Раздел примерной программы | № | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Домашнее задание |
1.Органы цветкового растения (27 часов) |
Живые организмы. Органы цветкового растения. | 1 | Органы цветкового растения. | | п.1(1 часть), устно ответить на вопросы после параграфа |
2 | Семя. Строение семени. | | Выучить записи в тетради |
3 | Семя. Строение семени однодольных растений. | | п.2 (2 часть) |
4 | Семя. Строение семени двудольных растений. | Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | Выучить записи в тетради |
| 5 | Вегетативные и генеративные органы растений. | | п.2 |
Микроскопическое строение растений. | 6 | Корень. Микроскопическое строение корня. | | Выучить записи в тетради |
7 | Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. | | Выучить записи в тетради |
Органы цветкового растения | 8 | Виды корней. Корневые системы. | | п.3 |
9 | Зоны корня. Значение корня. | | п.3,4(1 часть) |
10 | Видоизменения корней. | | п.4(2 часть) |
11 | Побег. Строение побега. | | п.5 (1 часть) |
12 | Генеративные и вегетативные побеги. | | п.5(2 часть) |
| 13 | Почки. Вегетативные и генеративные почки. | | Выучить записи в тетради |
Микроскопическое строение растений | 14 | Строение листа. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. | | п.6-8, устно ответить на вопросы после параграфа |
15 | Микроскопическое строение листа. | | Выучить записи в тетради |
Органы цветкового растения | 16 | Листорасположение. Жилкование листа. | | Индивидуальные сообщения |
17 | Строение листа. | | Выучить записи в тетради |
18 | Стебель. Строение и значение стебля. | | п.9(1 часть) |
19 | Микроскопическое строение стебля. | | п.9(2 часть) |
20 | Видоизменённые побеги. Разнообразие и значение побегов. | | п.10, подготовка к л.р. |
21 | Строение и значение цветка. | | п.11 |
22 | Строение и значение цветка. | Лабораторная работа №2 «Изучение органов цветкового растения» | Повторить записи в тетради, подготовка к л.р. |
23 | Соцветия. | | п.12 |
24 | Опыление. Виды опыления. | | Выучить записи в тетради, составление опорных схем |
25 | Строение и значение плода. Многообразие плодов. | | п.13,14 |
26 | Многообразие плодов. Распространение плодов. | | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
27 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Органы цветкового растения» | | Повторить главу 1 |
2.Жизнедеятельность цветковых растений (15 часов) |
Живые организмы. Жизнедеятельность цветковых растений. | 28 | Процессы жизнедеятельности растений. | | п.15(1 часть) |
29 | Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание. | | п.15(2 часть),индивидуальные сообщения |
30 | Обмен веществ и превращение энергии: воздушное питание (фотосинтез). | | п.16 |
31 | Фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. | | Индивидуальные сообщения |
32 | Обмен веществ и превращение энергии: дыхание. | | п.17 |
33 | Обмен веществ и превращение энергии: удаление конечных продуктов обмена веществ. | | Выучить записи в тетради |
34 | Обмен веществ и превращение энергии. Транспорт веществ. | Практическая работа №1: «Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении» | п.18, устно ответить на вопросы после параграфа |
35 | Транспорт веществ. Движения. | | п.19 |
36 | Рост, развитие растений. | | п.20,устно ответить на вопросы после параграфа |
37 | Размножение растений. | | п.21-22 |
| 38 | Половое размножение растений. | | п.23-24, устно ответить на вопросы после параграфа |
39 | Оплодотворение у цветковых растений. | | п.24 |
40 | Вегетативное размножение растений. | | п.25 |
41 | Приёмы выращивания и размножения растений и ухода за ними. | Практическая работа № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений» | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
42 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Жизнедеятельность цветковых растений» | | Повторение пройденного материала |
3.Многообразие растений (15 часов) |
Живые организмы. Многообразие растений. | 43 | Многообразие растений. | | Составление опорных схем |
44 | Классификация растений. | | п.26 |
45 | Общее знакомство с цветковыми растениями. | | Выучить записи в тетради |
46 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. | | п.27(1 часть) |
47 | Многообразие цветковых растений. Класс Двудольные. | | п.27(2 часть), п.28. |
48 | Класс Двудольные. Многообразие цветковых растений. | Практическая работа № 3«Определение признаков класса в строении растений» | устно ответить на вопросы после параграфа 27 |
49 | Класс Двудольные. Многообразие цветковых растений. | | Составление опорных схем |
