. Как формулируется теорема о кинетической энергии?
3. Для каких сил можно применять эту теорему?
4. Какие силы называются консервативными?
5. Чему равна работа консервативных сил?
6. В каких системах выполняется закон сохранения механической энергии?
7. Сформулируйте закон сохранения энергии.
Перейдем к решению задач по физике.
Задание 1.
Тело массой 3 кг, брошенное с уровня земли вертикально вверх со скоростью 8 м/с, упало обратно на землю. Какой потенциальной энергией обладало тело относительно поверхности земли в верхней точке траектории? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Ответ дайте в джоулях)
Решение:
1.О какой энергии идет речь? По какой формуле можем найти модуль этой энергии? (Еп=mgh)
2. На максимальной высоте как проявляется закон сохранения энергии?
Еп=Ек, mgh = mυ2/2, Еп=3кг*(8 м/с)2 /2=96 Дж
Ответ: 100Дж
Задание 2.
Автомобиль, движущийся с выключенным двигателем на горизонтальном участке дороги имеет скорость 30 м/с . Затем автомобиль стал перемещаться вверх по склону горы под углом 30º к горизонту. Какой путь он должен пройти по склону, чтобы его скорость уменьшилась до 20м\с? Трением пренебречь.
Дано: | Решение: |
v1 = 30 м/с v2 = 30 м/с α = 30º g = 10 м/c2 | В данном случае кинетическая энергия автомобиля изменяется за счёт преодоления силы тяжести (см. рисунок ниже): Атр= m×v1/2 – m×v2/2 = mgh, где m – масса автомобиля, h=sin α – высота подъёма, s – пройденный путь. Тогда m×v12/2 - m×v22/2 = mgs×sin α, откуда s = v12-v22/2g×sin α; s = (30 м/c)2-(20 м/с)2/2×10 м/с2 × sin 30º = 50 м Ответ: s = 50 м. |
s - ? |
Задание 3.
Мальчик на санках спустился с ледяной горы высотой 10 метров и проехал путь по горизонтали 50 метров. Сила трения при его движении по горизонтальной поверхности равна 80 Н. Чему равна общая масса мальчика с санками? Считать, что по склону горы санки скользили без трения.
Дано: | Решение: |
h = 10 м s = 50 м Fтр = 80Н g = 10 м/c2 | Скорость санок в конце ледяной горы найдём по закону сохранения энергии: m×v2/2 = mgh, откуда v = При движении по горизонтальной поверхности сила трения по второму закону Ньютона сообщает: Fтр = ma, которое найдём из формулы перемещения: s = v2/2a. То есть a = v2/2s = 2gh/2s=gh/s. Тогда Fтр=mgh/s, откуда m = Fтр×s/gh. m=80Н×50м/10 м/с2×10м = 40 кг Ответ: m = 40 кг. |
m - ? |
4) Обобщение и систематизация знаний
Работаем в тетради. Разбираем коллективно одну задачу
Задача №2,3 разбираете в паре.
Ну что ж ребята, наше занятие близится к концу. Давайте сегодня каждый из вас проведет анализ своей работы необычным образом. Предлагаю вам выбрать фразеологизм, который, на ваш взгляд, характеризует вашу работу сегодня на уроке
Рефлексия: чем мы занимались сегодня на занятии и плодотворным ли он был для вас? Есть ли у вас вопросы по занятию в целом? По задачам? Что надо повторить?
Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. Засучив рукава. Бить баклуши. Работать, не разгибая спины. Сидеть сложа руки. Наломать дров. Лезть из кожи вон.
4