СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план работы подгрупповых занятий в логопункте ДОО с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированный план работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-6-летнего возраста по формированию и развитию навыков фонематического анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«Тематический план работы подгрупповых занятий в логопункте ДОО с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»













Тематический план коррекционно-образовательной
и развивающей деятельности
по преодолению фонетико-фонематического недоразвития
(ФФН)
у детей в старшей группе в условиях логопедического пункта ДОУ.

Старшая группа,
подгрупповое занятие один раз в неделю.









Подготовила:
учитель-логопед
Жукова В.А.











2021-2022 год.

Пояснительная записка
к тематическому плану коррекционно-образовательной
и развивающей деятельности
по преодолению ФФН у детей в старшей группе
в условиях логопедического пункта ДОУ.

В основу плана коррекционно-развивающей работы логопедического пункта ДОУ положена логопедическая работа (перспективное планирование) по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе из «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе». Авторы программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Тематический план составлен в соответствии с программой, но адаптирован к условиям работы с детьми с ФФН в условиях логопедического пункта ДОУ - наполняемость логопункта составляет 25 человек. Исходя из этого, подгрупповые (тематические) занятия проводятся один раз в неделю согласно расписанию, заверенному заведующим ДОУ. Содержание плана коррекционно-развивающих занятий обеспечивает овладение детьми с речевыми нарушениями фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, развития лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

В тематическом плане коррекционно-развивающих занятий
не отражена работа по следующим группам звуков: свистящие, шипящие, соноры. Так как эти звуки чаще всего оказываются нарушенными, поэтому работа с ними проводится согласно индивидуальным маршрутам (планам логопедической работы), т.е. формирование правильного произношения и интенсивное развитие фонематического восприятия реализуются параллельно.

Список методических пособий, литературы:

  1. «ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ». Авторы программы: Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина.

  2. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

  3. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  4. Агранович З.Е. в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодолению недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

  5. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.

  6. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

  8. Распечатка методического пособия с интернет-источника (https://www.liveinternet.ru/users/2709653/post338989282) Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.

  9. 9. Авторское методическое пособие «Игровая». Отдельные страницы опубликованы на сайте

  10. https://multiurok.ru/files/trienazhior-priedloghi-1-1.html

  11. Авторские презентации логопедических занятий в старшей группе по формированию и развитию позиционного, звукового и слогового анализа и синтеза. Публикации на сайте https://multiurok.ru/logopynkt-detki/files/prezentatsii-k-zaniatiiam-ood-v-starshei-gruppe/?&publish=1

  12. И другая литература по общей и коррекционной педагогике.

п/п

Тема занятия

Основное содержание работы по преодолению нарушений фонетико-фонематического недоразвития, недостаточной сформированности фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
Дополнительно: развитие лексико-грамматических категорий языках-минутках в играх с мячом, развитие связной речи.

1.

Звук [А]

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова. Практическое усвоение понятия «слово». Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение понятия «звук». Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных в И.п. (игра «Один-много»).

2.

Звук [У]

Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение понятия «гласный звук». Закрепление навыка полного ответа на вопрос «Что это?», «Кто это?». Практическое усвоение понятия «предложение». Падежные конструкции – предлог У. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У (игра «Что/кто у тебя»).

3.

Звук [И]

Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение символа гласного звука – красная фишка. Согласование притяжательных местоимений мой, мои, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе (игра «Чей это предмет?»).

4.

Звук [О]

Выделение ударного гласного звука в начале слова. Деление слов по слогам. Развивать слуховое внимание детей к слоговой наполняемости слов. Различение односложных и многосложных слов. Практическое усвоение понятия «слог».

5.

Звуки
[А, У, И, О]

Выделение последнего ударного гласного звука в конце слова. Практическое усвоение схемы слова. Имена собственные и их уменьшительные формы (игра «Назови ласково»). Знакомство с буквой А.

6.

Звуки
[А, У, И, О]

Выделение гласного звука в односложном слове, типа мак, суп, кит, кот. Практическое усвоение понятия «середина слова». Падежные конструкции – Винительный падеж существительных в единственном и множественном числе (игра «Я вижу»). Знакомство с буквой У.

7.

Звуки
[А, У, И, О]

Выделение гласного звука в начале, середине, конце слова.

Расширение глагольного словаря: образование и сопоставление глаголов 1-го лица ед. и мн. числа настоящего времени (игра «Послушный ребёнок» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой И.

8.

Звуки
[А, У, И, О]

Выделение гласного звука в начале, середине, конце слова.

Расширение глагольного словаря: образование и сопоставление глаголов 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего времени (игры «Что спросила мама?», «Дружные ребята» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой О.

9.

Звук [М]

Выделение согласного звука в конце слова. Практическое усвоение понятия «согласный звук», символа согласного звука – синяя фишка, работа по схеме слова. Осуществление анализа и синтеза обратного слога (АМ, УМ).

Расширение глагольного словаря: изменение глаголов настоящего времени 1-го лица ед. и мн. числа на глаголы 3-го лица (игра «Расскажи о нём» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.).

10.

Звук [М]


Выделение согласного звука в начале слова. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога (МУ-УМ). Расширение глагольного словаря: спряжение глаголов ХОЧУ, МОГУ с личными местоимениями я, ты, он, она, они, мы, вы (игра «Измени предложение»).

11.

Звук [М]

Выделение согласного звука в середине слова. Нарицательные существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Падежные конструкции – Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе (игра «Чего не стало?»). Падежные конструкции – предлог НА.

12.

