СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический материал ОГЭ "Бактерии и вирусы"

Категория: Биология
Тема: Вирусы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический вариант для подготовки к ОГЭ по теме "Вирусы и бактерии"

Просмотр содержимого документа
«Тематический материал ОГЭ "Бактерии и вирусы"»

Тематический вариант ОГЭ - 9 класс по теме:

«Бактерии и вирусы».

Часть 1.

При выполнении заданий 1-8 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.


1. Какой цифрой обозначена кольцевая ДНК?

1

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4



2

3

4


2. Какую часть клетки из перечисленных нельзя увидеть в электронный микроскоп, изучая бактериальную клетку?

1) ядро

2) рибосому

3) хромосому

4) клеточную стенку

3. Какие бактерии считают «санитарами» планеты?

1) уксуснокислые

2) клубеньковые

3) гниения

4) молочнокислые

4. Бактерии размножаются путём:

1) слияния половых клеток

2) образования спор

3) деления надвое

4) митоза

5. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты 2) бактерии 3) прокариоты 4) вирусы


6. Изучите график, фазы развития бактериальной популяции. Определите фазу активного роста.

1) I 2) II 3) III 4) IV


7. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь

Объект

Процесс

СПИД

Вирусная болезнь

Бактериальная болезнь

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) гепатит 2) туберкулез

3) грипп 4) бешенство


8. Верны ли следующие утверждения о жизнедеятельности бактерий?

А. Образование спор у бактерий служит не для размножения и расселения, а для перенесения неблагоприятных условий.

Б. Подвижных бактерий в природе не существует.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


Ответом к заданиям 9-13 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа.

9 . Какие признаки характерны для большинства представителей царства Бактерии? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) существование во всех средах обитания

2) способность образовывать микоризу

3) получение энергии с помощью брожения

4) половое размножение

5) способность образовывать споры

6) наличие в клетках ядра

10. Известно, что туберкулёзная палочка вид микроскопических, аэробных,

болезнетворных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1)Размер организма составляет 1 -10 мкм, а диаметр 0,2 - 0,6 мкм.

2) При температуре 23 °C во влажном и тёмном месте сохраняется до 7 лет.

3) Для своего развития нуждается в наличии кислорода.

4) Неподвижный и не образующий спор организм.

5) Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентраций по обе стороны клеточной мембраны.

6) Является паразитическим организмом


11. Установите соответствие между формой жизни и признаком обьекта, для которого она характерна: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


Признаки обьекта Форма жизни

А) наличие рибосом 1) вирусы

Б) неклеточная форма жизни 2) бактерии

В) не имеют собственного обмена веществ

Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) клеточная форма жизни



12. Установите последовательность этапов проникновения бактериофага в клетку хозяина и дальнейшее его развитие. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Бактериофаг вводит в клетку свой генетический материал

  2. Бактериофаг присоединяется к клетке и вводит в неё полый стержень

  3. Самовоспроизведение (репликация) ДНК вируса

  4. ДНК бактериофага встраивается в ДНК клетки и блокирует её

  5. Бактериальная клетка гибнет, новые бактериофаги выходят наружу.

  6. В цитоплазме клетки начинается синтез белков вируса

13. Прочтите текст и вставьте в него пропущенные термины. Ответ запишите в виде цифр в порядке вставки их в текст.

БАКТЕРИИ

Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится
в __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромосома ядра 2) аэроб 3) кольцевая хромосома

4) анаэроб 5) ложноножка 6) спора 7) жгутик 8) циста


Часть 2.

Для записи ответов на задания части 2 (14-16) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


Прочитайте текст и выполните задание 14.

ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, – они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт. Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

14. Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?


15. Пользуясь таблицей «Заболевание краснухой на территории России», ответьте на следующие вопросы:

1) Какая существует зависимость между вакцинацией и заболеваемостью?

2) На сколько прививки уменьшили заболеваемость краснухой?

3) Нужно ли делать прививки?


Заболеваемость краснухой в России в период с 1996 – 2008г.


16. Проблема ВИЧ / СПИДа заслуживает пристального внимания. Человек имеет риск заболеть этим заболеванием, но для этого необходимо знать факторы риска и уметь их контролировать.

Какие меры могут быть использованы для профилактики распространения ВИЧ? Назови не менее двух мер профилактики этого заболевания.

Ответы к тематическому варианту ОГЭ - 9 класс по теме:

«Бактерии и вирусы»

Ответы к заданиям части 1

Задания 1 – 8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

3

3

4

3

2

1

Задания 9 – 13

9

10

11

12

13

135

145

1.бвд 2. аге

214365

4673


10. 136. Из перечисленных предложений, которые описывают туберкулёзную палочку, необходимо выбрать те, которые соответсвуют условиям: аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, бо­лез­не­твор­ный. 1.Мик­ро­ско­пи­че­ский: раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2−0,6 мкм. 3.Аэроб­ный: для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да. 6.Бо­лез­не­твор­ный: ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом.

Ответы к заданиям части 2

14. Элементы ответа

1)необходимо добавить в молоко культуру молочнокислых бактерий, тепло

2)при расщеплении молочного сахара.

3)энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ

15. Элементы ответа.

1. В результате исследования мы выяснили: чем выше интенсивность вакцинации, тем ниже пик заболеваемости.

2. На 100%

3. Да. В современном мире один из основных способов борьбы с болезнями — это вакцинация. Чем больше людей ввели вакцину против болезни, тем меньшее количество людей может заразиться, и тем меньше шанс у этой болезни распространиться до уровня эпидемии.

16. Элементы ответа.

Основные меры профилактики. Любые варианты ответов:

1.Первичная профилактика ВИЧ заключается в создании условий, препятствующих проникновению вирусов в кровь и организм.(правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; правильный образ жизни)

2.Вторичной профилактики направлены на предотвращение провоцирующих развитие иммунодефицита заболеваний. (Использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов, переливание крови)

3.Основными средствами третичной профилактики являются информационные буклеты, социальные ролики, билборды. Только если данная информация будет постоянно напоминать человеку о том, что он не застрахован от заражения, меры профилактики ВИЧ-инфекции будут эффективными. ( Проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое подставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!