Тематический классный час «Блокадный хлеб»
2 класс
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы классного часа.
УЧИТЕЛЬ: В 2020 году всероссийский праздник, посвященный Дню Победы отметили юбилейную дату – 75 лет, ровно столько прошло с момента окончания Второй Мировой войны.
- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет блокадному Ленинграду.
- Тема нашего классного часа: «Блокадный хлеб (слайд 1)
3. Основная часть.
- Дети, а что за город Ленинград?
Сейчас этот город называют Санкт-Петербург. Второе его название - северная столица нашей страны. 8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окружённым врагом.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА “Блокадный Ленинград”
Учитель: в наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно так, если не задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб- всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки, поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни.большая беда.
- Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и с молитвой».. Но и сейчас нет для них ничего дороже него.
С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной…
Блокадный хлеб
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда.
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.
- Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.
- В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.
Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?
Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать мукой. «Получает человек муку, садится, потому что от усталости идти …не может, и хватает из мешка эту муку и прямо её ест…» - вспоминает ленинградец Александр Тихонов.
Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.
Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»…
4. Практическая работа.
- К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.
- Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат о мире, о победе.
- У вас на столах лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.
* Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок: «Мы за мир!»
5. Подведение итогов.
- Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?
* Выслушиваются ответы детей.
- Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
Мир! Мир! Мир!