Звук [Мь]

Выделение согласного мягкого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «мягкий звук». Слуховая дифференциация звуков [М-Мь]. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Знакомство с буквой М.

13.

Звук [П]

Выделение согласного твёрдого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «твёрдый звук». Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Расширение глагольного словаря, закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов мужского и женского рода единственного и множественного числа (игра «Он, она, они» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Падежные конструкции – предлог ПОД.

14.

Звук [Пь]

Выделение согласного мягкого звука в начале, середине, конце слова. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Согласование числительных один, одно, одна, два, две с существительными. Закрепление навыка согласования существительных с количественными числительными (игра «Посчитай от 1 до 5»). Знакомство с буквой П.

15.

Звук [Б]

Выделение согласного твёрдого звука в начале, середине слова. Практическое знакомство с понятием «звонкий звук». Звуковой анализ и синтез односложных слов БУМ, БОМ, БАМ. Закрепление навыка образования относительных прилагательных (игра «Из чего сделано»). Падежные конструкции – предлоги НА-ПОД.

16.

Звук [Бь]

Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ односложного слова БИМ. Закрепление навыка образования относительных прилагательных (игра «Вкусная игра» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Б.

17.

Звук [Д]

Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ и синтез односложного слова ДОМ. Закрепление умения подбирать однокоренные слова.

Падежные конструкции – предлог В.

18.

Звук [Дь]

Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой и слоговой анализ двусложного слова (имени) ДИМА. Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительными (игра «Какой по счёту?»). Знакомство с буквой Д.

19.

Звук [Ы]

Выделение гласного звука в середине, конце слова. Деление слов по слогам. Звуковой анализ и синтез односложного слова ДЫМ. Знакомство с буквой Ы. Падежные конструкции – предлоги В-НА-ПОД.

20.

Звук [Т]

Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «глухой звук». Звуковой и слоговой анализ и дифференциация слов: ТОМ - ДОМ. Составление короткого рассказа по серии картин «Зима». Падежные конструкции – предлог ЗА.

21.

Звук [Ть]

Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой и слоговой анализ слов: ПИТЬ, МЫТЬ. Актуализация глагольной лексики, закрепление навыка употребления глаголов в настоящем и будущем времени (игра «Сегодня и завтра» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Т. Составление короткого рассказа по серии картин «Зимние забавы».

22.

Звук [К]

Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов КОТ, ТОК; двусложного слова УТКА. Падежные конструкции – предлог К.

23.

Звук [Кь]

Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов КИТ, ТИК. Знакомство с буквой К.

24.

Звук [Н]

Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов СОН, ТОН. Падежные конструкции – предлог ОТ. Работа с деформированным предложением (игра «Слова разбежались»).

25.

Звук [Нь]

Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов КОНЬ, КОНИ. Составление рассказа по серии картин «Весна» (закрепление на индивидуально-подгрупповых занятиях). Знакомство с буквой Н.

26.

Звук [В]

Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов ВАТА. Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Закрепление навыка употребления предлогов: предлоги ОТ-К (по мотивам сказки «Колобок»).

27.

Звук [Вь]

Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова: ВИНТ. Составление рассказа по серии картин «Весна» (закрепление). Знакомство с буквой В.

28.

Звук [Ф]

Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова ФАНТ, ШКАФ. Падежные конструкции – предлог ПО. Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.).

29.

Звук [Фь]

Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова ФИЛИН. Падежные конструкции – предлог ПЕРЕД (игра «Игровая»). Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Ф.

30.

Звук [Г]

Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Составление рассказа по серии картин. Падежные конструкции – предлог ОКОЛО (игра «Игровая»).

31.

Звук [Гь]

Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Составление рассказа по серии картин. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»). Знакомство с буквой Г.

32.

Звук [Х]

Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Актуализация словаря антонимов. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»).

33.

Звук [Хь]

Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Актуализация словаря антонимов. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»). Знакомство с буквой Х.

34.

Контрольное занятие.

Закрепление полученных навыков.



В итоге логопедической работы дети с речевыми нарушениями должны:

  • Чётко дифференцировать все изученные звуки: [А, У, И, О, Ы], [М]-[Мь], [П]-[Пь], [Б]-[Бь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [К]-[Кь], [Н]-[Нь], [В]-[Вь], [Ф]-[Фь], [Г]-[Гь], [Х]-[Хь];

  • Называть последовательность, количество и порядок слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;

  • Составлять звуковые (графические) схемы слов;

  • Составлять слова из заданной последовательности звуков;

  • Овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, составлении рассказов по серии картин;

  • Познакомятся с образом букв на материале изученных звуков.


















Уважаемые родители! Список детей, зачисленных на занятия к учителю-логопеду, находится у воспитателей группы.

На индивидуальных занятиях дети будут учиться правильному произношению проблемных звуков (свистящие, шипящие, Р, Л, Ль), а на подгрупповых  занятиях будут  осваивать непростой, но интересный мир звуковой культуры.

 В итоге (конец учебного года в старшей группе) логопедической работы дети с речевыми нарушениями будут уметь и знать:
• Чётко дифференцировать все изученные звуки: [А, У, И, О, Ы], [М]-[Мь], [П]-[Пь], [Б]-[Бь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [К]-[Кь], [Н]-[Нь], [В]-[Вь], [Ф]-[Фь], [Г]-[Гь], [Х]-[Хь];
• Называть последовательность, количество и порядок слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
• Составлять звуковые (графические) схемы слов;
• Составлять слова из заданной последовательности звуков;
• Овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, составлении рассказов по серии картин;
• Познакомятся с образом букв на материале изученных звуков. 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!