СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема15.4.: Выбор и применение методов сообщения учебного материала на уроках теоретического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Выбор и применение методов сообщения учебного материала на уроках теоретического обучения с контрольными вопросами для закрепления

Просмотр содержимого документа
«Тема15.4.: Выбор и применение методов сообщения учебного материала на уроках теоретического обучения»

Тема: Выбор и применение методов сообщения учебного материала на уроках теоретического обучения

Тема: Выбор и применение методов сообщения учебного материала на уроках теоретического обучения

Цель: выявить основные моменты в деятельности преподавателя при выборе методов сообщения учебной информации на уроках   План лекции 1. Характеристика методов обучения и основания для их выбора. 2. Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью. 3. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации.

Цель: выявить основные моменты в деятельности преподавателя при выборе методов сообщения учебной информации на уроках

  • План лекции
  • 1. Характеристика методов обучения и основания для их выбора.
  • 2. Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью.
  • 3. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации.
Основные понятия темы:   Учебно-познавательная деятельность – вид деятельности учащихся, организуемый извне или самим обучаемым в соответствии с содержанием образования и логикой учебно-познавательного процесса и направленный на познание с целью овладения комплексом знаний, умений и навыков, норм и ценностей. Обученность – педагогическая категория, отражающая уровень усвоения учащимися определенных знаний, умений, навыков.

Основные понятия темы:

  • Учебно-познавательная деятельность – вид деятельности учащихся, организуемый извне или самим обучаемым в соответствии с содержанием образования и логикой учебно-познавательного процесса и направленный на познание с целью овладения комплексом знаний, умений и навыков, норм и ценностей.
  • Обученность – педагогическая категория, отражающая уровень усвоения учащимися определенных знаний, умений, навыков.
Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, он должен определить главную цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач..   Можно выделить пять общих условий, которые определяют выбор метода: 1) закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них; 2) цели и задачи обучения; 3) учебные возможности учащихся (возрастные, уровень подготовленности, особенности ученического коллектива); 4) внешние условия (географические, производственное окружение); 5) возможности педагога (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, он должен определить главную цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач..

  • Можно выделить пять общих условий, которые определяют выбор метода:

1) закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них;

2) цели и задачи обучения;

3) учебные возможности учащихся (возрастные, уровень подготовленности, особенности ученического коллектива);

4) внешние условия (географические, производственное окружение);

5) возможности педагога (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью К методам устного изложения учебного материала относятся такие приемы как рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Лекция от других методов словесного изложения отличается: более строгой структурой; логикой изложения учебного материала; обилием сообщаемой информации; системным характером освещения знаний. Предмет лекции – описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спаренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, на основе объяснений и бесед.

Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью

  • К методам устного изложения учебного материала относятся такие приемы как
  • рассказ,
  • лекция,
  • беседа,
  • дискуссия.
  • Лекция от других методов словесного изложения отличается: более строгой структурой; логикой изложения учебного материала; обилием сообщаемой информации; системным характером освещения знаний. Предмет лекции – описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спаренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, на основе объяснений и бесед.

Условиями эффективности лекции являются:

  • – составление педагогом детального плана лекции;
  • – сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;
  • – логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
  • – краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
  • – логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
  • – проблемность и эмоциональность изложения;
  • – живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов; – контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
  • – многостороннее раскрытие важнейших положений лекции; – оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции; – выделение (задиктовка) того, что следует записать; – использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;
  • – сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения. Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50 %.
Учебная дискуссия Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная. Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний.

Учебная дискуссия

  • Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.
  • Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.
  • Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний.
Контрольные вопросы 1. В чем заключаются особенности применения методов обучения? 2. Чем обосновывается выбор методов обучения? 3. Назовите основные методы устного сообщения учебной информации.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключаются особенности применения методов обучения?
  • 2. Чем обосновывается выбор методов обучения?
  • 3. Назовите основные методы устного сообщения учебной информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!