СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование для 2 класса детей с ОВЗ учителем -дефектологом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование разработано для занятий  учителем -дефектологом для  учащихся 2 класса с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для 2 класса детей с ОВЗ учителем -дефектологом»

Пояснительная записка.

И.Ф.учащихся по рекомендации ПМПК обучается по адаптированной программе курса «Дефектология» для детей с легкой степенью умственной отсталости. Девочке было рекомендованы занятия с дефектологом. Были даны рекомендации (Коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала)

Ученики обучается по адаптированной программе «Дефектология» для детей с легкой степенью умственной отсталости. Восприятие и ощущения развиты недостаточно. Темп медленный, полнота и правильность восприятия фрагментарная, узнавание объектов и явлений затруднено. Временные представления не сформированы. Основные геометрические формы путает . Восприятие величины не сформировано. Ориентация в пространстве: право-лево не понимает, верх-низ не понимает, близко-далеко путает. Ориентация на листе бумаги не сформирована. Память развита недостаточно.  Характер запоминания информации непроизвольный. Характер воспроизведения неточное с привнесениями, искажён и др. Преобладает слуховая, двигательная память. Словесно-логическая, опосредованная, ассоциативная память не развита. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала: использование эмоционального окрашивания материала, наглядности, дидактических игр, структурирование материала, двигательной активности .

Мышление тугоподвижное , с элементами наглядно-образного. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей сформированы ниже возрастной нормы. При усвоении понятий не умеет выделить существенные признаки и дать определение.

Ребенок понимает не в полном объеме обращенную речь, не выполняет простые инструкции. Словарный запас резко ограничен. Грамматический строй речи нарушен. Темп, ритм речи нарушены, Речь ребенка нуждается в стимулировании. Монологическая речь не сформирована. Диалогическая речь ребенка не развита.Речь нарушена.

Программа учебного курса «Дефектология » разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающих с ограниченными возможностями здоровья.

3.Приказ Министерства образования РФ от 10 августа 2012 г. № 01-2205 "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);

4.Примерная программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида автора В.В. Воронковой. - Москва: Владос, 2019 г.

5.Письмо Министерства образования Российской федерации

от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;

6.Образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья. НОО МБОУ «Карапсельская СОШ №13»,

утверждённой директором Приказ №87 от 30.08.2019г

7. Годовой календарный график, учебный план МБОУ «Карапсельская СОШ № 13»

на 2020-21 учебный год.

Отличительной особенностью учебного курса: «Дефектология» по сравнению с примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов «Развитие аналитико-синтетической сферы»,«Развитие внимания »,«Развитие памяти», «Развитие личностно-мотивационной сферы»,«Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях». так как данный вид деятельности присутствует практически на всех занятиях курса дефектология .


Направленность курса.

Цель: ликвидирование пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Задачи:

  • сформировать у учащихся познавательный интерес к русскому языку,математике,чтению;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас;

  • учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение;

  • обучить некоторым правилам орфографии;

  • помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.

Во 2 классе учащимся с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматике будет действенным при установлении связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Во 2 классе проводятся подготовительные практические грамматические упражнения в анализе звукового состава речи, графическом кодировании звуков, образовании слов с помощью некоторых словообразовательных элементов, формировании, составлении

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса «Дефектологические занятия» учитывает особенности познавательной деятельности детей коррекционно-развивающего обучения. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития, нравственного воспитания детей в процессе овладения учебными предметами.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю, во 2 классе –34часов (34 учебных недель))

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Дефектологическая программа составлена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Данная программа обеспечивает достижение учащихся коррекционного 2 класса следующих личностных, предметных результатов

Планируемые результаты освоения курса «Дефектологические занятия»

Реализация программы обеспечивает достижение учащихся следующих личностных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты:

1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач

Формирование ИКТ-компетентности

Различные способы передачи информации (буква, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.

Содержание учебного курса «Дефектология», с указанием количества часов и планируемых результатов

I.Развитие аналитико-синтетической сферы(5ч)

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

II.Развитие внимания(10ч)

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

III.Развитие памяти( 10ч)

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (7-9 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.

IV.Развитие личностно-мотивационной сферы (9ч)

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).

V.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях(34ч)**

Обеспечить своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, предметных); создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п


Содержание

Кол. час

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Коррекционныезадачи

1

Игра «Разомнем кулачки». ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине

I-V

3.09

Научиться различать предметы и находить одинаковые

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мелкой моторики.

