СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая контрольная работа "Русь с древности до конца XIV в." Подготовка к ЕГЭ по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая контрольная работа составлена в форме ЕГЭ . Предназанчена для контроля знаний учащихся по периоду "Русь с древности до конца 14 века"

Просмотр содержимого документа
«Тематическая контрольная работа "Русь с древности до конца XIV в." Подготовка к ЕГЭ по истории»

Плетнева Лариса Владимировна

учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области



Контрольная работа №1 по теме «Русь с древности до конца XIV века»


п\п

Задание

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.




  1. падение Западной Римской империи

  2. Куликовская битва

  3. первое упоминание о Москве

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДАТЫ СОБЫТИЯ

А) 862 г. 1) призвание Рюрика в Новгородскую землю

А

Б

В

Г





Б) 882 г. 2) народное восстание в Киеве

В) 907 г. 3) создание единого Древнерусского государства

Г) 1113 г. 4) создание «Правды» Ярославичей

5) поход князя Олега на Царьград

6) крестовый поход против половцев

3

Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного, относятся к событиям и явлениям, происходившим в период существования Древнерусского государства

1) митрополит 2) вервь 3) баскак 4) племенные союзы

5) подсечное земледелие 6) полюдье Ответ:

4

Напишите пропущенное слово.

Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древнерусском государстве называется ____________________

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства

Б) расселение славянских племен

В) возвышение г.Владимира

Г) укрепление культурных связей Руси и Византии

1) летопись «Повесть временных лет»

2) убийство князя Игоря Старого

3) крещение Руси

4) Невская битва

5) принятие Русской Правды

6) поход Андрея Боголюбского на г.Киев в 1169 г.


А

Б

В

Г










6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А

Сведения из сочинения византийского историка:

«Они считают, что только бог, творец молний, являет­ся владыкой над всеми, и ему приносят в жертву бы­ков и совершают другие священные обряды. Они по­читают реки и нимф и всякие другие божества, при­носят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания»

Б

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демо­кратии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»


Фрагмент А

Фрагмент Б





ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. утвердилось христианство

  2. у восточных славян сохранялся родоплеменной строй

  3. были распространены языческие верования

  4. у восточных славян сложилось государство

  5. верховным богом у славян был Перун

  6. общественной организацией древних славян была община

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7

Какие 3 из перечисленных событий характеризуют правление князя Владимира Святославича

  1. разгром Хазарского каганата

  2. создание засечной черты на южных границах Руси

  3. борьба с Польшей

  4. организация съезда князей в г. Любече

  5. принятие христианства

  6. разгром печенегов Ответ:

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А)

Осенью поднялся ордынский князь с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и поло­вецкою… Также с ним вместе в единомыс­лии, в единой думе был и литовский князь Ягайло со всею силою литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский».

Б)

«_________________ намеревался сделать такой быстрый набег, чтобы застать Москву врасплох. Он принял в соображение оплошность русских, слишком возгордившихся своими победами. Внезапность нашествия произвела такое впечатление, что князья, воеводы и бояре совсем потеряли голову»

В)

«Сей святой старец предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвиж­ники, именем Александра _________________ и Ослябю...»

ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

А

Б

В




1) Александр Невский 2) Мамай 3) Ахмат

4) Пересвет 5) Тохтамыш 6) Дмитрий Иванович

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1

2

3

4








СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

1) Ледовое побоище

2) Невская битва

3) Куликовская битва

4) поход на Хазарию

А) Гаврило Олексич

Б) Владимир Андреевич

В) Александр Ярославич

Г) Игорь Старый

Д) Святослав Завоеватель

Е) Владимир Всеволодович


10

В приведенном фрагменте исторического сочинения вме­сто пропуска впишите имя князя.

Недаром любил народ ____________________. Русская земля терпела от половцев и княжеских усобиц большие беды и разорен. Он громил поганых нещадно, с братьями же своими не спорил, не враждовал, а советом и любовью вносил мир в княжескую семью, и заслужил прозвание братолюбца. При своей отваге, удали, любви к труду имел разум светлый, был ко всему делу досуж и умел приносить родной земле добро всегда и во всем. Оттого стоял он в народном ра­зумении выше всех князей того времени, и не было ему меж ними ровни.

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов


Событие

Дата

Участник (-и)

__________________(А)

1242 г.

_______________(Б)

Битва на р.Калке

________________(В)

Мстислав Удалой

Сражение на р.Сити

________________(Г)

Юрий Всеволодович

Оборона Киева

________________(Д)

________________(Е)

А

Б

В

Г

Д

Е









ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1) Ярослав Осмомысл 6) оборона Козельска

2) Александр Ярославич 7) воевода Федор Нянька

3) 1240 г. 8) 1223 г.

4) Ледовое побоище 9) 1243 г.

5) 1238 г.

12

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Десятинная церковь

Б) «Поучение детям»

В) церковь святой Софии в Киеве

Г) Золотые ворота во Владимире

1) автором является митрополит Илларион

2) храм построен в честь победы над печенегами

3) построены в правление Андрея Боголюбского

4) автором является Владимир Всеволодович

5) первая каменная церковь на Руси

6) построены в правление Ярослава Мудрого

А

Б

В

Г










13. Напиши, как называется отмеченный на карте путь

Ответ:__________________________


14. Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем


Ответ: _________________________

15. Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград

Ответ: _____

16. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период

2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия

3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию

4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги

5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты

6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю


Ответ:__________






17.

