МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» Руководитель МО ___________ Гулевская Е. И. Протокол № 1 от 28.08.2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» __________ Хубиева А.В. 29.08.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» ___________ Байкулова А.М. Приказ № 490 от 30.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АОП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.1
Предмет: Математика
Класс: 3 коррекционный
Уровень образования: основное общее
Уровень изучения предмета: базовый
Учебный год: 2019-2020
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год
Рабочую программу составила: Чотчаева Асият Максимовна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
Год составления: 2019
г. Усть-Джегута
2019 г.
Пояснительная записка
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Математика» 3 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «математика 3 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
Учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Задачи предмета
Обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся, создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями. Формирование и развитие познавательных интересов, представлений о количестве: числе, знакомство с цифрами, составом числа, в доступных ребенку пределах. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Цель предмет
Повышение уровня общего развития учащихся, подготовка к овладеванию профессионально – трудовыми навыками. Формирование практически значимых знаний и умений.
Актуальность программы
В данной программе представлено содержание изучаемого материала в 3 классе .
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.
Одним из важных приёмов обучения математике в 3 классе является сравнение. Усвоение этих приёмов возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями.
На уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Математика в 3 классе изучается в рамках образовательной области «математика» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «математика» в 3 классе отводится 68 часов. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 68 часов в год, по календарно-тематическому планированию 68 часов в год. В I - четверти 16 часов, во II - четверти 16 часов, III - четверти 20 часов, IV - четверти 16 часов.
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы под редакцией И. М Бгажноковой, М.: Просвещение 2011г.
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 3 класс под редакцией И. М Бгажноковой, М.: Просвещение 2011г.
Учебник «математика» 3 класс автор М. И. Моро М.: Просвещение 2017г.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
• усиления практической направленности изучаемого материала;
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;
•введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.
Базовые разделы коррекционной программы «математика» для обучения в 3 классе являются:
Повторение.
Сложение и вычитание.
Геометрический материал.
Умножение и деление чисел.
Сотня
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Предметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Календарно-тематическое планирование по предмету «математика» на 2019-2020 учебный год
№ урока | Дата проведение | Содержание учебного материала | Количество часов в неделю |
по плану | по факту |
| | занятия с учителем на дому | самостоятельное изучение учебного материала |
| | | Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание (9 ч). | | |
1 | 3.09 | | Повторение. Нумерация чисел. | 1 | |
2 | 4.09 | | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | |
3 | | | Выражения с переменной. | | 1 |
4 | 10.09 | | Решение уравнений. | 1 | |
5 | 11.09 | | Решение уравнений. Закрепление. | 1 | |
6 | | | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | | 1 |
7 | 17.09 | | Странички для любознательных. Выполнение заданий логического характера. | 1 | |
8 | 18.09 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение: сложение и вычитание» или Диагностическая (входная)контрольная работа. | 1 | |
9 | | | Работа над ошибками. | | 1 |
| | | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч). | | |
10 | 24.09 | | Связь умножения и сложения. | 1 | |
11 | 25.09 | | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1 | |
12 | | | Таблица умножения и деления с числом 3. | | 1 |
13 | 1.10 | | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | |
14 | 2.10 | | Решение задач с понятиями: «масса» и «количество». | 1 | |
15 | | | Порядок выполнения действий. | | 1 |
16 | 8.10 | | Порядок выполнения действий в выражениях. | 1 | |
17 | | | Порядок выполнения действий в выражениях. Закрепление. | | 1 |
18 | 9.10 | | Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 | |
19 | 15.10 | | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | |
20 | 16.10 | | Решение примеров и задач на таблицу умножения и деления с числами 2, 3, 4. | 1 | |
21 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | 1 |
22 | 22.10 | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. | 1 | |
23 | 23.10 | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |
