Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
2021-2022 год.
В основу плана коррекционно-развивающей работы логопедического пункта ДОУ положена логопедическая работа (перспективное планирование) по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе из «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе». Авторы программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Тематический план составлен в соответствии с программой, но адаптирован к условиям работы с детьми с ФФН в условиях логопедического пункта ДОУ - наполняемость логопункта составляет 25 человек. Исходя из этого, подгрупповые (тематические) занятия проводятся один раз в неделю согласно расписанию, заверенному заведующим ДОУ. Содержание плана коррекционно-развивающих занятий обеспечивает овладение детьми с речевыми нарушениями фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, развития лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.
«ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ». Авторы программы: Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина.
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Агранович З.Е. в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодолению недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Распечатка методического пособия с интернет-источника (https://www.liveinternet.ru/users/2709653/post338989282) Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.
9. Авторское методическое пособие «Игровая». Отдельные страницы опубликованы на сайте
https://multiurok.ru/files/trienazhior-priedloghi-1-1.html
Авторские презентации логопедических занятий в старшей группе по формированию и развитию позиционного, звукового и слогового анализа и синтеза. Публикации на сайте https://multiurok.ru/logopynkt-detki/files/prezentatsii-k-zaniatiiam-ood-v-starshei-gruppe/?&publish=1
И другая литература по общей и коррекционной педагогике.
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание работы по преодолению нарушений фонетико-фонематического недоразвития, недостаточной сформированности фонематического восприятия у детей с нарушениями речи. Дополнительно: развитие лексико-грамматических категорий языках-минутках в играх с мячом, развитие связной речи. |
1. | Звук [А] | Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова. Практическое усвоение понятия «слово». Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение понятия «звук». Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных в И.п. (игра «Один-много»). |
2. | Звук [У] | Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение понятия «гласный звук». Закрепление навыка полного ответа на вопрос «Что это?», «Кто это?». Практическое усвоение понятия «предложение». Падежные конструкции – предлог У. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У (игра «Что/кто у тебя»). |
3. | Звук [И] | Выделение ударного гласного звука в начале слова. Практическое усвоение символа гласного звука – красная фишка. Согласование притяжательных местоимений мой, мои, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе (игра «Чей это предмет?»). |
4. | Звук [О] | Выделение ударного гласного звука в начале слова. Деление слов по слогам. Развивать слуховое внимание детей к слоговой наполняемости слов. Различение односложных и многосложных слов. Практическое усвоение понятия «слог». |
5. | Звуки [А, У, И, О] | Выделение последнего ударного гласного звука в конце слова. Практическое усвоение схемы слова. Имена собственные и их уменьшительные формы (игра «Назови ласково»). Знакомство с буквой А. |
6. | Звуки [А, У, И, О] | Выделение гласного звука в односложном слове, типа мак, суп, кит, кот. Практическое усвоение понятия «середина слова». Падежные конструкции – Винительный падеж существительных в единственном и множественном числе (игра «Я вижу»). Знакомство с буквой У. |
7. | Звуки [А, У, И, О] | Выделение гласного звука в начале, середине, конце слова. Расширение глагольного словаря: образование и сопоставление глаголов 1-го лица ед. и мн. числа настоящего времени (игра «Послушный ребёнок» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой И. |
8. | Звуки [А, У, И, О] | Выделение гласного звука в начале, середине, конце слова. Расширение глагольного словаря: образование и сопоставление глаголов 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего времени (игры «Что спросила мама?», «Дружные ребята» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой О. |
9. | Звук [М] | Выделение согласного звука в конце слова. Практическое усвоение понятия «согласный звук», символа согласного звука – синяя фишка, работа по схеме слова. Осуществление анализа и синтеза обратного слога (АМ, УМ). Расширение глагольного словаря: изменение глаголов настоящего времени 1-го лица ед. и мн. числа на глаголы 3-го лица (игра «Расскажи о нём» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). |
10. | Звук [М] | Выделение согласного звука в начале слова. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога (МУ-УМ). Расширение глагольного словаря: спряжение глаголов ХОЧУ, МОГУ с личными местоимениями я, ты, он, она, они, мы, вы (игра «Измени предложение»). |
11. | Звук [М] | Выделение согласного звука в середине слова. Нарицательные существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Падежные конструкции – Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе (игра «Чего не стало?»). Падежные конструкции – предлог НА. |
12. | Звук [Мь] | Выделение согласного мягкого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «мягкий звук». Слуховая дифференциация звуков [М-Мь]. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Знакомство с буквой М. |