 Про­чти­те фраг­мен­ты «Рус­ской Прав­ды», из­ло­жен­ные в со­вре­мен­ном пе­ре­во­де:

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сест­ры; если не будет никто мстить, то 40 гри­вен за уби­то­го. Если уби­тый — русин, или гри­дин, или купец, или ябед­ник, или меч­ник, или же изгой, или сло­ве­нин, то 40 гри­вен упла­тить за него.

4. Если уда­рить мечом, не вынув его из ножен, или ру­ко­я­тью меча, то 12 гри­вен за обиду.

8. Если кто вынет меч, а не уда­рит, то тот пла­тит грив­ну.

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у кол­бя­га, а они его в те­че­ние трех дней не вы­ве­дут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го хо­ло­па, а 3 грив­ны за обиду.

11. Если кто по­едет на чужом коне без спро­су, то упла­тить 3 грив­ны.

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не вы­да­вать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гри­вен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный че­ло­век, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одеж­ду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него день­га­ми; а если тот, кто ис­пор­тил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить день­га­ми, сколь­ко стоит вещь.

18. Если убьют ог­ни­ща­ни­на умыш­лен­но, то убий­це пла­тить за него 80 гри­вен, а люди не пла­тят; а за кня­же­ско­го подъ­езд­но­го 80 гри­вен.

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи ко­ро­вы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за уби­то­го смер­да или хо­ло­па 5 гри­вен.

 

Ис­поль­зуя фраг­мен­ты до­ку­мен­та, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) грив­на — это ис­поль­зу­е­мая в Древ­ней Руси араб­ская мо­не­та

2) из­на­чаль­ные ста­тьи «Рус­ской Прав­ды» по­яви­лись в пер­вой чет­вер­ти XI в.

3) холоп — пред­ста­ви­тель по­лу­за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния на Руси, по­пав­ший в за­ви­си­мость от за­и­мо­дав­ца

4) варяг — воин из на­род­но­го опол­че­ния

5) ог­ни­ща­нин — пред­ста­ви­тель стар­шей дру­жин­ной знати, управ­ля­ю­щий кня­же­ским дво­ром

6) гри­дин — кня­же­ский дру­жин­ник

1

2

3






18.

Р ас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Цер­ковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Цер­ковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко.

4) Цер­ковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской архи­тек­ту­ры.

5) Стро­и­тель­ство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го.


Ответ_____________



19. Какой из ни­же­при­ведённых па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в том же веке, что и изоб­ражённый выше? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.







































Часть 2



п/п

Задание


20-22



«Отсюда вышли два ряда следствий, которыми завершился политический склад Руси... Одним из них было двойное политическое раздробление Руси, династическое и земское. По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода все далее расходились друг с другом, отчуждались одна от другой. Сначала племя Ярославичей распадается на две враждебные ветви, Мономаховичей и Святославичей; потом линия Мономаховичей, в свою очередь, разделилась на Изяславичей волынских, Ростилавичей смоленских, Юрьевичей суздальских, а линия Святославичей — на Давидовичей черниговских и Ольговичей новгород-северских. Каждая из этих ветвей, враждуя с другими из-за владельческой очереди, все плотнее усаживалась на постоянное владение в известной области... Как мы знаем, первые князья киевские установили политическую зависимость областей от Киева. Эта зависимость поддерживалась княжескими посадниками и выражалась в дани, какую области платили великому князю киевскому. По смерти Ярослава этой зависимости незаметно. Посадники князя киевского в главных городах областей исчезают, уступая место все размножавшимся князьям. Областные или местные князья перестают платить дань Киеву, несовместную с отношениями младших родичей к названному отцу, великому князю киевскому. Вместо постоянной дани младшие князья давали старшему от времени до времени добровольные дары. С владельческим разъединением правящего рода разрывалась и политическая связь областей. Но, делаясь менее зависимыми сверху, областные князья становились все более стеснены снизу. Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или другому столу династическими, ни даже личными связями... Областное население естественно искало усидчивой местной силы, около которой могло бы сосредоточиться, которая постоянно оставалась на месте... Такая сила давно была создана... Это были главные города областей».


20. О каком периоде идет речь в сочинении историка? Укажите хронологические рамки этого исторического периода. Когда состоялся съезд князей, на котором было принято решение: «каждый держит вотчину свою»?

21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин установившегося государственного порядка.

22. Укажите не менее трех последствий установившегося порядка

23


Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).



24


Высказывается следующая оценка последствий политической раздробленности на Руси:

Политическая раздробленность имела серьезные негативные последствия

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

25

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

  1. 1113-1125

  2. 1223-1243

  3. 1340-1389

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.







КЛЮЧИ


1-Я ЧАСТЬ


Ответ

Кол-во баллов


  1. 132

  2. 1352

  3. 3

  4. вира

  5. 5163

  6. 3526

  7. 235

  8. 254

  9. ВАБД

  10. Владимир Мономах

  11. 428537

  12. 5423

  13. изварягвгреки

  14. Олег

  15. 3

  16. 126

  17. 256

  18. 45

  19. 1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

1


3

2

1

1

1

2

2

1

1


ИТОГО


30


РЕЗУЛЬТАТ




2-Я ЧАСТЬ


Ответ

Кол-во баллов


20

2

21

2

22

2

23

3

24

4

25

11


ИТОГО


24



РЕЗУЛЬТАТ




Первичный:


Тестовый: _____________________

8