50 | Класс Двудольные. Многообразие цветковых растений. | | Выучить записи в тетради |
51 | Многообразие цветковых растений. | | Выучить записи в тетради |
52 | Класс Однодольные. Многообразие цветковых растений. | | п.29,подготовка индивидуальных сообщений |
53 | Класс Однодольные. Многообразие цветковых растений. | | Выучить записи в тетради |
54 | Класс Однодольные. Многообразие цветковых растений. | Практическая работа №4 «Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств» | Индивидуальные сообщения |
55 | Меры профилактики заболеваний, вызываемыми растениями. | | Выучить записи в тетради |
56 | Классы Однодольные и Двудольные. | | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
| 57 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многообразие растений» | | Повторение пройденного материала |
4.Экосистемы (11 часов) |
Общие биологические закономерности. Экосистемы. | 58 | Экосистемы. | | п.31(1 часть) |
59 | Естественная экосистема (биогеоценоз). | | п.31(2часть) |
Живые организмы. Среды жизни. | 60 | Растительный мир родного края. | | Выучить записи в тетради |
Живые организмы. Царство растения. | 61 | Растение - целостный организм (биосистема). | | п.32(1 часть) |
62 | Царство Растения. Условия обитания растений. | | п.32 (2 часть) |
63 | Среды обитания растений. | | Выучить записи в тетради |
Общие биологические закономерности. Экосистемы. | 64 | Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. | | Индивидуальные сообщения |
65 | Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. | | Решение биологических задач |
66 | Последствия деятельности человека в экосистемах. | | п.32 |
67 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде. | | Индивидуальные сообщения |
Живые организмы. Биология – наука о живых организмах. | 68 | Охрана биологических объектов. | | |
Раздел примерной программы | № | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Домашнее задание |
1.Царство Животные (2 часа) |
Живые организмы. Царство Животные. | 1 | Царство Животные. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. | | Выучить основные понятия урока |
Живые организмы. Биология - наука о живых организмах. | 2 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у животных. | | Составление обобщающих схем |
2. Одноклеточные животные, или Простейшие (2 часа) |
Живые организмы Одноклеточные животные, или Простейшие. | 3 | Одноклеточные животные, или Простейшие. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. | | п.3, индивидуальные сообщения |
4 | Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными | Лабораторная работа №1: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных | п.4 |
3.Тип Кишечнополостные (3 часа) |
Живые организмы. Тип Кишечнополостные | 5 | Тип Кишечнополостные. Многоклеточные животные. | | п.5,6 |
6 | Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация | | Выучить записи в тетради |
7 | Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | | Индивидуальные сообщения |
4.Типы червей (6 часов) |
Живые организмы. Типы червей | 8 | Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика. | | п.7(1 часть) |
9 | Тип Круглые черви, общая характеристика. | | п.7(2 часть) |
10 | Тип Кольчатые черви, общая характеристика. | | п.8-10 |
11 | Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. | | подготовка к л.р. |
12 | Тип Кольчатые черви. | Лабораторная работа №2:Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения | Выучить записи в тетради |
13 | Тип Кольчатые черви. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей | | Выучить записи в тетради |
5.Тип Моллюски (2 часа) |
Живые организмы. Тип Моллюски | 14 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. | | п.11 |
15 | Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. | Лабораторная работа № 3: Изучение строения раковин моллюсков | п.12 |
6.Тип Членистоногие (9 часов) |
Живые организмы. Тип Членистоногие | 16 | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. | | п.13 |
17 | Тип Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. | | п.14 (1 часть) |
18 | Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана членистоногих | | п.14 (2 часть) |
19 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Экскурсия: «Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края» | | п.14, выучить записи в тетради |
20 | Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | | Подготовить отчёт по экскурсии |
21 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. | Лабораторная работа №4: Изучение внешнего строения насекомого | п.15-16 |
