СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование разработано для занятий  с  учащимися 4  класса с ОВЗ учителем -дефектологом

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 4 класс»

Пояснительная записка.

Учащиеся обучается по адаптированной программе «Дефектология» для детей с легкой степенью умственной отсталости и ЗПР.

Из-за нарушения процесса логического мышления с большим затруднением усваивает сложные системы понятийных связей, хотя темы дублируются . Устные инструкции учителя не всегда понимает, требуется зрительный показ. Работоспособность низкая, задание не осмысливает, внимание неустойчивое. Наблюдается фрагментарность в усвоении знаний. Медленно происходит переключение с одной операции на другую. Самостоятельно разобраться в задания не может, обязательно нужен комментарий со стороны учителя. Изложения и сочинения пишет только по образцу. В математике с трудом осваивает умножение и деления чисел . По геометрическому материалу умеет строить линии, отрезки, лучи, углы. Читает полными словами. На вопросы по содержанию прочитанного текста отвечает простыми предложениями. Не может пересказывать, требуются наводящие вопросы. Затрудняется в разучивании наизусть.

Отличительной особенностью учебного курса «Дефектология» по сравнению с авторской примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов «Развитие аналитико-синтетической сферы», «Развитие внимания» «Развитие памяти», «Развитие личностно-мотивационной сферы», «Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях». так как данный вид деятельности присутствует практически на всех занятиях курса дефектология .

В «Содержание курса» данные разделы будут выделены (**).

В рабочей программе разделы пронумерованы римскими цифрами (I-V), которые отражены в таблице «Структура курса и контроль уровня обученности».

Данные рабочие программы разработаны на основе следующих документов:

1.Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2018 г.

2. Закон РФ «Об образовании»;

3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

4. Образовательная программа НОО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 148 от 01 сентября 2016 г.

Направленность курса

Цель: ликвидирование пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задачи:

  • сформировать у учащихся познавательный интерес к русскому языку, математике, чтению;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас;

  • учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение;

  • обучить некоторым правилам орфографии;

  • помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной

письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса «Дефектология» учитывает особенности познавательной деятельности детей коррекционно-развивающего обучения. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития, нравственного воспитания детей в процессе овладения учебными предметами.


Количество часов практической части программы:


Ликвидация пробелов в математике

12ч

Ликвидация пробелов в русском языке

16ч

Ликвидация пробелов в литературном чтении


Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса на 2020-2021 год в 4 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Дефектологическая программа составлена для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70

Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Данный курс предполагает использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Для коррекции учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Главных условием достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Внедрение в данный курс специальных развивающих упражнений, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Данная программа обеспечивает достижение учащихся коррекционного 4 класса следующих личностных, предметных результатов



Планируемые результаты освоения курса «Дефектология»

Реализация программы обеспечивает достижение учащихся следующих личностных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты:

1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач

Содержание учебного курса «Дефектология», с указанием количества часов и планируемых результатов


I.Развитие аналитико-синтетической сферы**

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить сложные обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи логический ряд”, “Дорисуй девятое”, логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 5-6 особенностей, лежащих в основе выбора,

«Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 2-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- анализировать ,сравнивать .обобщать;

-строить сложные обобщения;

-выполнять логические задания;

-выполнять аналитические задачи 2-го типа (с прямым и обратным утверждением);

Ученик получит возможность научиться:

- решать логические задания;

-выполнять простейшие утверждения 2-го типа .

II.Развитие внимания**

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 4-й уровень (с абстрактным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- повышать объем внимания через различные упражнения;

-переключать внимание и навыки самоконтроля во время выполнения заданий ;

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять упражнения на развитие внимания.

-выполнять разно уровневые «графические диктанты»



III.Развитие памяти**

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (10-12 предметов с учетом расположения). Занимательные игры для запоминания информации, представленной аудиально и визуально.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- развивать визуальную и аудиальную память при заучивании математических и словесных понятий, стихов;

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять упражнения для развития памяти.

- запоминать полученную информацию.

IV.Развитие личностно-мотивационной сферы**

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Зашифрованный рисунок”, лабиринты, логические задачи).

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- развивать познавательную активность;

-размышлять и искать информацию.

Ученик получит возможность научиться:

-размышлять и находить информацию.

