СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование. Для 3 класса, начальная школа, УМК "Школа России".
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей № 24» г. Волгодонска от «28»августа 2018 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./
«29» августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2018 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс: 3 – в
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов: 136 ч
Учитель: Чурекова Виктория Владимировна
Программа разработана на основе программы для начальной школы по литературному чтению Л.Ф Климановой, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 – го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе планируемых результатов начального основного общего образования, примерной программы по учебным предметам (Начальная школа. Литературное чтение), авторской программы литературному чтению (Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (для 1-4 классов).
Приказ министерства образования РФ от 20 августа 2008 года N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"(для 1-4 классов).
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.2.2821-10 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 23290.
Приказ № 535 Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015".
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 3-е зд., перераб. – М. Просвещение,2010.
Программа по литературному чтению, 3кл. для базового уровня /(Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова).
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (8 марта, 1,2,3 мая, 9,10 мая), рабочая программа составлена на 134 часа за счет уплотнения тем «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Зарубежная литература».
Цели программы:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.
Основные задачи курса:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих умений:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Познавательные УУД:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Коммуникативные УУД:
1) строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
2) оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
3) прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
4) аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
5) принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
6) вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.
7) оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
8) выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
9) находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-ем классе является формирование следующих умений:
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учащиеся получат возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе контрольные работы |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 ч |
|
2 | Самое великое чудо на свете | 4 ч |
|
3 | Устное народное творчество | 14 ч | 1ч |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч | 1ч |
5 | Великие русские писатели | 24 ч | 1ч |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч |
|
7 | Литературные сказки | 8 ч |
|
8 | Были-небылицы | 10 ч |
|
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч |
|
10 | Люби живое | 16 ч | 1 ч |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч |
|
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 ч | 1 ч |
13 | По страницам детских журналов | 8 ч | 1 ч |
14 | Зарубежная литература | 5 ч |
|
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения; обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературе. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Предметное содержание
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
Календарно - тематическое планирование
№
| Дата | Тема урока | Вид контроля |
Введение (1 ч) | |||
1 | 04.09 | Введение. Знакомство с учебником. | Текущий. Беседа по вопросам. |
Самое великое чудо на свете (4 ч)
| |||
2 | 05.09 | Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете”. | Текущий. Организация совместной учебной деятельности. |
3 | 06.09 | Рукописные книги Древней Руси. | Текущий. Беседа по вопросам |
4 | 07.09 | Первопечатник Иван Фёдоров. | Текущий. Краткий пересказ. |
5 | 11.09 | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
Устное народное творчество (14 ч)
| |||
6 | 12.09 | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». | Текущий. Беседа по вопросам. |
7 | 13.09 | Русские народные песни. | Текущий. Чтение наизусть. |
8 | 14.09 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Текущий. Беседа по вопросам. |
9 | 18.09 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Текущий. Беседа по вопросам. |
10 | 19.09 | Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Текущий. Беседа по вопросам. |
11 | 20.09 | Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Текущий. Деление текста на части. |
12 | 21.09 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк». | Текущий. Составление рассказа по картинкам. |
13 | 25.09 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк». | Текущий. Составление плана сказки |
14 | 26.09 | Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк». | Текущий Сравнение художественного и живописного текстов. |
15 | 27.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Текущий Деление текста на части. Составление плана. |
16 | 28.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Текущий. Характеристика героев сказки. |
17 | 02.10 | Художники – иллюстраторы В.Васнецов, И. Билибин. | Текущий. Беседа по вопросам |
18 | 03.10 | Проверка навыка чтения. Н. Абрамцева «Где – то в лесу…» | Текущий. Проверка навыка чтения. |
19 | 04.10 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
Поэтическая тетрадь 1. (11 ч)
| |||
20 | 05.10 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь 1». | Текущий. Устный рассказ |
21 | 09.10 | Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
22 | 10.10 | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».
| Текущий. Ответы на вопросы. |
23 | 11.10 | Входная (диагностическая) контрольная работа (работа с текстом). | Работа с текстом |
24 | 12.10 | Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Текущий. Сочинение - миниатюра |
25 | 16.10 | А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». | Текущий. Беседа по вопросам |
26 | 17.10 | И.С Никитин «Полно, степь моя …» | Текущий. Беседа по вопросам |
27 | 18.10 | И.С.Никитин «Встреча зимы». | Текущий. Беседа. |
28 | 19.10 | И.З.Суриков «Детство». | Текущий. Ответы на вопросы. |
29 | 23.10 | И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Текущий. Ответы на вопросы. |
30 | 24.10 | Обобщение пройденного. Путешествие в Литературную страну. | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
31 | 25.10 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | Текущий. Проверочная работа. |
Русские писатели (24ч)
| |||
32 | 26.10 | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». | Текущий. Беседа по вопросам |
33 | 06.11 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». | Текущий. Краткий пересказ |
34 | 07.11 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | Текущий. Чтение наизусть. |
35 | 08.11 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | Текущий. Выразительное чтение. |
36 | 09.11 | А.С.Пушкин «Зимний вечер».
