СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект ...

Просмотр содержимого документа
«Тематический план»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Шашки – лучшая игра!»


Цель:

создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.



Задачи:

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.



Ход занятия

Организационный этап

Педагог: Добрый день. Продолжаем изучение блока «Шашки» нашей дополнительной общеобразовательной программы.

Реклама

Актуализация знаний и умений

Педагог: Ваша группа поделена на две команды, сейчас вы вспомните основные понятия в шашках и посоревнуетесь командами. Участники команд по очереди будут отвечать на вопросы и получать баллы для своей команды.

Вопросы:

  1. Что означает термин «преимущество»?

  2. Что означает термин «жертва»?

  3. Как называются шашечные дороги? (Диагонали).

  4. Как называется самая длинная диагональ из 8 клеток? (Большая дорога).

  5. Как называется одинаковая пара диагоналей из 7 клеток? (Двойник).

  6. Как называются диагонали, параллельные «Большой дороге»? (Тройник).

  7. Как называются остальные диагонали? (Косяк).

  8. Какой главный закон в шашках? (Бить обязательно)

  9. Если после побития шашка оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, может ли она не бить её? (Обязана бить)

  10. Когда шашка может двигаться назад? (При бое шашки противника).

Мотивация, подведение к теме занятия

Педагог: Перед вами ребус. Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано. Команда, отгадавшая первой, получает балл (на доску помещается ребус).



(ответ: Задачи на 2-3 хода).

Педагог: Мы с вами уже решали простые шашечные задачи, находя верное решение в один ход. Но в шашках возникают позиции, в которых возможно найти выигрышное решение не в 1 ход, а в несколько ходов. Вы знаете, как это делать? (нет). Значит, сформулируйте сами тему нашего занятия. (Решение шашечных задач в 2-3 хода).

Вы умеете решать и придумывать шашечные задачи в 2-3 хода? (нет) Значит, какая цель у вас сегодня? (..) Правильно, ваша цель – научиться решать шашечные задачи в 2-3 хода. И ещё мы попробуем сами придумать такие задачи.

Основной этап (Новая тема)

4.1. Педагог: Внимание на 1-ю позицию на шашечной доске (демонстрация позиции на магнитной доске). У кого преимущество? (…)



Задание для всех: выяснить, кто победит?

Белые: b2, c3, f2, g1, g3. Черные: c5, c7, e5, e7, g5, g7.

(ход белых, найдите выигрыш).

Если дети находят верное решение, то показывают на доске, либо педагог демонстрирует верное решение:

1-я позиция – решение: 1. с3 – d4 e5 : e1 2. g3 – f4 g5 : e3. Выигрыш.

4.2. Педагог: Внимание на 2-ю позицию на шашечной доске. У кого преимущество?

Белые: b6, c5, d4, g3. Черные: a7, b2, е7, g5, g7.

Задание для всех: ход белых, найдите выигрыш.



Реклама



Если дети находят верное решение, то показывают на доске, либо педагог демонстрирует верное решение:

2-я позиция – решение: 1. c5 – d6 e7 : e3 2. g3 – f4 a7 : c5. Выигрыш.

Педагог: Подведём маленький итог о решении представленных задач.

— Что вы делали для решения? (Жертвовали шашки).

— Сколько было жертв? (Две).

— Вы жертвовали любые шашки? (Нет. Определённые).

— Получается, что вы делали? (Жертвовали несколько шашек в определённой последовательности). Серия жертв в определённой последовательности называется комбинацией – это новое для вас понятие.

Закрепление

Работа в парах

Педагог: Имея представление о комбинации, найдите выигрыш белыми в предложенной 1-ой шашечной позиции:



Белые: c1, d4, f2, h4. Черные: c7, d6, e7, f6, g5, h2.

Пара, справившаяся быстрее, представляет верное решение по ходам.

(решение: 1.f2 – g3 h2 : f4 2.d4 – e5 f6 : d4 3.h4 : f2. У белых дамка и простая против двух простых чёрных. Выигрыш.)

Работа в группах

Педагог: Поработаем в группах. Вот вам 2-я позиция:

Белые: c3, d2, d4, h4. Черные: b6, e7, f4, f6, g5.

(2-я позиция – решение: 1.d2 – e3 f4 : b4 2. d4 – e5 f6 : e4 3. h4 : e5 Выигрыш).

Творческое задание

Педагог: Составьте в группах шашечные позиции, в которых возможен выигрыш после второго хода. Искать возможные ходы в ваших составленных позициях будут оппоненты, а вы будете искать комбинации в позициях, которые вам предложат ваши соперники.

Первая группа составляет позицию для решения второй группе, а вторая группа для первой.



Конспект проведения турнира по шашкам среди детей старшего дошкольного возраста

Протокол шашечных соревнований.

п\п



Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.


п\п

Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.


п\п

Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.


п\п

Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.

Протокол шашечных соревнований.

Протокол шашечных соревнований.

Протокол шашечных соревнований.

Протокол шашечных соревнований.

п\п

Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.

Арбитры:

Заведующий д/с __________________________

Зам. зав. по ВМР_________________________

Материалы:

  1.  Набор шашек по количеству играющих (1 набор на 2 ребёнка)

  2.  5 дипломов победителей.

  3.  Подарки – призы (по числу участников игры).

  4.  Бейджики на каждого ребёнка с указанием имени ребёнка.

  5.  Протоколы игры.

  6.  Набор карточек с цифрами от 1 – 10 для жеребьевки – 2 комплекта

  7.  Столы / стулья — 5/20 шт.

  8.  Музыка: фанфары на начало шашечного турнира, торжественная музыка для приветствия Шашечной Дамы.

  9.  Костюм для Шашечной Дамы.

Цель:

создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.



Задачи:

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Заранее познакомить наблюдателей за шашечным турниром с правилами проведения турнира.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.







Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить зал для проведения мероприятия.

Правила шашечного турнира

Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, фиксируют число побед каждого участника. Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры. Продолжительность турнира 60 минут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!