Контрольная работа по литературе за I полугодие (5 класс)
Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: учебник для 5 кл. общеобразовательных организаций: в 2-х ч. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - (ФГОС).
Вид контроля: итоговый (1 полугодие), 2 варианта.
Продолжительность работы: 45 минут
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
Художественная литература как искусство слова |
Художественный образ |
Фольклор. Жанры фольклора |
Литературные роды и жанры |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; литературный герой, лирическое произведение, ритм, рифма. |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, сравнение, гипербола. |
Творчество И.А.Крылова |
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. |
В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок» |
Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». |
Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место». |
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети» |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Описание элементов метапредметного содержания |
владение литературоведческой терминологией |
извлечение необходимой информации из текста |
установление причинно-следственных связей |
понимание и адекватная оценка языка художественных произведений |
умение давать обоснованный развернутый ответ на поставленный вопрос |
Оценивание контрольной работы
Задания в контрольной работе оцениваются двумя отметками: одна оценка за 1 и 2 части, 2-я оценка выставляется за выполнение 3-й части (связный текст)
Количество баллов |
Максимальное количество баллов – 2 б. (за каждый правильный ответ – 0,5 балла) |
За каждый правильный ответ – 1 балл |
Максимальное количество баллов – 3 (за каждый правильный ответ – 0,5 балла) |
Максимальное количество баллов – 9 (за каждый правильный ответ – 1 балл) |
Максимальное количество баллов – 5 (за каждый правильный ответ – 0,5 балла) |
Максимальное количество баллов – 3 (за каждый правильный ответ – 1 балл, если приведены примеры; 0,5 – за каждый правильный ответ при отсутствии примеров) |
Максимальное количество баллов – 29 |
27-29 баллов – «5» (отлично) 19 – 26 баллов – «4» (хорошо» 15 – 18 баллов – «3» (удовлетворительно) 1-14 баллов – «2» (неудовлетворительно) |
Критерии оценки заданий 3-й части | отметка |
Дан развернутый ответ в объёме не менее 6 предложений, прослеживается опора на литературный текст; речевых и фактических ошибок нет | «5» (отлично) |
Ответ на вопрос дан в объеме не менее 5 предложений/ текст содержит 1–2 речевые ошибки, фактических ошибок нет | «4» (хорошо) |
Ответ дан в объеме не менее 5 предложений, но без опоры на литературный текст, в ответе допущены 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / | «3» (удовлетворительно) |
Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного | «2» (неудовлетворительно) |
За задание 2* учитель
может поставить отдельную отметку, определив с обучающимися критерии оценки (например, знание текста, «открытость» вопроса, новизна - нерассматриваемость вопроса при анализе произведения на уроках)
может добавить баллы при оценке какой-либо части контрольной работы (если, например, количество баллов – на границе отметки)
может поработать над вопросами при анализе контрольной работы и переходе к изучению следующих произведений.
Задание 2** не оценивается, оно является диагностическим.
Контрольная работа по литературе за I полугодие (5 класс)
ФИ____________________________________________________
1 вариант
1 часть
1. Допишите имя и отчество поэтов и писателей
а) Лермонтов _______________________________________,
б) Некрасов ___________________________________________,
в) Гоголь_________________________________________________
г) Погорельский___________________________________________
2. Назовите русского баснописца.
А) И. А. Крылов
Б) А. С. Пушкин
В) Н. В. Гоголь
Г) Эзоп
3. Придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения, называется_______________________.
4. Кто из поэтов считал своим призванием "воспеть страдания" народа? ___________________________________________________
5. Соотнесите автора и название произведения.
1) В.А.Жуковский | А) «Волк на псарне» |
2) А.С.Пушкин | Б) « Бородино» |
3) М.Ю.Лермонтов | В) "Няне" |
4) Н.А.Некрасов | Ж) "Мороз, Красный нос" |
5) А.Погорельский | Е) «Чёрная курица, или Подземные жители» |
6) И.А.Крылов | Г)« Спящая царевна» |
6. Вставьте пропущенную фамилию поэта:
Родился _____________________ в 1814 году в Москве. Детские годы поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Рос впечатлительным и болезненным мальчиком. Погиб на дуэли в 1841 году.
7. Определите, из какого произведения приведенные строки:
1)«Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью…»_________________________________
2) «Вышел и на поле – место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит, но гумна не видно. «Нет, это не то место. То стало быть, подалее; нужно видно поворотить к гумну»
__________________________________________________________
3) «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор»
__________________________________________________________
4) «Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит»
__________________________________________________________
5) «Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…»
__________________________________________________________
8. Узнайте героя по описанию:
«Сама, как солнце ясное, светится… Пошла танцевать… Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди…» ___________________________________
2) «В числе тридцати или сорока детей находился один мальчик… Он был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали…» _____________________________________
9) . Кому принадлежат слова?
«Вишь, чёртова баба! Как опарила! Как будто свинью перед Рождеством! Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в жупанах!» ___________________________
2) «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою…» ____________________
2 часть
10. Определите вид рифмы в данном четверостишии.