| Текущий. Выразительное чтение. |
37 | 13.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
38 | 14.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Текущий. Выразительное чтение |
39 | 15.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Текущий. Выразительное чтение |
40 | 16.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Текущий. Беседа по вопросам |
41 | 20.11 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | Текущий. Беседа по вопросам |
42 | 21.11 | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | Текущий. Творческий пересказ |
43 | 22.11 | И.А.Крылов «Мартышка и очки».
| Текущий. Чтение наизусть |
44 | 23.11 | И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна». | Текущий. Выразительное чтение |
45 | 27.11 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
| Текущий. Чтение наизусть |
46 | 28.11 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
47 | 29.11 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». «На севере диком». | Текущий. Выразительное чтение. |
48 | 30.11 | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».
| Текущий. Чтение наизусть |
49 | 04.12 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | Текущий. Творческий пересказ |
50 | 05.12 | А.Н.Толстой «Акула». | Текущий. Пересказ по предложенному плану. |
51 | 06.12 | А.Н.Толстой «Прыжок». | Текущий. Творческий пересказ |
52 | 07.12 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | Текущий. Беседа по вопросам. |
53 | 11.12 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | Текущий. Творческая работа |
54 | 12.12 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | Текущий. Литературная викторина |
55 | 13.12 | Контрольная работа за 1 полугодие. Ю. Коваль «Над серым полем…» | Тематический. Контрольная работа. |
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
| |||
56 | 14.12 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». | Текущий. Беседа по вопросам |
57 | 18.12 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | Текущий. Чтение наизусть |
58 | 19.12 | А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
| Текущий. Чтение наизусть |
59 | 20.12 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово». | Текущий. Выразительное чтение |
60 | 21.12 | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы». | Текущий. Чтение наизусть |
61 | 25.12 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | Тематический. Оценка достижений |
Литературные сказки (8ч)
| |||
62 | 26.12 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». | Текущий. Беседа по вопросам |
63 | 10.01 | Д.И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. | Текущий. Беседа по вопросам |
64 | 11.01 | Д. Мамин - Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Текущий. Совместная деятельность учащихся |
65 | 15.01 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | Текущий. Беседа по вопросам |
66 | 16.01 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | Текущий. Пересказ по плану |
67 | 17.01 | В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». | Текущий. Беседа по вопросам |
68 | 18.01 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | Текущий. Пересказ по самостоятельно составленному плану |
69 | 22.01 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | Текущий. Литературная викторина |
Были – небылицы (10ч)
| |||
70 | 23.01 | Знакомство с названием раздела «Были – небылицы». | Текущий. Беседа по вопросам |
71 | 24.01 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | Текущий. Беседа по вопросам |
72 | 25.01 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | Текущий. Пересказ. |
73 | 29.01 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». | Текущий. Беседа по вопросам |
74 | 30.01 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». | Текущий. Составление плана |
75 | 31.01 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». | Текущий. Пересказ |
76 | 01.02 | А.И.Куприн «Слон». | Текущий. Беседа по вопросам |
77 | 05.02 | А.И.Куприн «Слон». | Текущий. Составление различных вариантов плана. |
78 | 06.02 | А.И.Куприн «Слон». | Текущий. Устный рассказ |
79 | 07.02 | Обобщение по разделу «Были - небылицы». | Тематический. Оценка достижений |
Поэтическая тетрадь 1 (6ч)
| |||
80 | 08.02 | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | Текущий. Выразительное чтение |
81 | 12.02 | Саша Черный «Воробей», «Слон».
