СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование "Музыка и пение" 8 вид

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 23 города Димитровграда Ульяновской области»




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей музыки

г. Димитровграда протокол № 1

от _______ 2018 руководитель МО

__________О.Р. Шиндейкина

Заместитель директора по УВР

____________Н.П. Старухина

«_____»_____________ 2018 г.

Директор МБОУ «СШ № 23»

_____________М.П. Хуртина

«_____»__________ 2018 г.


Приложение к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с УО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (обучение на дому)


Наименование курсов: Музыка

Класс : 4К Иванькова Виктория

Учитель Соловых Инна Николаевна

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часа в год, 1 час в неделю

Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва: « Просвещение», 2013 год.




Рабочую программу составила: _______/ И.Н. Соловых







1.Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2011 год).


Цель данной программы – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном пении, так и во время слушания музыкальных произведений.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству, на раскрытие содержание музыки через её интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;

  • совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.


Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся

воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо

активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя ис­пользование музыки в быту (самостоятельное музицирова­ние детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в по­вседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он дол­жен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произ­ведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информа­цию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Бла­готворное воздействие классической и детской музыки про­является в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имею­щая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по вне­шним и внутренним проявлениям сходные с аффективны­ми реакциями депрессии, немотивированной агрессии со­вместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкаль­ным произведениям, являются: художественность, доступ­ность и коррекционно-развивающая направленность. Обяза­тельным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступ­ны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние оп­ределенные ограничения, возникающие при работе с деть­ми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного воз­раста должен удовлетворять следующим требованиям до­ступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее вос­произведения детьми, несложный ритм, понятный и про­стой для произношения текст. Однако дети часто легче усва­ивают трудные для воспроизведения песни, если они отли­чаются яркими образами, художественной привлекательно­стью, эмоциональностью, чем более доступные, но с мало­выразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отста­лых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие

на познавательные способности, является естественной фор­мой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, лично­стных особенностей учащихся, может быть изменен в зави­симости от местных условий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Пение Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова ил. Кондрашенко

1

2

Пение Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Най­деновой

1

3

Пение Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева

1

4

Пение Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляц­ковского

1

5

Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко»

1

6

Пение Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца

1

7

Слушание музыки

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР»

1

8

Пение

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляц­ковского

1

9

Пение Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Му­зыка Е. Крылатова, слова ю. Яковлева

1

10

Пение Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Сте­панова

1

11

Пение Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключе­ние». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина

1

12

Пение Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбов­ского

1

13

Слушание музыки Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш

1

14

Слушание музыки К. Брейбург - В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны по­коя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад»

1

15

Пение Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кис­точка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского

1

16

Пение Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Об­работка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова

1

17

Слушание музыки Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

1

18

Пение Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л.Ошанина

1

19

Пение Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахру­шевой

1

20

Слушание музыки В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331

1

21

Пение Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Ха­ритонова

1

22

Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане»

1

23

Пение Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого

1

24

Слушание музыки М .. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан И Людмила»

1

25

Пение. Во кузнице. Русская народная песня

1

26

Слушание музыки Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

1

27

Пение Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синяв­ского

1

28

Слушание музыки П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома»

1

29

Пение Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Луго­вого

1

30

Слушание музыки Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфиль­ма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера

1

31

Пение Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня

1

32

Слушание музыки Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе

1

33

Слушание музыки Дважды два - четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1

34

Пение Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды угром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

2

Итого:

35

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • современные детские песни для самостоятельного испол­нения;

  • значение динамических оттенков (форте - громко, пuа­Itо- тихо);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (дом­pa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

  • особенности мелодического голосоведения (плавно, от­рывисто, скачкообразно);

  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

  • петь хором, выполняя требования художественного ис­полнения;

  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

различать разнообразные по характеру и звучанию мар­ши, танцы.

2. Содержание учебного предмета.

Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в бы­стром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о вырази­тельном значении динамических оттенков (форте - громко, пuано - тихо).

Слушание музыки

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности.

Идейное и художественное содержание. Музыкальные сред­ства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортив­ный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофун­кциональности музыки (развлекательная, спортивная, му­зыка для отдыха, релаксации).

Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкаль­ных инструментах.

Обучение детей игре на фортепиано.


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Тема


Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Пение

1



2

Пение

1



3

Пение

1



4

Пение

1



5

Слушание музыки

1



6

Пение

1



7

Слушание музыки

1



8

Пение

1



9

Пение

1



10

Пение

1



11

Пение

1



12

Пение

1



13

Слушание музыки

1



14

Слушание музыки

1



15

Пение

1



16

Пение

1



17

Слушание музыки

1



18

Пение


1



19

Слушание музыки

1



20

Пение

1



21

Слушание музыки

1



22

Пение

1



23

Слушание музыки

1



24

Пение

1



25

Слушание музыки

1



26

Пение

1



27

Слушание музыки

1



28

Пение

1



29

Слушание музыки

1



30

Пение

1



31

Слушание музыки

1



32

Пение

1



33

Слушание музыки

1



34-35

Пение

1




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!