V.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях**

Обеспечить своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, предметных); создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

Ученик научится:

- восполнять пробелы в знаниях по математике, русскому языку, литературному чтению;

-размышлять и искать информацию для восполнение пробелов (в орфографических словарях.энциклопедиях).

-применять правила правописания на русском языке ;

-применять алгоритмы при решении математических выражений;

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять упражнения для восполнение пробелов в знаниях;

-решать логические задания;

-писать изложение, сочинения:

-решать примеры в пределах 10000

-отвечать письменно и устно на поставленные вопросы полным ответом.

-пользоваться толковым словарём

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная работа, групповая работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый, наглядный метод

Технологии обучения: коррекционно - развивающее обучение,




Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п


Содержание

Кол. час

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Коррекционные задачи

1

«Зашифрованный рисунок».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Изложение по предложенному плану.

I-V

7.09

Выполнять упражнение «Зашифрованный рисунок»

Написать изложение «Вот и лето прошло» по предложенному плану

Расширять представления об окружающем мире, пополнение словарного запаса

2

«Сходства и различия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

.Счетные операции в пределах 1000.

I-V

14.09

Находить сходство и различия .Выполнять счетные операции в пределах 1000

Развивать вычислительные

навыки, развивать мыслительные операций

3

«Зрительный диктант». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика

Меры массы и длины

I-V

21.09

Выполнить «Зрительный диктант».Повторить меры длины. Решения выражений с мерами длины. Переводить из одной меры в другую

Развивать вычислительные

навыки, развивать мыслительные операций

4

«Зашифрованный рисунок».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Словарные слова.

I-V

28.09

Расшифровать рисунок данный преподавателем. повторить словарные слова из орфографического словаря .Писать словарный диктант


Развивать пространственнуюориентировку, развитие общей моторики рук

5

«Точки».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Умножение и деление на однозначное число.

I-V

05.10

Выполнить упражнение «Точки».Решать примеры на умножение и деления на однозначные числа.

Развивать вычислительные

навыки, развивать мыслительные операций

6

«Зрительный диктант». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Геометрические фигуры

I-V

12.10

Выполнить зрительный диктант Начертить многоугольники пользуясь линейкой и простым карандашом

Развивать мыслительные операций, развивать математические представления

7

«Найди отличия» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

(диктант).

I-V

19.10

Выполнить упражнение «Найти отличия»Слушать и написать диктант по теме «Профессии»

Расширять кругозор, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

8

«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение

текста. Отработка техники чтения.

I-V

26.10

Исключить лишнее в задании Читать текст Ответить на поставленные вопросы к тексту

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


9

«Продолжи логический ряд». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Написание сочинения

I-V

2.11

Продолжить логический ряд .Написать сочинение используя предложенные словосочетания


Развивать фонематический слух и восприятие.

10

«Запутанные дорожки» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Умножение и деление на однозначное число

I-V

16.11

Распутать дорожки. Решать примеры на деление на однозначное число пользуясь алгоритмом деления

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

11

«Найди отличия».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

I-V

23.11

Найди отличия. Составить предложения по сюжетным картинкам

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

12

«Продолжи логический ряд».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Порядок действий в примерах в пределах 1000.

I-V

30.11

Продолжи логический ряд. Расставить действия и решить примеры в пределах 1000

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

13

«Дорисуй девятое». Мебель, посуда. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение

Отработка навыков чтения.

I-V

7.12

Дорисовать девятое по теме медель.посуда.Отработать навык чтения на тексте «Мишкина каша» Н.Носов.


. Расширять представления об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развивать устную и письменную речь

14

«Продолжи числовой ряд». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Решение составных задач в несколько действий.

I-V

14.12

Продолжи числовой ряд. Решать составные задачи в несколько действии

Развивать мыслительные операций, развивать память, развивать внимание.

15

«Найди отличия».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Знаки препинания в конце предложения.

I-V

21.12

Найти отличия Деформированный текс «Знаки препинания в конце предложений»

Развивать мыслительные операций, развивать память, развивать внимание. Развитие устной и письменной речи.

16

«Запутанные дорожки». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Правило перестановки слагаемых и множителей.

I-V

28.12

Распутать дорожки Повторить математические правила перестановки слагаемых и множителей. Решить задания на данные правила.

Развивать мыслительные операций, развитие внимания, развитие памяти

17

Аналитические задачи. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Многозначные числа.

