Тематический урок всероссийской акции «Урок Цифры»
Цели тематического урока акции «Урок Цифры»:
сфокусировать внимание школьников на перспективном направлении развития ИТ-индустрии, каковым на сегодняшний день является искусственный интеллект как область научного знания;
Ранняя профориентация. «Урок цифры» помогает с самоопределением и смыслообразованием школьников, их ранней профориентацией через развитие мотивации к самореализации в ИТ-индустрии;
Развитие цифровой грамотности.«Урок цифры» с помощью онлайн-тренажера позволяет школьникам получить уникальный опыт создания программного кода.
Развитие навыков командной работы. «Урок цифры» позволяет продемонстрировать преимущества продуктивной коммуникации учеников, способствовать формированию навыков их работы в команде.
Задачи:
Образовательная:
познакомить школьников с современными направлениями и концепциями развития информационных технологий и программирования; предоставить обучающимся информацию о работе ИТ-компаний и ИТ-специалистов, необходимых им ресурсов, знаний, умений и навыков, а также информацию о возможностях для самообразования и развития школьников при выборе ИТ направления в качестве профессиональной деятельности.
показать, что работа в IT-индустрии и профессия программиста - это интересно, увлекательно, престижно и перспективно;
Развивающая:
развитие интереса к предмету, информационной культуры; развитие способности анализировать и обобщать, а также развитие навыков командной работы.
создать условия для повышения мотивации и увлечь как можно большее число обучающихся изучением информатики и программирования (в том числе и тех, кто пока не приступал к изучению данных дисциплин в рамках школьной программы);
Воспитательная:
создать ситуацию успеха (положительный опыт) изучения программирования для каждого участника акции;
формирование навыков самоорганизации;
способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
воспитание самостоятельности и сотрудничества в коллективе.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии игрового обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа и работа в группах с онлайн-тренажером.
Оборудование:
компьютер
звуковое и проекционное оборудование;
видеолекция «Как создается будущее»;
интерактивная доска;
компьютеры для каждого обучающегося с возможностью выхода в интернет.
Предварительная подготовка учителя: изучение методических материалов на сайте мероприятия «Урок цифры» (http://урокцифры.рф); написание конспекта, создание презентации, создание теста, подготовка видеофрагмента.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение и т.п.
Основные образовательные результаты:
предметные:
освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект», «искусственный интеллект», «нейронные сети», «метод проектов», «аджаил», «модель водопада», «итерационная модель»;
практические навыки реализации основных алгоритмов;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других учащихся, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
План урока:
1. Вводная часть: общий рассказ учителя о том, что, как и зачем будетпроисходить на уроке, а также демонстрация сайта «Урока цифры»(~5 минуты);
2. Просмотр учебного видеоролика и ответы команд на вопросы по нему(~15 минут);
3. Обсуждение просмотренного видеоролика и полученной информации
4. Практическая работа по программированию с тренажером на сайте акции(~15 минут).
5. Подведение итогов урока (~5 минут).
Ход урока
Вводная часть: общий рассказ учителя о том, что, как и зачем будет происходить на уроке, а также демонстрация сайта «Урока цифры». Организационный момент (проверка присутствующих) – (5 минут)
«Здравствуйте, сегодня у нас будет не совсем обычный урок, но с его форматом вы уже знакомы. Год назад мы с вами участвовали во всероссийской акции «Час кода», кто-нибудь помнит, в чем заключался тот урок?
Сегодня мы с вами проводим урок, связанный с акцией «Урок цифры». Цель тематического урока акции «Урок Цифры» определяется основным слоганом и темой акции: «Как создается будущее». «Урок цифры» — это не просто всероссийский образовательный проект! Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, Лаборатории Касперского, Кодвардса и Mail.RuGroup, а также от Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».Основная идея акции «Урок Цифры» может быть выражена в виде трех главных тезисов:
Во-первых, для успешной самореализации очень важно раннее профессиональное самоопределение, которое должно стать побудительным мотивом в погружение тех предметных областей, которые связаны с будущей профессией. Это одно из условий профессиональной самоидентификации, которое может быть выражено тезисом: «Хочешь быть успешным, учись программировать (планировать) будущее!». И начинать это делать нужно в школе с изучения математики, физики, информатики.
Во-вторых, одной из задач акции «Урок Цифры» является привлечение внимания к различным областям профессиональной деятельности в ИТ-индустрии, где особое внимание уделено именно программированию: «Программирование - это знание и навыки, которые сегодня помогают нам изобретать и преобразовывать окружающий мир, делая жизнь людей лучше».
В-третьих, широта представления сфер деятельности, в которых за счет программирования (появления программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т.п.) улучшены условия и повысилась эффективность деятельности, появились новые возможности: «Информационные технологии помогают человеку в профессиональной самореализации во всех сферах!»
Совместный просмотр видеолекции (15 минут) с комментариями и обсуждением во время пауз.
Опрос после просмотра видеолекции
Какие озвученные технологии вам знакомы? Дайте короткое определение тем технологиям, о которых вы услышали впервые.
В чем важно разбираться и что понимать, чтобы реализовывать технологичные проекты и быть успешным в будущем?
Как на ваш взгляд может выглядеть будущее, в котором используются новые технологии?
Работа с онлайн-тренажером (15 минут)
Следующий этап нашего урока – работа с онлайн-тренажером. Как и в прошлые годы была разработана игра, с ней мы с вами сейчас и познакомимся. Особенностью нового онлайн тренажера является тот факт, что для вас доступен текстовый редактора кода, который позволяет написать программу собственноручно с клавиатуры, позволяя почувствовать себя самым настоящим программистом.
Задача данного этапа урока — тренинг: в увлекательной форме через игру вам показывают основные принципы программирования и дают возможность закрепить их на практике. При работе с тренажером вам предлагается сюжетная формулировка задачи с четко прогнозируемой целью.
Сейчас вы садитесь за компьютеры и приступаете к выполнению заданий. Сама игра у вас уже открыта.
Все задания тренажера построены на основе практикоориентированного подхода по принципу дидактической спирали:
первоначальное знакомство с определенными понятиями (характеристиками, свойствами объектов и т.п.) или видами деятельности через выполнение конкретных практических заданий;
развитие содержания обучения на качественно новой основе (более подробное изучение понятий и объектов с включением некоторых новых функций и свойств).
Задания тренажера имеют определенную структуру, соответствующую общим целям проведения урока. Каждый интерактивный блок (уровень) онлайн тренажера, входящий в структуру, имеет определенное методическое значение и, так или иначе, ориентирован на развитие навыков самообразования, творчества, познавательной и личностной рефлексии обучающихся.
Рефлексия и подведение итогов (5 минут)
Дополните предложения:
на этом занятии мы освоили …
сегодня мы научились …
мне было сложно …
я понял, что … я планирую …