Всего по дисциплине аудиторной нагрузки: 72 часов (36 – теоретические занятия,36 – практические занятия)
Час. | Содержание (Темы занятий) | Домашнее задание |
1-й семестр |
2/2 | Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии | Повторить конспект |
2/4 | Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности | Повторить конспект |
2/6 | Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке | Повторить конспект |
2/8 | Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы | Повторить конспект |
2/10 | Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование | Повторить конспект |
2/12 | Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных | Повторить конспект |
2/14 | Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико¬-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. | Повторить конспект |
2/16 | Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. | Повторить конспект |
2/18 | Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений | Повторить конспект |
2-й семестр |
2/20 | Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции | Повторить конспект |
2/22 | Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий | Повторить конспект |
2/24 | Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы | Повторить конспект |
2/26 | Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | Повторить конспект |
2/28 | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов | Повторить конспект |
2/30 | Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи | Повторить конспект |
2/32 | Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет | Повторить конспект |
2/34 | Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь | Повторить конспект |
2/36 | Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические). Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности | Повторить конспект |
Час. | Содержание | Домашнее задание |
1-й семестр |
2/2 | Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/4 | Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/6 | Принципы русской орфографии | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/8 | Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся | Стр. 43, упр. 56 |
2/10 | Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок | Стр. 92, упр. 190 |
2/12 | Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/14 | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных | Стр. 77, упр. 144 |
2/16 | Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности. | Тренировочное задание |
2-й семестр |
2/18 | Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ | Тренировочное задание |
2/20 | Правописание окончаний и суффиксов глаголов. | Стр. 79, упр. 153 (2) |
2/22 | Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. | Стр. 79-80, упр. 156 |
2/24 | Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ | Стр. 80, упр. 157 |
2/26 | Знаки препинания в простом предложении | Стр. 161, упр. 326 |
2/28 | Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении | Стр. 163, упр. 333 |
2/30 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат | Стр. 173, упр. 359 |
2/32 | Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/34 | Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) | Выполн. задание, указ. в конспекте |
2/36 | Виды документов в конкретной специальности. | |