13. | Звук [П] | Выделение согласного твёрдого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «твёрдый звук». Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Расширение глагольного словаря, закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов мужского и женского рода единственного и множественного числа (игра «Он, она, они» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Падежные конструкции – предлог ПОД. |
14. | Звук [Пь] | Выделение согласного мягкого звука в начале, середине, конце слова. Осуществление анализа и синтеза прямого и обратного слога. Согласование числительных один, одно, одна, два, две с существительными. Закрепление навыка согласования существительных с количественными числительными (игра «Посчитай от 1 до 5»). Знакомство с буквой П. |
15. | Звук [Б] | Выделение согласного твёрдого звука в начале, середине слова. Практическое знакомство с понятием «звонкий звук». Звуковой анализ и синтез односложных слов БУМ, БОМ, БАМ. Закрепление навыка образования относительных прилагательных (игра «Из чего сделано»). Падежные конструкции – предлоги НА-ПОД. |
16. | Звук [Бь] | Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ односложного слова БИМ. Закрепление навыка образования относительных прилагательных (игра «Вкусная игра» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Б. |
17. | Звук [Д] | Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ и синтез односложного слова ДОМ. Закрепление умения подбирать однокоренные слова. Падежные конструкции – предлог В. |
18. | Звук [Дь] | Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуковой и слоговой анализ двусложного слова (имени) ДИМА. Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительными (игра «Какой по счёту?»). Знакомство с буквой Д. |
19. | Звук [Ы] | Выделение гласного звука в середине, конце слова. Деление слов по слогам. Звуковой анализ и синтез односложного слова ДЫМ. Знакомство с буквой Ы. Падежные конструкции – предлоги В-НА-ПОД. |
20. | Звук [Т] | Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Практическое знакомство с понятием «глухой звук». Звуковой и слоговой анализ и дифференциация слов: ТОМ - ДОМ. Составление короткого рассказа по серии картин «Зима». Падежные конструкции – предлог ЗА. |
21. | Звук [Ть] | Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой и слоговой анализ слов: ПИТЬ, МЫТЬ. Актуализация глагольной лексики, закрепление навыка употребления глаголов в настоящем и будущем времени (игра «Сегодня и завтра» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Т. Составление короткого рассказа по серии картин «Зимние забавы». |
22. | Звук [К] | Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов КОТ, ТОК; двусложного слова УТКА. Падежные конструкции – предлог К. |
23. | Звук [Кь] | Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов КИТ, ТИК. Знакомство с буквой К. |
24. | Звук [Н] | Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине, конце слова. Звуковой анализ и синтез односложных слов СОН, ТОН. Падежные конструкции – предлог ОТ. Работа с деформированным предложением (игра «Слова разбежались»). |
25. | Звук [Нь] | Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов КОНЬ, КОНИ. Составление рассказа по серии картин «Весна» (закрепление на индивидуально-подгрупповых занятиях). Знакомство с буквой Н. |
26. | Звук [В] | Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов ВАТА. Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Закрепление навыка употребления предлогов: предлоги ОТ-К (по мотивам сказки «Колобок»). |
27. | Звук [Вь] | Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова: ВИНТ. Составление рассказа по серии картин «Весна» (закрепление). Знакомство с буквой В. |
28. | Звук [Ф] | Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова ФАНТ, ШКАФ. Падежные конструкции – предлог ПО. Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). |
29. | Звук [Фь] | Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слова ФИЛИН. Падежные конструкции – предлог ПЕРЕД (игра «Игровая»). Приставочные глаголы (игра «Подскажи словечко» - смотреть: сборник Новиковская О.А. Логопедическая грамматика и т.д.). Знакомство с буквой Ф. |
30. | Звук [Г] | Выделение согласного твёрдого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Составление рассказа по серии картин. Падежные конструкции – предлог ОКОЛО (игра «Игровая»). |
31. | Звук [Гь] | Выделение согласного мягкого звонкого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Составление рассказа по серии картин. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»). Знакомство с буквой Г. |
32. | Звук [Х] | Выделение согласного твёрдого глухого звука в начале, середине, конце слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Актуализация словаря антонимов. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»). |
33. | Звук [Хь] | Выделение согласного мягкого глухого звука в начале, середине слова. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Актуализация словаря антонимов. Падежные конструкции – предлоги НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ОКОЛО (игра «Игровая»). Знакомство с буквой Х. |
34. | Контрольное занятие. | Закрепление полученных навыков. |
Чётко дифференцировать все изученные звуки: [А, У, И, О, Ы], [М]-[Мь], [П]-[Пь], [Б]-[Бь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [К]-[Кь], [Н]-[Нь], [В]-[Вь], [Ф]-[Фь], [Г]-[Гь], [Х]-[Хь];
Называть последовательность, количество и порядок слов в предложении, слогов и звуков в словах;
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
Составлять звуковые (графические) схемы слов;
Составлять слова из заданной последовательности звуков;
Овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, составлении рассказов по серии картин;
Познакомятся с образом букв на материале изученных звуков.
На индивидуальных занятиях дети будут учиться правильному произношению проблемных звуков (свистящие, шипящие, Р, Л, Ль), а на подгрупповых занятиях будут осваивать непростой, но интересный мир звуковой культуры.