Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Новая, д. 1.
Тел. 8(496 51) 52272, 8(49651) 51802
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 18
____________Бабарина И.Г.
«___» августа 2019г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Шахматы»
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
1 уровень программы базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2019-2020
Класс 2 «Б»
Учитель Кривденко Ирина Леонидовна
2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» познавательной направленности разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина "Шахматы в школе" (печатается по изданию "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая". М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
В МБОУ СОШ №18 выбрана данная программа, так как игра в шахматы оказывает огромное влияние на умственное развитие: расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Игра в шахматы развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность.
Занятия во втором классе проводятся 1 раз в неделю, всего – 34 учебных часа.
Цель и задачи программы.
Цель:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Шахматы» (2 класс).
Личностные:
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели
видеть и осознавать свои ошибки;
критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе;
умение уважать соперника;
знать нормы этикета при игре в шахматы;
умения мобилизировать, и концентрировать внимание,
ценить время и проявлять самостоятельность в принятии решений.
Метапредметные:
обогащение представления об окружающем мире;
привитие любви к учению в целом;
решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях.
Содержание программы, формы и виды деятельности.
Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;
использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
применение на уроках нестандартных заданий и игр;
преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;
разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;
установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.
Основные формы и виды деятельности:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Содержание программы.
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план | Дата факт. | Тема занятия | Кол-во теор. за-нятий | Кол-во практ за-нятий | Форма проведения |
1 | 04.09 | | Повторение изученного материала. | 1 | | Просмотр фильма |
2 | 11.09 | | Повторение изученного материала. | | 1 | Дидактические задания и игры |
3 | 18.09 | | Краткая история шахмат. | 1 | | Чтение дид.сказки |
4 | 25.09 | | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | | Дидактические задания и игры |
5 | 02.10 | | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 | | Дидактические задания и игры |
6 | 09.10 | | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | | Просмотр мультфильма |
7 | 16.10 | | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | | 1 | Дидактические задания и игры |
8 | 23.10 | | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | | 1 | Дидактические задания и игры |
9 | 06.11 | | Ценность шахматных фигур. Защита. | | 1 | Просмотр мультфильма |
10 | 13.11 | | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 | | Дидактические упражнения |
11 | 20.11 | | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | | 1 | Дидактические задания и игры |
12 | 27.11 | | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | | 1 | Дидактические упражнения |
13 | 04.12 | | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | | 1 | Дидактические задания и игры |
14 | 11.12 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | | 1 | Дидактические упражнения |
15 | 18.12 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | | 1 | Дидактические задания |
16 | 25.12 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | | 1 | Дидактические задания и игры |
17 | | | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | | 1 | Дидактические упражнения |
18 | | | Матовые комбинации. Тема завлечения. | | 1 | Дидактические задания и игры |
19 | | | Матовые комбинации. Тема блокировки. | | 1 | Дидактические упражнения |
20 | | | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | | 1 | Тренировочные упражнения в паре |
21 | | | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | | 1 | Тренировочные упражнения в паре |
22 | | | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | | 1 | Тренировочные упражнения в паре |
23 | | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | | 1 | Тренировочные упражнения в паре |
24 | | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | | 1 | Дидактические задания |
25 | | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | | 1 | Дидактические задания |
26 | | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | | 1 | Дидактические задания |
27 | | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | | 1 | Дидактические задания |
28 | | | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | | 1 | Дидактические задания |
29 | | | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | | 1 | Дидактические задания |
30 | | | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | | Дидактические задания |
31 | | | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | | 1 | Дидактические задания |
32 | | | Повторение программного материала | | 1 | Игра |
33 | | | Повторение программного материала | | 1 | Игра |
34 | | | Повторение программного материала | | 1 | Игра |
| | | итого | 7 | 27 | |
По окончанию второго года обучения учащиеся
смогут узнать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года дети смогут научиться:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Результативность изучения курса:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме диагностических заданий и упражнений;
итоговый контроль - шахматный турнир между учащимися 1-х классов.
Учебно-методическое обеспечение
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Учебник Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.2007.
Материально-техническое обеспечение
простые и цветные карандаши;
– альбомы;
– аудио- и видеозаписи;
- технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, персональные компьютеры, электронные приложения, аудиомагнитофон, СD/DVD-проигрыватель, телевизор
- учебные: столы, доска, демонстрационная подставка
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от «___» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________Геращенко А.В.
«___» августа 2017 г.
26