22 | Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. | Лабораторная работа №5 :Изучение типов развития насекомых | п.17-19 |
| 23 | Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. | | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
24 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Тип Членистоногие». | | |
4.Тип Хордовые (18 часов) |
Живые организмы. Тип Хордовые. | 25 | Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых. | | п.20 |
26 | Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. | Лабораторная работа №6: Изучение строения позвоночного животного | Выучить записи в тетради |
27 | Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. | | п.21 |
28 | Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. | Лабораторная работа № 7: Изучение внешнего строения и передвижения рыб | п.22-23 |
29 | Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. | | п.24(1 часть) |
30 | Класс Земноводные. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. | | п.24(2 часть) |
31 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | | п.25 |
32 | Класс Пресмыкающиеся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | | п.26 |
33 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. | | п.27 |
34 | Класс Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. | Лабораторная работа №8: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц | п.28 |
35 | Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Многообразие птиц родного края. | | п.29-30 |
36 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. | | п.31(1 часть) |
37 | Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. | Лабораторная работа № 9: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих | Выучить записи в тетради |
38 | Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. | | п.31 (2 часть) |
| 39 | Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экскурсия: «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк, музей)» | | п.32-33.Выучить записи в тетради, подготовить отчёт по экскурсии |
40 | Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. | | п.34-35 |
41 | Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие млекопитающих родного края. | | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
42 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые». | | |
5.Организм (15 часов) |
Общие биологические закономерности. Организм. | 43 | Движение и опора у животных. | | п.36 |
44 | Движение и опора у животных. | | п.37-38 |
Общие биологические закономерности. Организм. | 45 | Дыхание у животных. Органы дыхания и газообмен | | п.39 |
46 | Питание у животных. Органы пищеварения. | | п.40 (1 часть) |
47 | Организм. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. | | п.40 (2 часть) |
48 | Транспорт веществ у животных. | | п.41 (1 часть) |
49 | Транспорт веществ у животных. | | п.41 (2 часть) |
50 | Удаление продуктов обмена у животных. | | п.42 |
Живые организмы. Царство Животные. | 51 | Поведение животных (раздражимость, рефлексы). | | п.43 |
Общие биологические закономерности. Организм | 52 | Координация и регуляция функций у животных. | | п.44 |
Живые организмы. Царство Животные. | 53 | Поведение животных (инстинкты). | | п.44-46 |
Общие биологические закономерности. Организм | 54 | Координация и регуляция функций у животных. | | п.47-48 |
55 | Размножение. | | п.45-48. |
56 | Рост и развитие организмов. | | Подготовка к контрольно-обобщающему уроку |
57 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Организм». | | |
6.Вид (5 часов) |
Общие биологические закономерности. Вид. | 58 | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | | Выучить записи в тетради, гл.4 |
59 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | | Индивидуальные сообщения, выучить записи в тетради |
60 | Усложнение животных в процессе эволюции. | | Выучить конспект |
61 | Усложнение животных в процессе эволюции. | | Индивидуальные сообщения, составление обобщающих схем |
62 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Вид» | | |
7. Экосистемы (6 часов) |
Общие биологические закономерности. Экосистемы | 63 | Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. | | п.53-54 |
64 | Пищевые связи в экосистеме. | | п.55-56 |
65 | Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | | |
Живые организмы. Среды жизни. | 66 | Животный мир родного края. Экскурсия: «Многообразие животных». | | |
Живые организмы. Биология – наука о живой природе. | 67 | Охрана биологических объектов. Бережное отношение к природе. | | гл.6, выучить записи в тетради |
| 68 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экосистемы». | | Выучить записи в тетради |