ВВЕДЕНИЕ Веселый детский смех.. Что может быть радостнее для родителей, бабушек и дедушек, да и вообще, всех окружающих, включая и нас - педагогов. Но, к сожалению, иногда случается, что жизнь малыша трагически обрывается в огне пожара. И, чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям навыков осторожного обращения с огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и правилам поведения при их возникновении. Основная часть Поскольку в последнее время уже довольно много появилось опытов традиционной организации работы по пожарной безопасности, я не буду на этом останавливаться, а более подробно расскажу о том, как мы организовали работу с детьми средней группы "Быстрые ручейки”. В соответствии с теми требованиями, которые нам диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ "Об Образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс и какими проблемами занимается) обязано: обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка: обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности; помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса; привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт; реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; обеспечить эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей. Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса. Именно это мы и попытались сделать, взяв за основу совместную проектировочную деятельность детей, родителей и педагогов.
Тема проекта "Злой и добрый огонь” (работа над которым длилась с 1 сетября по 2 октября 2017 г.) была инициирована самими детьми, они же придумали и название темы. Основанием для выбора темы послужила информация детей, которые увидели пожар по пути домой из детского сада и информация воспитателей о том, что ежегодно в нашем городе, области, стране происходит большое количество пожаров, огонь которых уничтожает не только огромные материальные ценности, но и является причиной гибели сотен людей, в том числе и детей. На утреннем сборе дети под руководством педагога проанализировали, что они знают по данной теме; что хотели бы узнать; что надо сделать для того, чтобы узнать. В результате заполнили таблицу 1:
Таблица 1 Что мы знаем? | Что мы хотели бы узнать? | Что надо сделать для того, чтобы узнать? | * Из спички вылетают искры огня, и все может загореться. (Аня Н.). | * Как можно потушить костер в лесу? (Костя К.) | * Прочитать в книгах.(Вероника П.) | * Нельзя баловаться спичками и зажигалками. (Кирилл К.) | * Чем можно тушить пожар дома? (Алена П.) | * Посмотреть передачу по телевизору. (Ваня К.) | * Уходя из леса, после себя надо тушить костер. Рома Б.) | * Отчего бывает огонь? (Даниил П.) | * Пригласить настоящего пожарного. (Кристина Ш) | На огне можно готовить обед. (Руслан Х.) | * Как пожарные тушат огонь? (Алена П) | * Спросить у мамы с папой. (Кирилл К.) | * Если забыть потушить огонь, будет пожар. (Даниил П) | * Как надо себя вести, когда загорится огонь? (Анна Н.) | * Поговорить в центрах о пожарах. (Миша А.) | * Пожарные нужны, чтобы тушить пожар. (Руслан Д) | * Какую пользу приносит огонь? (Лера П.) | * Что нужно пожарным для тушения пожара? (Сережа К.) | * В деревне надо следить за печкой, чтобы не было пожара. (Лера П.) | * Почему пожарные машины красные? (Кирилл К.) | * Пожар надо тушить огнетушителем. (Ваня К.) | * Бензин очень сложно потушить. (Даниил Т) | *Как надо вести себя, чтобы не случился пожар? (Аня Н.) | |
Выявив объем знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы и приемы, материал) На утреннем сборе проводили беседы со всей группой фронтально по теме проекта: дети приобретали знания о работе пожарных; о пожарной технике, атрибутике; о правилах поведения во время пожара; о правилах профилактики пожаров (моделировали ситуации, читали литературу, проводили элементарные опыты и т.д.). На один из утренних сборов была приглашена инспектор пожарной части, она провела беседу с детьми (очень большой интерес вызвала рассматривание костюма пожарного). По окончании утреннего сбора дети небольшими подгруппами (по 3-5 человек) расходились по центрам активности: центр познания, математики, литературы, искусства, сюжетно-ролевой игры, где продолжалась работа по теме в малых группах. Например: в центре познания дети повторяли правила пожарной безопасности, рассуждали о содержании работы пожарных, вспоминали последовательность действий при вызове пожарных, практически отрабатывали эти действия: набирали номер 101, называли свою фамилию, имя, адрес, место загорания, номер домашнего телефона (о последовательности этих действий напоминали картинки-символы). В центре литературы дети сочиняли реалистическую историю, например, они придумали историю под названием "Спички детям не игрушка”. Воспитатель предложила детям поиграть в эту историю. Дети обговорили, какие атрибуты можно изготовить самим, что сделают родители и педагоги, что необходимо купить, какие предметы -заместители можно использовать сейчас. Распределили роли и приступили к обыгрыванию в центре сюжетно-ролевой игры. В центре искусства дети рисовали иллюстрации к создаваемой ими книге "Правила пожарной безопасности”. В центре математики дети определяли из каких цифр и в какой последовательности составляется номер вызова пожарной охраны 101. В каждом центре с детьми находился взрослый. По ходу работы проект корректировался. Работа над темой проекта была окончена, когда каждый ребенок посетил все центры активности, и дети получили ответы на все свои вопросы По окончании работы над проектом провели итоговое занятие «Если В доме начался пожар»
