СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Шахматы".

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Новая, д. 1.

Тел. 8(496 51) 52272, 8(49651) 51802



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 18

____________Бабарина И.Г.

«___» августа 2019г.








Рабочая программа


по внеурочной деятельности «Шахматы»

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)

1 уровень программы базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)




Учебный год: 2019-2020


Класс 2 «Б»


Учитель Кривденко Ирина Леонидовна













2019 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» познавательной направленности разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина "Шахматы в школе" (печатается по изданию "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая". М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

В МБОУ СОШ №18 выбрана данная программа, так как игра в шахматы оказывает огромное влияние на умственное развитие: расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Игра в шахматы развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность.

Занятия во втором классе проводятся 1 раз в неделю, всего – 34 учебных часа.

Цель и задачи программы.

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Шахматы» (2 класс).

Личностные:

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

  • проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели

  • видеть и осознавать свои ошибки;

  • критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе;

  • умение уважать соперника;

  • знать нормы этикета при игре в шахматы;

  • умения мобилизировать, и концентрировать внимание,

  • ценить время и проявлять самостоятельность в принятии решений.

Метапредметные:

  • обогащение представления об окружающем мире;

  • привитие любви к учению в целом;

  • решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

  • использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях.

Содержание программы, формы и виды деятельности.

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

  • выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;

  • использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);

  • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;

  • применение на уроках нестандартных заданий и игр;

  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;

  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;

  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;

  • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;

  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

Основные формы и виды деятельности:

  • 1. Практическая игра.

  • 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • 4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • 5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Содержание программы.

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата план

Дата факт.

Тема занятия

Кол-во теор. за-нятий

Кол-во практ за-нятий

Форма проведения

1

04.09


Повторение изученного материала.

1


Просмотр фильма

2

11.09


Повторение изученного материала.


1

Дидактические задания и игры

3

18.09


Краткая история шахмат.

1


Чтение дид.сказки

4

25.09


Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1


Дидактические задания и игры

5

02.10


Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1


Дидактические задания и игры

6

09.10


Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1


Просмотр мультфильма

7

16.10


Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.


1

Дидактические задания и игры

8

23.10


Ценность шахматных фигур. Способы защиты.


1

Дидактические задания и игры

9

06.11


Ценность шахматных фигур. Защита.


1

Просмотр мультфильма

10

13.11


Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1


Дидактические упражнения

11

20.11


Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.


1

Дидактические задания и игры

12

27.11


Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.


1

Дидактические упражнения

13

04.12


Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.


1

Дидактические задания и игры

14

11.12


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.


1

Дидактические упражнения

15

18.12


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.


1

Дидактические задания

16

25.12


Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.


1

Дидактические задания и игры

17



Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.


1

Дидактические упражнения

18



Матовые комбинации. Тема завлечения.


1

Дидактические задания и игры

19



Матовые комбинации. Тема блокировки.


1

Дидактические упражнения

20



Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.


1

Тренировочные упражнения в паре

21



Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».


1

Тренировочные упражнения в паре

22



Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.


1

Тренировочные упражнения в паре

23



Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.


1

Тренировочные упражнения в паре

24



Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.


1

Дидактические задания

25



Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия


1

Дидактические задания

26



Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.


1

Дидактические задания

27



Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.


1

Дидактические задания

28



Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.


1

Дидактические задания

29



Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.


1

Дидактические задания

30



Типичные комбинации в дебюте.

1


Дидактические задания

31



Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).


1

Дидактические задания

32



Повторение программного материала


1

Игра

33



Повторение программного материала


1

Игра

34



Повторение программного материала


1

Игра




итого

7

27








По окончанию второго года обучения учащиеся

смогут узнать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.


К концу 2 учебного года дети смогут научиться:

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.



Результативность изучения курса:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме диагностических заданий и упражнений;

  • итоговый контроль - шахматный турнир между учащимися 1-х классов.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  3. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  4. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  5. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

  6. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  7. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  8. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  9. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

  10. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  11. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  13. Учебник Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.2007.

Материально-техническое обеспечение

  • наборы шахмат и шахматные доски;

    • простые и цветные карандаши;

    • – альбомы;

    • – аудио- и видеозаписи;

    • - технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, персональные компьютеры, электронные приложения, аудиомагнитофон, СD/DVD-проигрыватель, телевизор

    • - учебные: столы, доска, демонстрационная подставка













СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

№ 1 от «___» августа 2017 г.







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Геращенко А.В.

«___» августа 2017 г.






26