Тематическийвоспитательныйчас
«ПервыйкосмонавтпланетыЗемля»
Цели и задачи мероприятия:
Расширить представления школьников о космосе, космонавтике
Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.
Развивать логическое мышление, память и внимание,моторику рук 4. Научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук плакат Космос, кроссворд, штатив
Материалы: комплекты аппликации для каждого обучающегося (клей, макет фигурки космонавта из бумаги, фломастеры)
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в космическое пространство. Но сначала - хочу задать вам вопрос, какой праздник отмечается 12 апреля? -Правильно, день космонавтики.
Слайд 2
Именно этому событию и посвящено наше мероприятие
«Первый космонавт планеты Земля», но об этом чуть позже.
А сейчас поговорим немного о космосе. Что такое космос, как вы думаете? Космос – это все, что существует за чертой атмосферы Земли. Речь идет о вакууме, расположенном между планетами, спутниками и звездами, который также называют космической средой. Ребята, на какой планете Солнечной системы есть жизнь? -“Конечно, на Земле!”-скажите вы. На других планетах ученые так и не смогли обнаружить условия для существования человека.
Слайд 3. Ребята, кто знает сколько планет существует в солнечной системе?
Внимательно посмотрим на слайд. Ближе всех к Солнышку Меркурий. Он
самый маленький из всей семьи и очень похож на Луну. За ним кружится
сестричка Венера. Она по размерам почти такая же, как наша Земля, но
всегда-всегда укрыта облаками. Третья от Солнца – наша Земля. А за ней по
своему пути (по орбите, как говорят ученые) плывет красный пыльный Марс.
Пятая планета – самая большая в нашей Солнечной системе. Ее зовут
Юпитер. За ним идет Сатурн со своими великолепными кольцами (это
просто множество маленьких и больших камней кружатся вокруг планеты),
лежебока–Уран (он как будто лежит на боку на своей орбите) и голубой
Нептун.
Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – планеты–гиганты, то есть, они очень-
очень большие. Большие по сравнению с Землей. Но все равно они намного
меньше Солнца.
Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы, а какие летающие предметы встречались вам в сказках? Ответы детей (ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа Бабы-Яги) - Молодцы, но это было в сказках. В природе же никакой волшебной силы нет. Зато есть другая сила - могучая сила притяжения. Люди издавна завидовали птицам, им очень хотелось подняться в небо. Слайд 4. И вскоре, они всё-таки нашли способ оторваться от Земли, сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. Это был воздушный шар братьев Монгольфье. В 1783 году человек впервые поднялся в небо. Но полёт полностью зависел от ветра. Это неудобно. Слайд 5. Снова задумались люди: «Чтобы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?» И придумали дирижабль. Но и у него были свои недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью. Изобретатели продолжали думать, на чём же можно подняться в небо. Слайд 6. Придумали самолёт. Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от Земли, не могли подняться высоко летали медленно и только около аэродрома. Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными. А может ли на самолете добраться до Луны или отправиться на другие планеты? Нет конечно. Нужен аппарат с особым двигателем. Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? Слайд 7. И придумали ракету, которая могла бы состоять из нескольких ступеней в которых находились двигатели и основной запас топлива. Такая ракета запросто могла лететь уже за пределы земли. Такую ракету, предложил создать один ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он назвал её ракетным поездом. Слайд 8. И вот первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством академика Сергея Павловича Королёва. Она вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года. Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? И Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, могут приспособиться к жизни без тяжести. |
,
Слайд 9. Чтобы убедиться в этом, для полёта в космос стали готовить сначала собак. Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту. Пассажира звали Лайка - это первая собака, которая отправилась в космическое пространство.
Но, первыми собаками которые вернулись из космоса живыми были Белка и Стрелка.
Так убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо? А главное, можно ли работать в космосе?
На все эти вопросы мог ответить только человек, побывавший на орбите.
Слайд 10. И вот 60 лет назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и
гордость.Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты «Земля» устремился к звездам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство. Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днём космонавтики.
Слайд11. Кто же такой Гагарин, почему именно он первым полетел в космос?
Слайд 12. Юрий Гагарин – советский летчик, родился в обыкновенной крестьянской семье,был третьим из четырёх детей, способный и любознательный юноша, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.
После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву. Поступил в ремесленное училище одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Позже поступил в индустриальный техникум. Имел крепкую семью и двоих дочерей.В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей. Тут он и увлёкся небом, самолетами и космосом. Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове. В 1959 году Гагарин дослужил до чина старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 1-го класса. В то время уже рассматривались кандидатуры для полёта в космос и Гагарин был одним из тех, кто хотел полететь за пределы земли. Вскоре его кандидатуру рассмотрели и дали согласие на полёт.
Слайд13. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.
Слайд 14. 2 апреля 1961 года осуществился взлет на космическом корабле «Восток». Его знаменитая фраза «Ну, поехали!» стала легендарной. Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось из-за неполадок с оборудованием. Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Гагарин благополучно спустился с атмосферы.
Слайд 15. Юрий Алексеевич превратился в звезду всемирного масштаба. 14 апреля 1961 года состоялось грандиозное празднество в честь космонавта. Летчик-космонавт стал образцом и легендой не только для жителей СССР, он почетный гражданин заграничных городов и международный общественный деятель. Юрий Алексеевич открыл новую страницу в исследовании космоса и стал символом развития советской науки и авиации. К сожалению, жизнь Гагарина оборвалась очень рано в молодом возрасте. 27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и по неизвестным причинам совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли.
Именем Гагарина названы: |
| Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», Город Гагарин (бывший Гжатск), Кратер на обратной стороне Луны, астероид №1772, Площадь в Москве, где стоит памятник космонавту, Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком). Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина. |
Воспитатель: Ребята, а сейчас подведём итог нашего мероприятия и выясним кто внимательно слушал наш воспитательный час разгадывая кроссворд. «Космический кроссворд» |
| 1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга. 2.Её видно только ночью. Самая большая планета. Самая ближайшая звезда, видимая днем 5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство. 6. На каком космическом корабле Ю.Гагарин побывал впервые в космосе. |
7. Спутник Земли. |
.
Государственное общеобразовательное учреждение «Горловская санаторная школа-интернат№9»
Тематическийвоспитательныйчас
«ПЕРВЫЙКОСМОНАВТПЛАНЕТЫЗЕМЛЯ»
Подготовила и провела воспитатель 5-го класса Гулида М.В.
2021г.