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
А. Опоясывающая
Б. Перекрестная
В. Парная
11. Соотнесите термин и определение
1 )сказка | а) образное определение предмета |
2) гипербола | б) рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях |
3) летопись | в) специально подобранная фраза с трудно выговариваемым набором звуков |
4) скороговорка | г) созвучие окончаний стихотворных строк |
5) басня | д) начальные или заключительные строки басни |
6) мораль | е) стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий мораль |
7) рифма | ж) один из жанров древнерусской литературы. |
8) эпитет | з) устное народное творчество |
9) сравнение | и) чрезмерное преувеличение |
10) фольклор | к) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
12. Как называется эта композиционная часть народной сказки?
«И стали они жить дружно, в любви и согласии»
_________________________________________________________
13. Как называется средство выразительности речи (выделено жирным шрифтом) в предложении: «Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихрь, с санками по скрипучему снегу» ___________________________________________________
14. Назовите три рода литературы:
1) ______________________________________________
2)______________________________________________
3)______________________________________________
3 часть
1. Напишите ответ на один из вопросов в виде связного текста из 5-6 предложений
1) Какое из прочитанных в 5 классе произведений вам показалось самым интересным? Почему?
2). Какие нравственные уроки Вы извлекли из прочитанных произведений?
2*. Напишите вопросы, какие Вы бы задали героям прочитанных произведений, если бы смогли с ними встретиться.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2** Закончи предложения:
1) Задания для меня показались____________________, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________
2)На уроках литературы я научился_____________________________
____________________________________________________________
Мне было интересно _______________________________________
____________________________________________________________
4) Мне захотелось____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературе за I полугодие (5 класс)
ФИ________________________________________________________
II вариант
1. Дописать имя и отчество поэтов и писателей
а) Крылов__________________________________________________,
б) Пушкин _________________________________________________,
в) Лермонтов _______________________________________________
г) Ломоносов________________________________________________
2. Назовите первого баснописца.
А) И. А. Крылов
Б) А. С. Пушкин
В) Н. В. Гоголь
Г) Эзоп
3. Придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения, называется _________________
4. Кто из писателей посвятил свою сказку племяннику Алексею, назвал своего героя Алёшей, и самого его и звали Алексеем?_________________________________________________
5. Соотнесите автора и название произведения.
1) Н.В.Гоголь | А) «Свинья под дубом» |
2) А.С.Пушкин | Б) « Бородино» |
3) М.Ю.Лермонтов | В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
4) И.А.Крылов | Г) «Кубок» |
5) Н.А.Некрасов | Д) «Крестьянские дети» |
6) В.А.Жуковский | Е) «Заколдованное место» |
6. Вставьте пропущенную фамилию писателя:
Родился ______________________ в 1821 году в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Вошел в сознание народа как заступник народа, выступал против крепостного права.
7. Определите, из какого произведения приведенные строки:
«Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка брат мусью!» __________________________________________
«Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц…»
_________________________________________________________
«Все уроки знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так, что не могли надивиться чрезвычайным его успехам» _________________________________
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; да только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»
________________________________________________________
«И все безответны…вдруг паж молодой смиренно и дерзко вперед; Он снял епанчу, и снял пояс он свой; Их молча на землю кладет…» ______________________________________________
8. Узнайте героя по описанию:
1) «Идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит»
_________________________________________________
2) «Умел говорить он по-печенежски, и принимали его за своего...»
__________________________________________________________
9. Кому принадлежат слова?
«Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс ощетинился?»
_________________________________________________________
«Твоя нескромность причиною, что я осуждён носить эти цепи, но не плачь..! Твои слёзы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде».
____________________________________________________________
2 Часть
10. Определите вид рифмы в данном четверостишии.
Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку |
А. Опоясывающая
Б. Перекрестная
В. Парная
11. Соотнесите термин и определение
1) басня | а) созвучие окончаний стихотворных строк |
2) гипербола | б) стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий мораль |
3) эпитет | к) специально подобранная фраза с трудно выговариваемым набором звуков |
4) мораль | г) образное определение предмета |
5) сказка | д) начальные или заключительные строки басни |
6) скороговорка | е) рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях |
7) сравнение | ж) чрезмерное преувеличение |
8) летопись | з) устное народное творчество |
9) рифма | и) один из жанров древнерусской литературы. |
10) фольклор | к) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
12. Как называется эта композиционная часть народной сказки?
"В некотором царстве, в некотором государстве"
__________________________________________________________
13. Как называется средство выразительности речи (выделено жирным шрифтом) в предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами»
__________________________________________________________
14. Назовите три рода литературы:
1) ______________________________________________
2)______________________________________________
3)______________________________________________
(приведите примеры*)
3 часть
1. Напишите ответ на один из вопросов в виде связного текста из 5-6 предложений
1) Какое из прочитанных в 5 классе произведений вам показалось самым интересным? Почему?
2). Какие нравственные уроки Вы извлекли из прочитанных произведений?
2*. Напишите вопросы, какие Вы бы задали героям прочитанных произведений, если бы смогли с ними встретиться.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2** Закончи предложения:
1) Задания для меня показались____________________, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________2) На уроках литературы я научился____________________________
____________________________________________________________
3)Мне было интересно _______________________________________
____________________________________________________________
4) Мне захотелось____________________________________________
___________________________________________________________