СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час "Блокада Ленинграда".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий тематического классного часа "Блокада Ленинграда"

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час "Блокада Ленинграда".»

Тематический классный час «Блокадный хлеб»

2 класс

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы классного часа.

УЧИТЕЛЬ: В 2020 году всероссийский праздник, посвященный Дню Победы отметили юбилейную дату – 75 лет, ровно столько прошло с момента окончания Второй Мировой войны. 

- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет блокадному Ленинграду.

- Тема нашего классного часа: «Блокадный хлеб (слайд 1)

3. Основная часть.

- Дети, а что за город Ленинград?

Сейчас этот город называют Санкт-Петербург. Второе его название - северная столица нашей страны. 8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окружённым врагом.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА “Блокадный Ленинград”

Учитель: в наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно так, если не задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб- всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки, поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни.большая беда.

- Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и с молитвой».. Но и сейчас нет для них ничего дороже него.

С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной… 

Блокадный хлеб 

Я вспоминаю хлеб блокадных лет, 

Который в детском доме нам давали. 

Не из муки он был – из наших бед, 

И что в него тогда только не клали! 


Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, 

С корой. Колючий так, что режет десна. 

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой. 

На праздник, очень редко – чистый просто.


Но самый сильный голод был, когда 

Хлеб мы по два-три дня не получали. 

Мы понимали, что война – это беда. 

Но каждый день с надеждой хлеба ждали. 


Не дни мы голодали, а года. 

Хоть раз наесться досыта мечтали. 

Кто видел, не забудет никогда, 

Как с голоду детишки умирали.


Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.

- Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.

- В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.

Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.

В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.


Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?


Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать мукой. «Получает человек муку, садится, потому что от усталости идти …не может, и хватает из мешка эту муку и прямо её ест…» - вспоминает ленинградец Александр Тихонов.


Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.


Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.


Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»… 

4. Практическая работа.

- К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.

- Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат о мире, о победе.

- У вас на столах лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.

* Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок: «Мы за мир!»

5. Подведение итогов.

- Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?

* Выслушиваются ответы детей.

- Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Мир! Мир! Мир!