24 | | | Решение задач. | | 1 |
25 | 5.11 | | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | |
26 | 6.11 | | Задачи на кратное сравнение. | 1 | |
27 | | | Задачи на кратное сравнение. Закрепление. | | 1 |
28 | 12.11 | | Контрольная работа № 3 по теме: «Табличное умножение и деление на 4,5». | 1 | |
29 | 13.11 | | Работа над ошибками. | 1 | |
30 | | | Таблица умножения и деления с числом 6. | | 1 |
31 | 19.11 | | Решение задач на умножение и деление. | 1 | |
32 | 20.11 | | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | |
33 | | | Решение задач на кратное и разностное сравнение. | | 1 |
34 | 26.11 | | Решение задач на приведение к единице. | 1 | |
35 | 27.11 | | Решение задач изученных видов. | 1 | |
36 | | | Таблица умножения и деления с числом 7. | | 1 |
37 | 3.12 | | Странички для любознательных. Наши проекты. | 1 | |
38 | 4.12 | | Что узнали. Чему научились. Решение задач изученных видов. | 1 | |
39 | | | Площадь. Сравнение площадей фигур. | | 1 |
40 | 10.12 | | Площадь. Сравнение площадей фигур. Закрепление. | 1 | |
41 | 11.12 | | Квадратный сантиметр. | 1 | |
42 | | | Площадь прямоугольника. | | 1 |
43 | 17.12 | | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | |
44 | | | Решение примеров и задач на таблицу умножения и деления с числами 2- 8. | | 1 |
45 | 18.12 | | Контрольная работа № 4 по теме: «Табличное умножение и деление с числами 6, 7,8». | 1 | |
46 | 24.12 | | Работа над ошибками. Решение задач изученных видов. | 1 | |
47 | | | Таблица умножения и деления с числом 9. | | 1 |
48 | 25.12 | | Квадратный дециметр. | 1 | |
49 | 14.01 | | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | |
50 | | | Закрепление знания таблицы умножения и деления. Решение задач изученных видов | | 1 |
51 | 15.01 | | Квадратный метр. | 1 | |
52 | 21.01 | | Закрепление знания таблицы умножения. Решение задач изученных видов. | 1 | |
53 | | | Странички для любознательных. Решение задач логического характера. | | 1 |
54 | 22.01 | | Что узнали. Чему научились. Решение примеров. | 1 | |
55 | 28.01 | | Контрольная работа № 5 по теме: «Табличное умножение и деление». | 1 | |
56 | | | Умножение на 1. | | 1 |
57 | 29.01 | | Умножение на 0. | 1 | |
58 | 11.02 | | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 | |
59 | | | Умножение и деление с числами 1, 0. Закрепление. | | 1 |
60 | 12.02 | | Работа над ошибками. Доли. | 1 | |
61 | 18.02 | | Окружность. Круг. | 1 | |
62 | | | Диаметр круга. Решение задач. | | 1 |
63 | 19.02 | | Единицы времени. | 1 | |
64 | 25.02 | | Решение задач логического характера. | 1 | |
| | | Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление (29 ч). | | |
65 | | | Умножение и деление круглых чисел. | | 1 |
66 | 26.02 | | Деление вида 80:20. | 1 | |
67 | 3.03 | | Умножение суммы на число. | 1 | |
68 | | | Умножение суммы на число. Закрепление. | | 1 |
69 | 4.03 | | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | |
70 | 10.03 | | Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. | 1 | |
71 | | | Закрепление изученных приёмов умножения и деления. | | 1 |
72 | 11.03 | | Деление суммы на число. | 1 | |
73 | 17.03 | | Деление суммы на число. Закрепление. | 1 | |
74 | | | Деление двузначного числа на однозначное. | | 1 |
75 | 18.03 | | Делимое. Делитель. | 1 | |
76 | 31.03 | | Проверка деления. | 1 | |
77 | | | Случаи деления вида 87 : 29. | | 1 |
78 | 1.04 | | Проверка умножения. | 1 | |
79 | 7.04 | | Решение уравнений. | 1 | |
80 | | | Решение уравнений. Закрепление. | | 1 |
81 | 8.04 | | Решение примеров. Закрепление вычислительных навыков. | 1 | |
82 | | | Решение задач изученных видов. | | 1 |
83 | 14.04 | | Контрольная работа № 6 по теме: «Решение задач и уравнений» или «Умножение и деление двузначного числа на однозначное». | 1 | |
84 | 15.04 | | Работа над ошибками. Деление с остатком. | 1 | |
85 | 21.04 | | Решение примеров на деление с остатком. | 1 | |
86 | | | Деление с остатком. Закрепление. | | 1 |
87 | 22.04 | | Деление с остатком методом подбора. | 1 | |
88 | 28.04 | | Решение задач на деление с остатком. | 1 | |
89 | | | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | | 1 |
90 | 29.04 | | Проверка деления с остатком. | 1 | |
91 | 5.05 | | Что узнали. Чему научились. Решение примеров и задач. | 1 | |
92 | | | Наши проекты. | | 1 |
93 | 6.05 | | Контрольная работа № 7 по теме: «Деление с остатком». | 1 | |
| | | Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч). | | |
94 | 12.05 | | Работа над ошибками. Тысяча. | 1 | |
95 | | | Образование и названия трехзначных чисел. | | 1 |
96 | 13.05 | | Запись трехзначных чисел. | 1 | |
97 | 19.05 | | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | |
98 | | | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | | 1 |
99 | 20.05 | | Контрольная работа № 8 по теме: «Нумерация в пределах 1000». | 1 | |
100 | 26.05 | | Работа над ошибками. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | |
101 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | | 1 |
102 | 27.05 | | Сравнение трехзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | |
| Итого | | | 68 | 34 |