2

«Этот пальчик. » ЛПЗ. Осень. Обведение листьев по трафарету.

I-V

10.09

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года

Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи,развитие наглядно-образного мышления

3

«Найди лишнее» ЛПЗ. Временные представления

I-V

17.09

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

Развитие речи, развитие мышления

4

«Зрительный диктант» ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10.

I-V

24.09

Определение порядка при счете, количества предметов.

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

5

«Сказка про язычок». ЛПЗ. Моя семья

I-V

1.10

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

6

«Что ты видишь?» ЛПЗ. Предложение.

I-V

8.10

Закрепление знание правила написания предложения.

Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка.

7*

«Запомни цвета» ЛПЗ. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

I-V

15.10

Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус.

Развитие речи, расширение математических представлений.

8

«Что это?»

ЛПЗ. Рисование прямых линий

I-V

22.10

Вертикальные и горизонтальные прямые линии

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

9

«Волшебный мешочек» ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

I-V

29.10

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма.

10

«Запоминание предметов» ЛПЗ. Числа от 10 до 16. «Шнуровки»

I-V

12.11

Состав числа, порядок числа,

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

11

«Точки».

ЛПЗ. Геометрические фигуры

I-V

19.11

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

12*

ЛПЗ. Большая буква в именах и фамилиях людей. «Порядок предметов». ЛПЗ. Числовой ряд.

I-V

26.11

Формирование навыков грамотного письма. Применять на письме правило правописания . большая буква в именах и фамилиях людей.

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописаний

13

«Зверь по клетке» ЛПЗ Правописание парных звонких и глухих согласных.

I-V

03.12

Формирование навыков грамотного письма. Применять правила по правописанию парных звонких и глухих согласных.

Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов.

14

«Графический диктант» ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов.

I-V

10.12

Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме

Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов.

15

Исключи лишнее». ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

I-V

17.12

Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

16

«Найди отличия». ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов.

I-V

24.12

Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

17

«Точки».

ЛПЗ. Действия с числами в пределах 20.

I-V

14.01

Состав числа, порядок числа,, действия с числами.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

18

«Что перепутал

художник?»

ЛПЗ. Различие слов,

обозначающих один или

несколько одинаковых

предметов.

I-V

21.01

Различать слова,

обозначающие один или

несколько одинаковых

предметов.

Развитие мыслительных операций

19

«Лица людей». ЛПЗ.

Правописание парных согласных.

I-V

28.01

Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов.

Формирование эмоционального настроя и представлений, развитие мыслительных операций

20

«Угадай, какой формы?» ЛПЗ. Число 20

I-V

04.02

Считать устно в пределах 20.решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

21

«Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж - Ш

I-V

11.02

Различать и выделять на письме ж-ш

Развитие речи, развитие наглядно-образногомышления

22

«Что больше(меньше)?» ЛПЗ. Нахождение суммы и остатка.

I-V

18.02

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

23

«Опиши предмет» ЛПЗ. составление рассказа «Зимние забавы».

I-V

25.02

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой

Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса

24

«Куда улетел шар?» ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

I-V

04.03

Состав числа, порядок числа,, решение примеров.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

25

«Определение расположения предмета». ЛПЗ. Различение парных согласных З-С

I-V

11.03

Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв.

26

«Спрячь зайца» ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на».

I-V

18.03

Составные части задачи.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

27

Сказка «Колобок». ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные

I-V

01.04

Уметь составлять и записывать слова с гласными

Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил.

28

«Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов.

I-V

08.04

Формировать умение складывать звуки в слоги

Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно- образного мышления

29

«Графический диктант» ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов.

I-V

15.04

Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме

Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов.

30

«Сходство и различие». ЛПЗ. Нахождение разности

I-V

22.04

Уменьшение числа на несколько единиц.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

31

«Исключи лишнее». ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

I-V

29.04

Правильная постановка вопроса Что?






Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

32

«Зрительный диктант». ЛПЗ.Приемы сложения и вычитания.

I-V

13.05

Овладение приемами сложения и вычитания.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

33

Промежуточная аттестация

(диагностика за год)

I-V

20.05

Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

34

«Найди отличия». ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов.

I-V

27.05

Выполнения заданий по итоговой диагностике

Выполнение диагностических заданий

.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ


1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!