ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
С ПЕДАГОГАМИ
Тренинг с педагогами «Если ребенок отказывается от игр с другими детьми»
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Ига «Карусель»
Цель: Стимулировать положительные эмоции, умение вступать в контакт.
Ход: Участники образуют два круга: внешний и внутренний. По сигналу (музыка) идут навстречу друг другу. По второму сигналу (прекращение музыки) останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу и говорят какое-либо приветствие, свое качество или настроение (например, «Привет Лена!», «Я энергична!», «Я взволнована!»). (Ведущий поясняет, что при проведении игры с детьми можно передвигаться в рассыпную, и по окончании музыки, оказавшемуся рядом нужно сказать что-то приятное: комплимент, доброжелательную фразу; можно здороваться спинками, пальцами, локтями)
2. МИНИ – ЛЕКЦИЯ «Предпосылки развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время суть социального запроса к системе образования заключается в воспитании человека, способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим. Поэтому в содержании компетентностно – ориентированного образования актуально выделение социально - коммуникативной компетентности, которая включает:
«ребенок-взрослый»;
умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
умение с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим, личностным, профессиональным) других людей;
умение получать необходимую информацию в общении;
умение выслушать другого и прийти к общему решению;
умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
умение отстаивать свою точку зрения в общении;
умение принимать помощь;
умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Дети 5-6 л. Уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Большинство маленьких детей пытается установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками, и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умении е решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим («Я знаю!»).
Одним из компонентов социально - коммуникативной компетентности является умение сотрудничать. Сотрудничество
Многие исследователи (М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина) отмечали, что первооснова сотрудничества более интенсивно формируется на ступени старшего дошкольного возраста. Так как именно в этот период потребность в общении и взаимодействии с окружающими выражается: во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений; в эмоционально нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений; в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников или взрослых и вовлечение их в общение и совместную деятельность; в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.
Таким образом, все указанные особенности старшего дошкольного возраста создают реальную основу для развития сотрудничества в этот период.
3. УПРАЖНЕНИЕ «Портрет особого ребенка, отказывающегося от деятельности с другими детьми»
Цель: Выявить причины нарушения взаимодействия с другими детьми ребенка «с особенностями».
Ход: группа делится на 5 подгрупп. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет особого ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей. Участники подгрупп
совместно выбирают черты, которые свойственны одной из категорий детей, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребенка: агрессивного, гиперактивного, застенчивого, замкнутого и ребенка с низкой самооценкой. После чего подгруппа
отвечают на вопрос: «Какой компонент коммуникативных способностей отсутствует у данной категории детей?»
Намечают пути преодоления трудностей во взаимодействии определенной категории детей со сверстниками и взрослыми.
После чего каждая из подгрупп выносит результаты своей работы на всеобщее обсуждение.
Перечень характерных особенностей детей
Слишком говорлив.
Отказывается от коллективной игры.
Чрезмерно подвижен.
Имеет высокие требования к себе.
Не понимает чувств и переживаний других людей.
Ощущает себя отверженным.
Имеет низкую самооценку.
Часто ругается со взрослыми.
Создает конфликтные ситуации.
Чрезмерно подозрительный.
Вертится на месте.
Постоянно контролирует свое поведение.
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.
Сваливает вину на других.
Беспокоен в движениях.
Часто спорит со взрослыми.
Суетлив.
Часто теряет контроль над собой.
Импульсивен.
Часто дерется.
Часто предчувствует «плохое».
Самокритичен.
Не может адекватно оценить свое поведение.
Имеет мускульное напряжение.
Имеет плохую координацию движений.
Опасается вступать в новую деятельность.
Часто специально раздражает взрослых.
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.
Робко здоровается.
Толкает, ломает, рушит все кругом.
Чувствует себя беспомощным.
4. ИГРА «Непослушные шарики»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Ход: Игра проводится в 3 подгруппах под музыкальное сопровождение. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя замкнутую фигуру любой формы. Каждой команде тренер выдает 1-5 воздушных шарика одного цвета. Задача участников любыми способами, но не расцепляя рук, удержать шарики в воздухе как можно дольше. (На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т.д.) Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики. По окончании игры проводится обсуждение.
5. УПРАЖНЕНИЕ «Игры на взаимодействие детей»
Цель: Создать картотеку игр, направленных на взаимодействие детей разного возраста.
Ход: Группа делится на 3 подгруппы, каждая из них подбирает игры, направленные на взаимодействие детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста друг с другом. Затем каждая подгруппа представляет свой список игр для обсуждения всеми участниками тренинга, в ходе чего он корректируется и дополняется. После обсуждения по желанию участников можно поиграть в одну из малознакомых игр.
6. МИНИ – ЛЕКЦИЯ «Модели сотрудничества»
Совместно- индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок- участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Освоение детьми совместно-индивидуальной модели сотрудничества обеспечит развитие у дошкольников умений принимать общую цель деятельности, участвовать в элементарном планировании, действуя параллельно, рядом с партнером, сохраняя необходимый темп и ритм деятельнсти, в конце работы совместно оценить итоговый результат.
Совметно – последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого. Освоение содержания совместно-последовательной модели сотрудничества позволит сформировать у дошкольников умения координировать, регулировать совместные действия, поддерживая единый темп и ритм работы, а сотрудничество будет отличаться большей открытостью, полнотой, непринужденностью.
Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенно опыта совместной работы, с другой, - открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. Сначала дети работают в парах или в подгруппах, а затем между ними осуществляется взаимодействие для достижения общего результата. За счет освоения и использования совместно-взаимодействующей модели обобщается и структурируется приобретенный детьми опыт сотрудничества. Сотрудничество предполагает обязательное участие каждого ребенка, и включение его доли в совместный результат. Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества включает в себя многосторонние связи участников в совместной деятельности при их чередовании и комбинировании.
Модели сотрудничества осваиваются последовательно с использованием общей стратегии:
Формирование представлений о данной модели сотрудничества на основе анализа инсценированных проблемных ситуаций сотрудничества. В результате чего у детей накапливается опыт обсуждения и решения совместной задачи с применением модели как потребности в необходимом способе решении совместной задачи.
Введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание модели сотрудничества.
Закрепление представлений о модели происходит в процессе решения детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности реализации компонентов, составляющих модель (проблемные ситуации с намеренной ошибкой).
Практикование дошкольников в применении модели сотрудничества на разном образовательном содержании занятий.
7. УПРАЖНЕНИЕ «Создание ситуаций сотрудничества на занятиях»
Цель: Закрепить знания различных моделей сотрудничества, упражнять в их использовании в разных видах занятий.
Ход: Группа делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа разрабатывает краткое содержание любого вида занятия, с использованием определенной модели сотрудничества: совместно- индивидуальной, совместно – последовательной, совместно – взаимодействующей. Результаты работы каждой подгруппы выносятся на совместное обсуждение.
8. УПРАЖНЕНИЕ «Подарок соседу»
Цель: Высказывание благодарности участникам тренинга, которые на протяжении нескольких часов находились рядом.
Ход: Каждый участник тренинга получает чистый лист и в течении пяти минут пишет или рисует что-нибудь памятное (пожелание, напутствие, комплимент) своему соседу слева.
9. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Цель: подведение итогов, формирование запросов педагогов на следующий учебный год.
Ход: Участники тренинга по кругу передают мяч и каждый говорит о своих ощущениях, полученных при проведении совместной работы, о своих ожиданиях и запросах на следующий учебный год.
Литература
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.