МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО» | | «УТВЕРЖДЕНА» |
Протокол заседания Школьного метод объединения | | Директор МКОУ Зональной СОШ Зонального района Алтайского края |
от « » августа 2018г. №1 | | _________ Б.В.Черноштан |
Руководитель | | Приказ № |
______________/_________/ | | « » августа 2018г. |
Рабочая программа
по «ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ)»
начального общего образования, 1 класс
Количество часов: 115
Учитель: Гущина Л.А.
Программа разработана на основе авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.;
учебника Азбука В.Г. Горецкого , 1 класс; в 2 частях, М. Просвещение, 2018.
с. Зональное 2018 г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями).
4. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2017 №48/2
5.Учебного плана МКОУ Зональной СОШ на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2018 №57
6..Календарного учебного графика МКОУ Зональной СОШ на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2018 №57
7.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 31.08.2016 № 38/9
УМК по обучению грамоте (чтению) «Школа России» включает:
1. Русский язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»авторов В.П. Канакиной, ВГ.Горецкого.1-4классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина и др. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2019 г.- 352 с.( обучение чтению).
2.Азбука .1 класс Учебник для общеобразоват. организаций в 2 частях: Учебник в 2 ч. Ч.1 В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др. – 10-е изд. – М. :«Просвещение»,2018.-127 с. : ил. – (Школа России).
3.Азбука .1 класс Учебник для общеобразоват. организаций в 2 частях: Учебник в 2 ч. Ч.2 В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др. – 10-е изд. – М. :«Просвещение»,2018.-111 с. : ил. – (Школа России).
4. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методические пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. – М.: Просвещение, 2012. – 301 с.- (Школа России).
5.Электронные приложения.
Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.
Место учебного предмета «Обучение грамоте (чтение)» в учебном плане:
Согласно УМК на изучение литературного чтения 540 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.
Структура рабочей программы: Пояснительная записка, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты.
Цели и задачи обучения:
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучению неторопливому темпу и ритму речи, правильному дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко - слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, ш – ж, п – б, с – ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков и перестановке частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Обучение грамоте (чтение) своим содержанием и структурой построения способствует формированию у первоклассников личностных универсальных учебных действий, в основе которых лежат действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. В основе регулятивных универсальных учебных действий лежит целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока, контроль выполненных заданий с опорой на эталон (образец), оценка результатов собственных учебных действий и учебных действий одноклассников. Среди познавательных универсальных учебных действий общеучебные умения занимают центральное место.
РАЗДЕЛ 2. Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Добукварный период | 14 |
2 | Букварный этап | 62 |
3 | Послебукварный этап | 15 |
4 | Резервный урок | 1 |
5 | Всего | 92 |
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) "1Б КЛАСС)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
Добукварный период (14 часов) |
1 | «Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | 3.09 | |
2 | Слово и предложение. | 1 | 4.09 | |
3 | Слог. | 1 | 5.09 | |
4 | Ударение. Ударный слог. | 1 | 6.09 | |
5 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | 10.09 | |
6 | Звуки в словах. | 1 | 11.09 | |
7 | Слог-слияние. | 1 | 12.09 | |
8 | Гласные и согласные звуки. Повторение. | 1 | 13.09 | |
9 | Гласный звук[а]. Буква Аа. | 1 | 17.09 | |
10 | Гласный звук [о], буквы Оо. | 1 | 18.09 | |
11 | Гласный звук [и], буквы Ии. | 1 | 19.09 | |
12 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | 20.09 | |
13 14 | Гласный звук [у], буква Уу. | 2 | 24.09 25.09 | |
Букварный период (62 час) |
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Нн. | 1 | 26.09 | |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы Сс. | 1 | 27.09 | |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. | 1 | 1.10 | |
18 19 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. | 2 | 2.10 3.10 | |