I-V

11.01

Выполнить аналитические задачи. Решить примеры с многозначными числами

Развивать мыслительные операций, развивать внимание, развивать

18

«Исключи лишнее».Одежда,

обувь.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Словарные слова. Составление предложений с использованием словарных слов

I-V

18.01

Исключить лишнее по теме «Одежда». Работать с орфографическим словарём .находить и списывать словарные слова .Составлять предложения с данными словами.

Развивать мыслительные операций, Развивать устной и письменной речи

19

«Противоположное слово». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение

Чтение программных текстов.

I-V

25.01

Находить к словам противоположные слова .Читать тексты из программного материала. Отвечать полным ответом на поставленные вопросы

Развивать память, Развитие устной речи

20

«Графический диктант» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Безударные гласные в корне слова.

I-V

1.02

Выполнить «Графический диктант». Списать текст найти слова на правило безударные гласные

Подобрать к данным словам проверочные слова

Развивать речь, развивать мыслительные операций

21

«Запутанные дорожки».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение Заучивание стихов.

I-V

8.02

Выполнить задание «Запутанные дорожки».Выучить наизусть стихотворение

Расширение кругозора, развитие словарного запаса. Восполнения памяти на основе заучивания

22

«Зашифрованный рисунок».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык. Звукобуквенный разбор слов


I-V

15.02

Выполнить задания «Зашифрованный рисунок».Выполнять звукобуквенный разбор слов

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора.

Развитие орографической зоркости

23

«Снежный ком»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Геометрический материал.

I-V

22.02

Выполнить упражнение «Снежный ком».Работать с геометрическим материалом(находить периметр, площадь геометрических фигур)

Расширить математические представления о геометрических фигурах, развивать математическую терминологию

24

«Внимательный художник»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Чтение Программные тексты.

I-V

1.03

Читать тексты программного материала. Отвечать на поставленные вопросы полным ответом.

Развитие мыслительных процессов (память, речи.мышление).

Развитие устной речи

25

«Подбери пару». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Умножение и деление многозначных чисел.

I-V

15.03

Выполнить упражнение «Подбери пару» решать примеры на умножение и деление многозначных чисел. Применять при решении данных примеров алгоритм.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

26

«Продолжи закономерность» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Единицы измерения.


I-V

22.03

Продолжить закономерность. Выучить единицы измерения. Решать находить выражения с единицами измерения

Развитие мыслительных процессов (память ,внимание).

27

«Волшебный мешочек». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

. Составление

Устного и письменного рассказ

I-V

5.04

Выполнить упражнение «волшебный мешочек». Составить устный рассказ по плану. Записать получившийся рассказ.

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка. Развитие устной и письменной речи

28

«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Части речи.

I-V

12.04

Выполнить задание «Найди отличия». Повторить правило по теме «Части речи».

Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Развития памяти и внимания

29

«Сходство и различие». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

дроби. Выполнение действий.

I-V

19.04

Выполнить упражнение «Сходство и различие». выполнить задания по математике по теме «Дроби ». Решать примеры на нахождение правильных и неправильных дробей.

Развитие представлений о дроби и доли.развитие логического мышления

30

«Зашифрованный рисунок».

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

Сочинение по картине

I-V

26.04

Выполнить задание «Зашифрованный рисунок . Написать сочинение по данной картине.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

Развитие устной и письменной речи

31

«Продолжи числовой ряд»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Математика.

Деление и умножение на 0 и 1

I-V

3.05

Продолжить числовой ряд. Решать примеры на умножение и деление на 0 и 1

Формировать математические навыков, развивать умения обобщать и классифицировать

32

«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

. Написание изложение

I-V

10.05

Выполнить задания «Исключи лишнее». Составить план изложения

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса,.

Развитие устной и письменной речи

33

«Лабиринты». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Русский язык.

«Природа летом»(сочинение)

I-V

17.05

Выполнить задание «Лабиринты» подобрать словосочетания для написания сочинения По теме «Природа летом».написать сочинение

Развитие устной и письменной речи. Развития логического мышления

34

Итоговая диагностика.

I-V

24.05

Выполнить тест по теме «Все изученные правила в русском языку за 4 класс»

Развивать умения обобщать и классифицировать

Условные обозначения в тематическом планировании:

I-V-–разделы содержания учебного предмета.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!