| Текущий. Чтение наизусть |
82 | 13.02 | А.А.Блок «Ветхая избушка». | Текущий. Чтение наизусть |
83 | 14.02 | А.А.Блок «Сны», «Ворона». | Текущий. Чтение наизусть |
84 | 15.02 | С.А.Есенин «Черемуха». | Текущий. Выразительное чтение |
85 | 19.02 | Викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». | Текущий. Литературная викторина |
Люби живое (16ч)
| |||
86 | 20.02 | Знакомство с названием раздела «Люби живое». | Текущий. Беседа по вопросам |
87 | 21.02 | М.М.Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь в текст… Сочинение на основе художественного текста. | Текущий. Сочинение на основе художественного текста. |
88 | 22.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Текущий. Беседа по вопросам |
89 | 26.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Текущий. Пересказ по картинкам |
90 | 27.02 | В.И.Белов «Малька провинилась». | Текущий. Озаглавливание текста. |
91 | 28.02 | В.И.Белов «Еще про Мальку». | Текущий. Рассказ по картинкам |
92 | 01.03 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | Текущий. Составление плана на основе названия глав |
93 | 05.03 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | Текущий. Творческий пересказ |
94 | 06.03 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | Текущий. Беседа по вопросам |
95 | 07.03 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | Текущий. Творческий пересказ |
96 | 12.03 | В.Дуров «Наша Жучка». | Текущий. Беседа по вопросам |
97 | 13.03 | В.П.Астафьев «Капалуха».
| Текущий. Беседа по вопросам |
98 | 14.03 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | Текущий. Пересказ |
99 | 15.03 | Проверочная работа по разделу «Люби живое». | Тематический. Проверочная работа |
100 | 19.03 | Литературная конференция «Земля - наш дом родной». | Текущий. Литературная конференция |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч)
| |||
101 | 20.03 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». | Текущий. Беседа по вопросам |
102 | 21.03 | С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | Текущий. Чтение наизусть |
103 | 22.03 | А.Л.Барто «Разлука». | Текущий. Выразительное чтение |
104 | 02.04 | А.Л.Барто «В театре». | Текущий. Выразительное чтение |
105 | 03.04 | С.В.Михалков «Если», «Рисунок». | Текущий. Чтение наизусть |
106 | 04.04 | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». | Текущий. Выразительное чтение |
107 | 05.04 | Проект: «Праздник поэзии». | Текущий. Защита проекта |
108 | 09.04 | Обобщение по разделу. Игра «Крестики-нолики». | Текущий. Совместная деятельность |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12ч)
| |||
109 | 10.04 | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | Текущий. Беседа по вопросам |
110 | 11.04 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения. | Текущий. Творческий пересказ |
111 | 12.04 | А. Платонов «Цветок на земле». | Текущий. Беседа по вопросам |
112 | 16.04 | А. Платонов «Цветок на земле». | Текущий. Пересказ по плану |
113 | 17.04 | А.П.Платонов «Еще мама». | Текущий. Беседа по вопросам |
114 | 18.04 | М.М.Зощенко «Золотые слова». | Текущий. Творческий пересказ |
115 | 19.04 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | Текущий. Творческий пересказ |
116 | 23.04 | Н.Н.Носов «Федина задача». | Текущий. Беседа по вопросам |
117 | 24.04 | Н.Н.Носов «Телефон». | Текущий. Чтение по ролям |
118 | 25.04 | Н.Н.Носов «Друг детства». | Текущий. Беседа. |
119 | 26.04 | Литературный конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | Текущий. Конкурс. |
По страницам детских журналов (8ч)
| |||
120 | 30.04 | Знакомство с названием раздел «По страницам детских журналов». | Текущий. Беседа по вопросам |
121 | 07.05 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Текущий. Творческий пересказ |
122 | 08.05 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | Текущий. Чтение по ролям |
123 | 14.05 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».
| Текущий. Беседа по вопросам |
124 | 15.05 | Г.Б.Остер «Вредные советы».
| Текущий. Чтение наизусть |
125 | 16.05 | Г.Б.Остер «Как получаются легенды». | Текущий. Беседа по вопросам |
126 | 17.05 | Р. Сеф «Весёлые стихи».
| Текущий. Беседа по вопросам |
127 | 21.05 | Годовая контрольная работа. | Тематический. Контрольная работа |
Зарубежная литература (5ч)
| |||
128 | 22.05 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | Текущий. Беседа по вопросам |
129 | 23.05 | Проверка навыка чтения. С.Аксаков «Журавль». | Тематический. Проверка навыка чтения |
130 | 24.05 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | Текущий. Беседа по вопросам |
Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия
Учебник Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для образоват. организаций. В 2ч./ Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова – М.: Просвещение, 2016.
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для образоват. организаций. В 2ч./ Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова – М.: Просвещение, 2016.
М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: «Просвещение», 2016.
В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2015.
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2018.
Цифровые образовательные ресурсы
Литературное чтение. 3 класс : электрон. прил. к учеб. Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова – М. : Просвещение, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Литературное чтение. 3 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
Сборник уроков Кирилла и Мефодия. 3 класс: в 2 ч. – М. : КиМ, 2012.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
Компьютер.