Занятие по ОБЖ ТБ "Если в доме начался пожар" | | Программное содержание: Учить детей не теряться в экстренной ситуации, действовать активно, быстро и решительно. Развивать способность делать собственные умозаключения. Закрепить знания номера телефона пожарной охраны. Воспитывать осторожность в обращении с опасными предметами. Материал: Диск с мультфильмом «Кошкин дом», телефон, салфетки на каждого ребенка. Предварительная работа: Беседа о профессии пожарных. Работа с родителями: Выучить с детьми домашний адрес. Ход занятия Показ мультипликационного фильма «Кошкин дом». Остановка просмотра после пожара. Воспитатель. Ребята вам понравился мультфильм? Дети. Да? Воспитатель. Ребята скажите, почему загорелся дом? Дети. Дом загорелся из-за того, что дворник забыл закрыть печь, искорка упала на пол, поэтому начался пожар. Воспитатель. Правильно, молодцы! А что стала делать кошка, когда начался пожар? Какие были ее действия? Дети. Кошка хотела спасти свою мебель. Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, правильное она решение приняла спасать мебель? Дети. Нет! Воспитатель. Конечно, нет! Помните, что ей сказал пожарный, когда Кошка просила гостей ей помогать спасать мебель? Дети. Пожарный сказал, «спасайся сама, не то сгоришь». Воспитатель. А как вы думаете, дети, что нужно делать, если вы увидели небольшое пламя? Дети. Нужно его потушить. Вызвать пожарных. Воспитатель. Правильно! Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды, если это не электроприбор. Но бывают такие ситуации, когда огонь распространяется очень быстро и подручными средствами его не потушить. Как тогда нужно поступать? Дети. Надо выбегать из дома. Воспитатель. Совершенно верно. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. Вот почему так важно чтобы каждый ребенок знал свой адрес дома и номера экстренных служб. Какой номер телефона пожарной охраны? Дети. 01 Воспитатель. Кто хочет попробовать вызвать по телефону пожарную охрану? (вызывается ребенок. Он звонит в пожарную охрану четко называет свою фамилию имя, адрес возгорания.) Воспитатель. Вы обратили внимание, когда у кошки начался пожар то кошка начала кашлять, от чего начала она кашлять? Дети. От дыма. Воспитатель. Правильно! При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Надо намочить тряпку выжать ее и поднести к носу и рту и через нее дышать. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше. А для того чтобы вы это запомнили, мы с вами потренируемся, как нужно все это выполнять. Воспитатель предлагает взять по салфетке идти и намочить под краном, выжать, поднести к носу и рту и, опустившись на корточки вернуться к стульчикам обратно. (Выполнение детьми.) Воспитатель хвалит детей за правильное выполнение. Воспитатель. Скажите, кошка послушалась пожарных? Дети. Да! Она выпрыгнула на растянутый пожарными полог. Воспитатель. Правильно, ребята. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Воспитатель. Все выводы, которые мы с вами сделали, они называются правилами пожарной безопасности. Давайте их вспомним еще раз. Ответы детей. | , где дети показали не только теоретические знания, но и действовали практически. Подход к организации работы с семьей по проблеме пожарной безопасности в нашей группе тоже отличается от традиционного. Мы поняли, что . никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать: Именно эти три условия мы и взяли за основу. Прежде всего, мы совместно с детьми поместили информационный лист для родителей, обозначив тему нового проекта совместной деятельности детей, родителей и педагогов. А именно: "Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки. Дети выбрали (и дали название) тему нового проекта "Добрый и злой огонь”. Основанием для выбора темы послужила информация детей, которые увидели пожар по пути домой из детского сада и информация воспитателей о том, что ежегодно в нашем городе, области, стране происходит большое количество пожаров, огонь которых уничтожает не только огромные материальные ценности, но и является причиной гибели сотен людей, в том числе и детей. Мы уже немного знаем о том, что огонь приносит пользу и наносит вред. Но нам хотелось бы более подробно узнать, когда огонь - друг, когда - враг(?), кто такие пожарные и чем они занимаются(?), чем тушат пожары(?), какие правила надо соблюдать, чтобы избежать пожара(?), какие действия надо предпринять при возникновении пожара? Помогите нам, пожалуйста, в этом разобраться. Ждем ваших предложений и помощи по реализации проекта. Дети и воспитатели группы Ёлочка". Здесь же, в родительском уголке, поместили заполненную таблицу 1. Таким образом, мы проинформировали родителей, какая тема заинтересовала детей, что у детей есть небольшой объем знаний по теме, раскрыли перед ними перспективу работы над проектом. Обратную связь осуществляли через индивидуальные беседы и новые информационные листы. Выслушав предложения родителей по планированию проекта и, выяснив какую помощь они могут оказать, составили план участия родителей в его реализации. План участия родителей в реализации проекта "Злой и добрый огонь” Содержание деятельности | Ответсвенные | Знакомство с проектом "Злой и добрый огонь” | все родители | Внесение предложений по реализации проекта | все родители | Работа в центрах активности . | Закарчевная ЕЕ Паняева Н В | | | Рисунки на тему Злой и добрый огонь” | желающие | Подготовить эмблемы к итоговому занятию. | все родители | Почитать детям дома литературу по теме проекта. | все родители | Беседовать с детьми по теме проекта. | все родители | Помочь подготовить проведение итогового занятия. | по возможности | Участие в проведении итогового занятия. | Закарчевная ЕЕ Паняева Н В | Родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании результатов, приобретают необходимые знания, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. Я уже сказала выше, что получить положительные результаты по обучению детей правилам пожарной безопасности возможно только совместными усилиями педагогов и родителей. Я думаю, что предложенный нами опыт работы по пожарной безопасности с детьми 4-5 лет (совместная проектировочная деятельность детей, родителей и педагогов) можно использовать в любом детском саду. |