20 | Согласные звуки [л], л’], буквы Лл. | 1 | 4.10 | |
21 22 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Рр. | 2 | 8.10 9.10 | |
23 24 | Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. | 2 | 10.10 11.10 | |
25 26 | Буква Е. Буква Е-показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 2 | 15.10 16.10 | |
27 28 | Согласные звуки [п], [п’], буквы Пп. | 2 | 17.10 18.10 | |
29 30 | Согласные звуки [м], [м’], буквы Мм. | 2 | 22.10 23.10 | |
31 32 | Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 2 | 24.10 25.10 | |
33 34 35 36 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Бб. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 4 | 6.11 7.11 8.11 12.11 | |
37 38 39 | Согласные звуки [д], [д’], бук вы Дд. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 3 | 13.11 14.11 15.11 | |
40 41 42 | Буква я. Буква я-показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 3 | 19.11 20.11 21.11 | |
43 44 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 2 | 22.11 26.11 | |
45 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Чч. | 1 | 27.11 | |
46 47 | Сочетания ча, чу, чк, чн. Чтение слов с буквой ч. | 2 | 28.11 29.11 | |
48 49 | Буква ь.- показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 2 | 3.12 4.12 | |
50 51 52 | Твердый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши. | 3 | 5.12 6.12 10.12 | |
53 54 | Твердый согласный звук [ж], буквы Жж. Сопоставление звуков ж и ш. | 2 | 11.12 12.12 | |
55 56 | Буквы Ёё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 2 | 13.12 17.12 | |
57 58 59 | Звук [j], буквы Йй. | 3 | 18.12 19.12 20.12 | |
60 61 62 63 | Согласные звуки [х] , [х’], буквы Хх. | 4 | 24.12 25.12 26.12 2712 | |
64 65 | Буквы Юю. Буква Ю-показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 2 | 10.01 14.01 | |
66 67 | Твердый согласный звук [ц], буквы Цц. | 2 | 15.01 16.01 | |
68 69 | Гласный звук [э], буквы Ээ. | 2 | 17.01 21.01 | |
70 71 | Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щщ. | 2 | 22.01 23.01 | |
72 73 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. | 2 | 24.01 28.01 | |
74 75 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 2 | 29.01 30.01 | |
76 | Русский алфавит | 1 | 31.01 | |
Послебукварный период (16 часов) |
77 | Е.Чарушин Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | 4.02 | |
78 | К. Ушинский «Наше отечество» | 1 | 5.02 | |
79 | В. Крупин «Первоучители словенские», | 1 | 6.02 | |
80 | В. Крупин «Первый букварь» | 1 | 7.02 | |
81 | А.С. Пушкин «Только месяц показался». | 1 | 11.02 | |
82 | Л.Н. Толстой Рассказы для детей | 1 | 12.02 | |
83 | К. Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей | 1 | 13.02 | |
84 | К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон» | 1 | 14.02 | |
85 | К.И. Чуковский «Путаница» | | 25.02 | |
86 | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 | 26.02 | |
87 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 | 27.02 | |
88 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1 | 28.02 | |
89 | А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». С. В. Михалков «Котята» | 1 | 4.03 | |
90 | Б.В. Заходер «Два и три», В.Д. Берестов «Песенка-азбука» | 1 | 5.03 | |
91 | Проект: «Живая азбука» Наши достижения. Планируемые результаты изучения. | 1 | 6.03 | |
92 | Резервный урок | 1 | 7.03 | |
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)»
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3 - 5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
У ученика будут сформированы:
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- установка на здоровый образ жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Регулятивные:
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
Ученик научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- формулировать собственное мнение и позицию; слушать и понимать речь других; задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные:
Ученик научится:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- находить заглавие текста, называть автора произведения;
- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
- знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- оценивать поступки героя с помощью учителя и с опорой на текст и личный опыт;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Ученик получит возможность научиться:
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать
- выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и
- целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- читать по ролям литературное произведение;
- отличать прозаический текст от поэтического.
Листок корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
14