СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Жизненный опыт И. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жизненный опыт И. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования.

Цель: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове, познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом. - развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать текст, выстраивать художественный пересказ эпизодов;

- осмыслить идейно-художественное содержание сказа, своеобразие изображения Лесковым особенностей русского характера, проникнуться гордостью за талант простого русского человека;

- раскрыть талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого русского человека, увидеть авторское отношение к персонажам произведения;

- проанализировать составляющие понятия «русский национальный характер»: доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа»:

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма школьников через чтение и анализ художественного текста; чувства гордости за русского талантливого человека, чувства сострадания, любви к людям, окружающему миру.

                                                                                                                  «…там, где стоит "левша",

надо читать "русский народ". Н.С. Лесков

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Жизненный опыт И. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования.»

Тема: Жизненный опыт И. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования.

Цель: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове, познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом. - развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать текст, выстраивать художественный пересказ эпизодов;

- осмыслить идейно-художественное содержание сказа, своеобразие изображения Лесковым особенностей русского характера, проникнуться гордостью за талант простого русского человека;

- раскрыть талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого русского человека, увидеть авторское отношение к персонажам произведения;

- проанализировать составляющие понятия «русский национальный характер»: доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа»:

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма школьников через чтение и анализ художественного текста; чувства гордости за русского талантливого человека, чувства сострадания, любви к людям, окружающему миру.

«…там, где стоит "левша",

надо читать "русский народ".
Н.С. Лесков



Ход урока.

      I. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества Сегодня мы обращаемся к сказу «Левша» Николая Семёновича Лескова. Обратимся к биографии Н. С. Лескова.

Заслушивается сообщения учеников о биографии и творчестве Н.С.Лескова


      Слово учителя
      Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века — дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия — Лесковы.
      В «Автобиографической заметке» о своем отце Лесков писал так:
      «Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, „не пошел в попы“, а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу...
      Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему покойная мать „через задние ворота“...
      С сорока копейками отец пришел в Орел и „из-за хлеба“ был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его „переманул“ к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства...
      На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни...»
      Семен Дмитриевич Лесков стал чиновником и дослужился до чина коллежского асессора. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Дворянство у Лесковых было, но не было ни больших поместий, ни крепостных крестьян.
      Николай Семенович Лесков родился в селе Горохове Орловского уезда. «Мы жили в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой», — писал Лесков. Семья поселилась в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Лесков дружил с деревенскими детьми и хорошо знал жизнь русских крестьян.
      Когда будущему писателю было 17 лет, отец его умер от холеры, и Н. С. Лескову пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он переехал в Киев, где жил его дядя, и начал служить на мелкой должности в суде. Затем он поступает на службу к частному лицу и в течение трех лет ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Лесков встречается с людьми разных сословий, слышит их речь, разделяет их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни.
      В тридцать лет Н. С. Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. М. Горький замечал: «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни».
      Но разве мало было людей в нашей стране, которые имели громадный жизненный опыт? Вероятно, одного только жизненного опыта мало, чтобы начать писать. Надо уметь осмыслить этот опыт. Вот что писал сам Н. С. Лесков: «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего „мелкопоместного курничка“, из постоялого двора и с поповки...»
      Писатель не только знал детали быта, но и понимал, какими отношениями связаны между собой представители различных сословий. Он видел не только явления, но и скрытые пружины различных явлений. Описывая своих героев, он хотел показать то лучшее, что есть в людях. Именно поэтому произведения Н. С. Лескова считаются выдающимися произведениями литературы XIX века. Теперь вспомним, как появилось это произведение?

(Появилось это произведение не случайно. В 1878 г. Лесков был в городе Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения одной прибаутки, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ).

Хорошо. Произведение Николая Семеновича Лескова стало популярным. Им заинтересовались иллюстраторы, и сказ приобрел свой облик. В театре и кино сказ «Левша» появлялся не единожды, в 1964 году был выпущен мультфильм «Левша». А в 2013 году в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы «Левша», которая произвела сильнейшее впечатление на зрителей. Какой вывод мы можем из этого сделать?

(Из всего сказанного можно сделать вывод, что «Левша» уже много лет является популярным произведением, которое и в наше время очень интересно людям).

4. Скажите, ребята, почему «Левша» - это не сказка, а сказ? Для этого нужно вспомнить определения, с которыми вы уже знакомы.

(В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. В ней присутствуют Необыкновенные говорящие животные, волшебные предметы и фантастические персонажи есть в сказке. 

Сказ — жанр литературы, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, присутствуют реальные герои, которые жили когда-то. ведущееся от лица рассказчика. В конце сказа всегда есть поучение. Все эти признаки сказа мы видим в «Левше»).


      II. «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Сказ как форма повествования
      В подзаголовке обозначен жанр произведения — сказ. Ученики уже знакомы с жанром сказа. В курсе 5 класса они изучали сказы П. П. Бажова и работали с определением жанра. Активизирует уже имеющиеся у шестиклассников знания и поможет им соединить эти знания с ведущей проблемой курса выделение образа повествователя в сказе, проводим эту работу в форме эвристической беседы. Эвристическая беседа во многом спонтанна, поэтому обозначим основные вопросы, на которые может опираться учитель.
      Эвристическая беседа
      — Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в прошлом году. Кто его автор?
      — Как мы определяли жанр сказа?
      * Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
      Чем отличается сказ от сказки?
      В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.
      Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика). (Учитель может нарисовать на доске простую схему, чтобы дети смогли лучше понять возникновение сказа.)
      — Как вы объясните, что такое образ повествователя?
      * Повествователь в литературном произведении не реальный человек, а художественный образ. Но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека.
      — Какими чертами обладает образ повествователя в сказах П. П. Бажова?
      Дети вспомнят, что читателям кажется, будто рассказчик — старый опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.
      — Какой сказ П. П. Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?
      — Какие сказы П. П. Бажова вы читали самостоятельно?
      — Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе — это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения?
      Мы можем предположить, что произведение написано Н. С. Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда, в свою очередь, возникла на основе реально происходившего события. И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.
      Но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
      Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху.
      Говоря о героях произведения, будем иметь в виду, что повествователь (рассказчик) такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.
      III. Изображение Александра I и атамана Платова
      Комментированное чтение
      Учитель читает вслух первые три главы «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н. С. Лескова, стараясь передать особую интонацию сказа и попутно комментируя непонятные ученикам слова. Дети отметят необычные слова и выражения, которые употребляет рассказчик, и схожесть первых трех глав со сказкой: можно выделить зачин и повторы эпизодов.
      — Где и когда происходит действие первых трех глав?
      — Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?
       Домашнее задание
      Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова.
      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение с четвертой по десятую глав сказа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!